События и комментарии экспертов фонда

  |  10 декабря, 2013   |   Читать на сайте издания

Сколько в России тратят бюджетных денег на «имидж губернатора»

В конце прошлой недели разгорелся скандал вокруг бюджетной «статьи на улучшение имиджа» для сахалинского губернатора Александра Хорошавина – тот якобы собирался потратить 680 миллионов рублей за три года. С такой формулировкой и о такой сумме на форуме Общероссийского народного фронта доложили президенту Владимиру Путину. «Хоть бы по другой статье провели какой-то», – удивился тогда президент.

В администрации Сахалинской области сразу заявили, что такой статьи, конечно, нет, и речь идет о тратах на «Совершенствование системы государственного управления», в рамках которой существуют региональные СМИ, начиная от содержания убыточных районных газет и заканчивая телевидением. Часть из этих средств (50 млн рублей), как и во всех других регионах, проходит по статье «Информирование о деятельности органов государственной власти». Пока сахалинскому губернатору прочат отставку, Slon выяснил, сколько бюджетных денег тратится на «имидж» остальными.

 

На недавнем закрытом совещании с заместителями губернаторов, отвечающими за внутреннюю политику, глава администрации президента Сергей Иванов назвал недопустимым, когда в рамках так называемого освещения деятельности губернатора его поездки в «детские сады и на стройку» преподносятся как новости, и призвал «не обманывать народ». Это заявление Иванова привел как довод спикер Волгоградской областной думы Владимир Ефимов на обсуждении бюджета области, попытавшись уменьшить траты на СМИ в следующем году. В ответ местный министр печати заявил: «Скоро выборы», – рассказывает издание «Высота 102.0». А по итогам заседания выяснилось, что есть две «священные коровы» в бюджете области, по которым не удалось сократить траты: СМИ и облизбирком.

То есть на форуме ОНФ, по сути, спикеры взяли на себя смелость озвучить секрет Полишинеля: финансово зависимые от региональных властей СМИ действительно выполняют задачу именно положительного информирования жителей о деятельности губернатора и его администрации.

Если посмотреть отчеты об исполнении  бюджетов регионов в части расходов за 10 месяцев 2011, 2012 и 2013 годов, то сравнение этого года и предыдущих показывает: средний темп роста расходов на СМИ – 110,7%, посчитала для Slon эксперт Центра фискальной политики Дарья Андреева. «Субъективное объяснение – что это политика региональных властей. Конечно, доля расходов на СМИ в общих расходах бюджетов крайне мала – 1–2%. Но наращивать расходы на прессу в условиях сокращения доходной базы – шаг, мягко говоря, опрометчивый», – говорит она. Общий  дефицит региональных бюджетов в следующем году вырастет с нынешних 74 млрд до 674 млрд.

Столько денег тратится на «имидж губернатора» 
  2 013 2012 2011 2013 к 2012 2013 к 2011
Субъект
Исполнено, млн.руб. Доля Ранг РФ         
Российская  Федерация 32 201.913 0.49%    29 090.620 24 401.160 110.7% 132.0%
Дальневосточный федеральный округ 1 993.169 0.40%    1 860 1 603 107.2% 124.3%
Амурская область 132.581 0.24% 60 146.461 102.399 90.5% 129.5%
Еврейская автономная область 22.819 0.23% 61 22.591 21.686 101.0% 105.2%
Камчатский край 54.876 0.12% 78 26.198 24.991 209.5% 219.6%
Магаданская область 90.225 0.38% 30 85.125 56.715 106.0% 159.1%
Приморский край 197.828 0.26% 54 222.625 224.442 88.9% 88.1%
Республика Саха (Якутия) 842.732 0.69% 12 761.103 711.433 110.7% 118.5%
Сахалинская область 173.801 0.25% 59 162.130 122.869 107.2% 141.5%
Хабаровский край 384.149 0.49% 22 342.248 250.010 112.2% 153.7%
Чукотский автономный округ 94.161 0.56% 19 91.600 88.852 102.8% 106.0%
Приволжский федеральный округ 3 803.737 0.38%    4 441 3 344 85.6% 113.7%
Кировская область 92.376 0.21% 63 79.528 71.131 116.2% 129.9%
Нижегородская область 366.515 0.31% 44 377.586 358.471 97.1% 102.2%
Оренбургская область 114.653 0.17% 70 88.828 93.708 129.1% 122.4%
Пензенская область 129.387 0.30% 46 127.685 87.877 101.3% 147.2%
Пермский край 21.435 0.02% 83 17.637 10.678 121.5% 200.7%
Республика Башкортостан 961.026 0.74% 8 1 059.240 917.605 90.7% 104.7%
Республика Марий Эл 76.990 0.38% 31 83.885 77.336 91.8% 99.6%
Республика Мордовия 121.062 0.41% 27 148.444 128.889 81.6% 93.9%
Республика Татарстан (Татарстан) 1 060.674 0.69% 11 1 552.359 775.211 68.3% 136.8%
Самарская область 414.507 0.35% 34 432.803 406.664 95.8% 101.9%
Саратовская область 91.288 0.14% 76 89.446 78.599 102.1% 116.1%
Удмуртская Республика 145.080 0.27% 53 177.630 158.540 81.7% 91.5%
Ульяновская область 125.464 0.34% 38 118.147 101.624 106.2% 123.5%
Чувашская Республика – Чувашия 83.281 0.25% 56 88.335 78.214 94.3% 106.5%
Северо-Западный федеральный округ 2 211.650 0.32%    1 747 1 818 126.6% 121.6%
Архангельская область 113.924 0.19% 68 79.899 105.949 142.6% 107.5%
Вологодская область 186.127 0.42% 26 148.062 199.026 125.7% 93.5%
г. Санкт-Петербург 949.531 0.33% 39 694.534 762.244 136.7% 124.6%
Калининградская область 87.708 0.23% 62 72.812 42.571 120.5% 206.0%
Ленинградская область 140.318 0.20% 66 137.028 122.387 102.4% 114.7%
Мурманская область 97.941 0.21% 64 87.660 76.210 111.7% 128.5%
Ненецкий автономный округ 171.931 1.37% 2 109.019 72.386 157.7% 237.5%
Новгородская область 99.825 0.39% 29 53.523 85.432 186.5% 116.8%
Псковская область 74.421 0.31% 45 66.523 70.525 111.9% 105.5%
Республика Карелия 84.102 0.29% 48 76.392 113.985 110.1% 73.8%
Республика Коми 205.825 0.36% 33 221.669 168.247 92.9% 122.3%
Северо-Кавказский федеральный округ 1 592.298 0.63%    1 388 1 355 114.7% 117.5%
Кабардино-Балкарская Республика 244.143 1.20% 4 162.837 186.865 149.9% 130.7%
Карачаево-Черкесская Республика 45.448 0.32% 43 43.958 38.770 103.4% 117.2%
Республика Дагестан 440.931 0.70% 10 355.770 309.430 123.9% 142.5%
Республика Ингушетия 97.650 0.63% 14 46.913 34.826 208.2% 280.4%
Республика Северная Осетия – Алания 68.220 0.36% 32 73.795 66.737 92.4% 102.2%
Ставропольский край 84.638 0.12% 79 85.022 89.495 99.5% 94.6%
Чеченская Республика 611.268 1.35% 3 620.349 629.156 98.5% 97.2%
Сибирский федеральный округ 1 993.748 0.26%    1 853 1 688 107.6% 118.0%
Алтайский край 188.870 0.29% 50 163.296 144.671 115.7% 130.6%
Забайкальский край 28.088 0.07% 82 28.112 32.901 99.9% 85.4%
Иркутская область 184.984 0.19% 69 158.069 97.232 117.0% 190.2%
Кемеровская область 152.642 0.15% 72 156.934 123.826 97.3% 123.3%
Красноярский край 386.351 0.25% 58 381.704 412.539 101.2% 93.7%
Новосибирская область 392.216 0.35% 37 319.301 276.652 122.8% 141.8%
Омская область 340.503 0.50% 21 356.213 344.306 95.6% 98.9%
Республика Алтай 36.346 0.33% 41 30.655 29.860 118.6% 121.7%
Республика Бурятия 56.940 0.15% 71 62.228 48.263 91.5% 118.0%
Республика Тыва 23.483 0.14% 75 18.218 17.298 128.9% 135.8%
Республика Хакасия 146.850 0.71% 9 124.860 104.516 117.6% 140.5%
Томская область 56.474 0.13% 77 54.069 56.852 104.4% 99.3%
Уральский федеральный округ 4 721.614 0.67%    4 042 3 243 116.8% 145.6%
Курганская область 24.911 0.09% 81 41.434 49.032 60.1% 50.8%
Свердловская область 1 032.625 0.58% 16 390.840 312.117 264.2% 330.8%
Тюменская область 475.971 0.43% 25 570.487 443.339 83.4% 107.4%
Ханты-Мансийский автономный округ 991.373 0.58% 17 1 006.070 826.909 98.5% 119.9%
Челябинская область 122.079 0.11% 80 123.045 109.043 99.2% 112.0%
Ямало-Ненецкий автономный округ 2 074.654 1.81% 1 1 910.434 1 503.094 108.6% 138.0%
Центральный федеральный округ 13 961.245 0.66%    12 243 10 009 114.0% 139.5%
Белгородская область 174.856 0.26% 55 161.781 143.425 108.1% 121.9%
Брянская область 54.179 0.14% 73 40.955 39.263 132.3% 138.0%
Владимирская область 57.899 0.14% 74 58.873 41.148 98.3% 140.7%
Воронежская область 243.193 0.32% 42 187.006 162.340 130.0% 149.8%
г. Москва 9 916.882 0.87% 5 8 485 6 898 116.9% 143.8%
Ивановская область 87.037 0.29% 49 79.855 73.688 109.0% 118.1%
Калужская область 275.782 0.65% 13 195.042 233.674 141.4% 118.0%
Костромская область 119.786 0.56% 18 114.153 113.303 104.9% 105.7%
Курская область 90.089 0.25% 57 98.096 128.034 91.8% 70.4%
Липецкая область 208.756 0.54% 20 203.435 179.126 102.6% 116.5%
Московская область 1 918.191 0.62% 15 1 777 1 352 107.9% 141.8%
Орловская область 81.472 0.33% 40 78.294 91.232 104.1% 89.3%
Рязанская область 139.442 0.35% 35 130.276 114.470 107.0% 121.8%
Смоленская область 68.342 0.20% 65 63.507 54.522 107.6% 125.3%
Тамбовская область 100.178 0.28% 52 97.588 107.147 102.7% 93.5%
Тверская область 161.903 0.35% 36 139.386 149.989 116.2% 107.9%
Тульская область 98.762 0.20% 67 109.595 88.773 90.1% 111.3%
Ярославская область 164.497 0.30% 47 223.035 38.081 73.8% 432.0%
Южный федеральный округ 1 924.452 0.42%    1 513 1 336 127.1% 144.0%
Астраханская область 243.007 0.75% 7 46.012 42.868 528.1% 566.9%
Волгоградская область 296.446 0.41% 28 250.196 290.710 118.5% 102.0%
Краснодарский край 878.089 0.44% 24 798.697 632.779 109.9% 138.8%
Республика Адыгея (Адыгея) 111.700 0.87% 6 102.358 99.876 109.1% 111.8%
Республика Калмыкия 41.437 0.46% 23 40.099 47.639 103.3% 87.0%
Ростовская область 353.772 0.28% 51 276.172 222.985 128.1% 158.7%


Источник: info.minfin.ru 

На СМИ стали существенно больше тратить в этом году в Оренбургской (129%), Архангельской (142,6%), Брянской (132%), Воронежской (130%), Ростовской (128%) областях, в Санкт-Петербурге (136,7%), Кабардино-Балкарии (208,2%), Ямало-Ненецком автономном округе (158%), Камчатке (209%), Ингушетии (208%), но больше всего траты в Свердловской (264,2%) и Астраханской областях (528,1%).

На что же именно тратятся деньги? Официально в бюджете прописано, что эти деньги идут, например, на «создание телевизионных программ, газетных публикаций, поддержку убыточных муниципальных газет и телекомпаний, а это более 20 редакций, обеспечение работы единственной региональной телекомпании, публикацию материалов, направленных на повышение туристической, инвестиционной и демографической привлекательности региона и так далее».

Часть средств для работы с федеральными СМИ стандартно проходит по статье расходов «создание благоприятного инвестиционного климата», именно сюда прописываются договоры с ведущими информационными агентствами страны, которые получают заказ на освещение, так же как их региональные коллеги – через сайт госзакупок.

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев говорит, что некоторые регионы действительно тратят деньги на косвенную агитацию и СМИ получают под выборы огромные контракты. А есть регионы, где деньги тратятся на конкретные социальные инициативы по поддержке определенных социальных групп, а СМИ и так «построены». «Но  сразу бросается в глаза, что это регионы, где прошли выборы или будут, либо где проблемы с имиджем. В Астраханской области – выборы, в Петербурге у Полтавченко проблемы с имиджем, в Кабардино-Балкарии выборы в следующем году плюс там шла борьба с силовиками, в Ингушетии были выборы, заканчивались полномочия, в Свердловской области проводили выборы мэра Екатеринбурга, в Брянской готовятся в следующем году к выборам областного парламента, в Воронежской прошли выборы мэра, в следующем году выборы губернатора, в Астраханской – застарелый конфликт, выборы мэра и губернатора, в Ростовской области прошли выборы в заксобрание. В Оренбурге и на Камчатке, возможно, готовятся к досрочным выборам губернатора. Но по общему тренду совершенно очевидно, что там, где вроде как поддерживают прессу, на самом деле пиарят губернатора», – говорит он.

А глава Политической экспертной группы Константин Калачев утверждает, что можно выделить три основных обстоятельства, влияющие на увеличение этой статьи расходов: приближающиеся выборы, падение рейтинга главы региона и необходимость его срочной реанимации, внутриэлитные конфликты и отсутствие полного контроля над информационным пространством региона. «Усугубляют ситуацию аппетиты отдельных пресс-секретарей и пиарщиков некоторых региональных руководителей, которые кормятся от объемов затраченных на информационную политику средств», – рассказывает  Калачев.

 

Если оценить траты на СМИ в течение последних лет, сразу заметен постепенный их рост после прихода нового губернатора, которому нужно с нуля завоевывать лояльность жителей области. 

В Волгоградской области после назначения губернатором Сергея Боженова в 2012-м такая динамика: в 2013-м расходы бюджетных денег составили 428 миллионов, в 2012-м было 334 миллиона рублей, согласно данным Минфина, а на 2014-й запланировано около 308 миллионов. Но это не значит, что потрачено будет именно столько: статья расходов на СМИ в течение этого года постоянно увеличивалась. Аппетиты СМИ постоянно росли. В Волгограде было заложено 238 млн на 2012 год, но с приходом Боженова цифры подкорректировали и потратили 334 млн, а на 2013-й было заложено 318 миллионов, но уже потрачено 428 миллионов.

В Челябинской области после назначения Михаила Юревича в апреле 2010-го динамика расходов на СМИ выглядит так: в 2011 году потрачен 121 миллион, в 2012-м – 187 миллионов, в 2013-м будет 202 миллиона. Но это довольно скромная сумма по сравнению с затратами назначенных в прошлом году губернаторов Свердловской области Евгения Куйвашева и главы Астраханской области Александра Жилкина: рост в 2,6 и 5,28 раза.

Всего в прошлом году в Свердловской области было потрачено 529,66 миллиона, в этом – до октября потратили около миллиарда рублей, а в конце года сумма может составлять порядка миллиарда трехсот миллионов.

На что именно уходят деньги? Согласно лотам на сайте госзакупок, которые обнаружило издание Znak.com, траты бюджета области выглядят так: 5,445 млн рублей ЗАО «Коммерсантъ в Екатеринбурге», 2,449 млн «Интерфакс-Урал», 3,04 млн ФГБУ «Редакция «Российской газеты», 4,515 млн ЗАО «Авторские телевизионные новости» (речь идет о региональном вещании канала «Россия-24»), 2,570 млн телекомпании «Четвертый канал» и т.д.

По словам Калачева, астраханскому губернатору Александру Жилкину, чьи полномочия заканчиваются уже через год, также пришлось пойти на «покупку лояльности независимых ресурсов, на подкормку своих, может быть, на создание новых СМИ, ставить блоки на негатив и так далее».

Рост расходов бюджетных денег на СМИ связан не столько с назначением нового губернатора, нуждающегося в укреплении позиций, сколько с проведением выборов, как справедливо отметил министр печати Волгоградской области. Яркий пример: Ярославская область, где в 2012-м прошли выборы мэра и городского совета Ярославля, а в 2013-м областного. Динамика расходов такая: в 2011-м – 51,47 млн рублей, в 2012-м уже 123 млн, в 2013-м – 205 млн к концу года.

А губернатору, пришедшему в регион на смену еще не потерявшему влияния предшественнику, все-таки придется потратиться на прессу из регионального бюджета. В Новосибирской области губернатор Василий Юрченко, назначенный в 2010-м, не стал в первые годы заметно увеличивать расходы на СМИ (в 2011 году – 350,6 миллиона, в 2012- м – 393,09 миллиона). В 2012-м, после того как Юрченко столкнулся с резким неприятием местных элит, а в городе и по области был получен один из самых слабых результатов «Единой России» на выборах в Госдуму, меняется вице-губернатор и команда, отвечающие за работу во внутренней политике и со СМИ. В регионе начинается политика задабривания СМИ, выстраиваются новые структуры, растет финансирование местного ВГТРК, рассказывает источник Slon, близкий к администрации области. По его словам, новый ответственный вице-губернатор Виктор Козодой лично ездил к генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву договариваться о смене политики: местное телевидение якобы находилось под влиянием бывшего губернатора области, а сейчас полпреда в Сибири Виктора Толоконского. В итоге в 2013-м траты должны вырасти до 569,6 миллиона, хотя изначально закладывали 481 миллион.

Задабривание или запугивание

Меньше всего тратит денег на СМИ Еврейский автономный округ – 26,49 миллиона, а больше всего на прессу уходит в Москве – к октябрю потрачено почти 10 миллиардов рублей (рост на 116,9% по сравнению с прошлым годом), а к концу года будет израсходовано 11 миллиардов 611 миллионов. В Чечне на СМИ ушло за 10 месяцев 611 миллионов рублей. Вот как росли траты на СМИ в Чечне: в 2011-м – 774 млн, 2012-м – 825 млн, 2013-м – 1026 млн

Однако если сравнить отношение общего бюджета к бюджету на СМИ, то Чечня тратит около 1,5% на медиа, в то время как в Москве это соотношение составляет примерно 0,7%. 

Любопытно, что в Кемеровской области, где многие критики губернатора Амана Тулеева называют управление регионом «авторитарным», это соотношение равно 0,43%. Население Ингушетии составляет 442 тысячи человек против 1,3 млн в Чечне – разница в три раза, а разница трат на СМИ (142 млн в этом году против 1 млрд) в семь раз.

«Если смотреть Волгоград, Ростов, Дагестан, Воронеж – это такая дорога возрастания проблем, которые существуют в регионах. Идет борьба, ее костер решили тушить ассигнациями, значит, надо все больше контрактов со СМИ размещать. Если посмотреть в самое начало таблицы, то мы увидим далеко не бедные регионы, Самарская, Челябинская, Кемеровская, Коми, но расходов немного: там либо гораздо более "рукастые" команды, либо все жестко отстроено за небольшие деньги. А вот Курганская область – всего 60% от прошлогодних расходов – показывает, что местная власть уже не борется, а ждет, когда с ней кто-то что-то решит», – говорит руководитель экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов.

Глава Фонда, бывший руководитель Управления внутренней политики в администрации президента Константин Костин напоминает, что бюджетные средства выделять нужно: чтобы информировать население о том, что делают власти, как пользоваться услугами, нововведениями, льготами, – это то, на что люди имеют право, но «во всем необходимо иметь чувство меры».

Миллиардные суммы тратит на СМИ и бюджет Московской области: в 2011-м было 1,8 миллиарда рублей, сейчас потрачено больше 1,9 миллиарда. Существенную часть «съедает» телеканал «Подмосковье». Согласно этому лоту на сайте госзакупок, Минэкономики Московской области на следующий год планирует потратить почти 1,5 миллиарда рублей как раз на телеканал «Подмосковье».

Растут траты на СМИ и в Санкт-Петербурге. Уже потрачено за 10 месяцев 949 миллионов против 694 миллионов за аналогичный период в прошлом году, всего к концу года расходы на СМИ могут составить больше полутора миллиардов рублей, что приведет к резкому росту в сравнении с прошлым годом.

Если сравнить планируемые траты с получившимися, то заметно, что что во многих регионах изначально закладывалось меньше денег на СМИ, но в ходе исполнения бюджета расходы повышались: в Вологодской и Кемеровской областях было по 159 и 199 млн рублей, а стало примерно 210 миллионов рублей, в Белгородской закладывали 173 млн рублей, а стало 250 миллионов, в Челябинской – 190 млн, а стало 202 миллиона и так далее.

На самом деле трата, в которой упрекают губернатора Сахалинской области, – примерно двести с чем-то миллионов рублей – это средние показатели бюджетных трат на СМИ в самых разных регионах России. Но тут, во-первых, количество потраченных бюджетных денег также  все время росло (в 2013-м набежит сумма 239 миллионов, хотя в 2011-м потратили 175 миллионов), а во-вторых, область считается одной из самых малонаселенных – около пятисот тысяч жителей. 

Вне бюджета

Однако это были только официальные расходы, легальный кусок в бюджете, проходящий по статьям «информированием о деятельности госорганов», «создание привлекательного инвестиционного климата в регионе» и «финансовая поддержка региональных и местных СМИ».

Сколько в регионе тратится на нанятых для губернатора сторонних пиарщиков, точно подсчитать невозможно. Часто функционал разводится: за пиар для жителей региона отвечает один человек, а для федерального центра – другой. «Все-таки когда речь о федеральных СМИ заходит, стараются пиарщиков брать не местных», – рассказал Slon один из работающих на губернатора политтехнологов. 

Есть несколько губернаторов, которых ведут московские известные политологи. По словам главы «Минченко Консалтинг» Евгения Минченко, это работа вплоть до «выстраивания отношений с федеральными элитами, вплоть до лоббизма с федеральными чиновниками». «Мы работаем или со стратегическим политическим планированием глав регионов, или с лоббистскими проектами, или в качестве аудиторов той работы, которую ведет команда губернатора», – говорит он.

По мнению опрошенных Slon политтехнологов, ценник на услуги зависит от региона, задач и щедрости губернатора: услуги на обычный консалтинг не в «военное», предвыборное время, стоят примерно от 20 тысяч долларов в месяц до миллиона долларов в год. «Могут официально брать три-четыре тысячи заработной платы долларов в год, а за год стать миллионером – на откатах за услуги подрядчиков», – рассказывает другой политтехнолог. За советы по «очеловечиванию» образа губернатора Боженова местный бизнес платит около пятисот тысяч рублей в месяц каждому члену команды, рассказал Slon источник, близкий к администрации. Оплата проходит либо в форме черного нала, но это обычно в случае войны с местными элитами, когда много черного пиара, либо услуги пиарщиков оплачивает близкий к власти бизнес, получающий, в свою очередь, преференции от администрации. «Но иногда лучше бюджетные деньги, чем отдавать это на аутсорс бизнесу, который строит на такие деньги империю, а потом губернатор попадает в зависимость», – рассуждает Леонид Давыдов. Калачев приводит в пример свердловский портал Ura.ru как один из ресурсов, принадлежащих «финансово-промышленным группам в регионе, чья восторженность в отношении губернатора зависит от их отношений с ним».

Разница в форме оплаты работы пиарщиков зависит от финансового развития региона, говорит один из опрошенных Slon политтехнологов. «Понятно, что чем более в регионе развита финансовая сфера, чем больше все глобализованы и с банками на Кипрах, и в Люксембургах, тем больше элита привыкла к наличным деньгам. А вот в Мордовии какой-нибудь с этим наверняка сложнее», – рассказывает он. 

Лолла Тогаева