События и комментарии экспертов фонда

  |  28 июля, 2016   |   Читать на сайте издания

Перемена мест снимаемых

Самые масштабные кадровые перестановки в 2016 году, которые произвел 28 июля Владимир Путин, в большей степени касаются региональной, нежели федеральной, политики. Однако и кадровый выбор, и некоторые структурные решения позволяют предположить, что администрация президента начинает искать новые управленческие модели, которые в дальнейшем будут применены на всех уровнях власти.

Владимир Путин сменил сразу трех из девяти полпредов, губернаторов в четырех регионах и руководителей в двух федеральных ведомствах (см. схему). Самые серьезные кадровые и структурные перемены произошли в Крыму, но и другие назначения свидетельствуют о том, что там, где можно, система управления упрощается, заслуженные кадры не остаются на улице, а на первое место выдвигаются политики с силовым прошлым.

Губернатор Севастополя Сергей Меняйло переведен полпредом в Сибирский федеральный округ, его место занял федеральный чиновник Дмитрий Овсянников, Крымский федеральный округ влит в Южный, руководство округом осталось за бывшим генеральным прокурором Владимиром Устиновым, который возглавляет его с 2008 года.

Упразднение Крымского округа в администрации президента объясняют завершением переходного периода, который начался в 2014 году,— теперь Республике Крым и Севастополю придется работать в составе ЮФО на равных с другими субъектами условиях. С этим согласен Алексей Чалый, который считает, что обычно на округ приходится не меньше десяти субъектов, а существование Крымского округа было оправдано лишь переходным периодом. «Упразднение КФО означает то, что завершился переходный период и теперь Севастополь и Крым — обычные субъекты РФ. Мы еще в марте 2014 года предлагали включить нас в ЮФО, наверно, это правильно»,— говорит вице-спикер заксобрания Севастополя Александр Кулагин.

Еще одной причиной такого решения могло стать желание федерального центра упростить управление Крымом.

По словам источников “Ъ” в госструктурах, вопрос оптимизации обсуждался в федеральном центре с конца 2015 года. Предпосылок для этого было достаточно. У правительства и курирующего Крым вице-премьера Дмитрия Козака возникали претензии к местным властям по освоению бюджетных средств, постоянно сдвигались сроки исполнения ФЦП «Развитие Крыма и Севастополя до 2020 года», а между главой полуострова Сергеем Аксеновым, губернатором города Сергеем Меняйло и полпредом президента Олегом Белавенцевым возникали конфликты. «Этот гордиев узел надо было как-то разрубить»,— говорит источник “Ъ”, близкий к администрации президента РФ. Ключевые предложения, в том числе по ликвидации КФО, исходили от Дмитрия Козака: отдельный округ нужен был для ревизии украинского наследства, развивать полуостров нужно в составе ЮФО. В военно-административном делении Крым и Севастополь и так закреплены за Южным военным округом. «Крым больше не нуждается в особом статусе и особых условиях»,— говорит глава комитета заксобрания Краснодарского края (входит в ЮФО) по местному самоуправлению единоросс Николай Петропавловский. Для самого ЮФО, в который теперь входит восемь субъектов, изменением границ перемены могут не закончиться. «В новой географической конфигурации логичным выглядит размещение центра округа в Краснодаре»,— говорит господин Петропавловский. Полпред работает в Ростове-на-Дону. Помощник Владимира Устинова Анатолий Сафронов сказал “Ъ”, что слухи о переносе полпредства в Краснодар муссируются давно, но из указа президента не следует, что такие изменения произойдут.

Вторым шагом по упрощению управленческой системы можно считать кадровые решения.

Слухи о возможной отставке как губернатора Севастополя Сергея Меняйло, так и крымского полпреда Олега Белавенцева ходили последние полгода. В марте крымские СМИ сообщали, что господин Меняйло написал заявление об отставке, но президент ее не принял. Почвой для таких разговоров являлся тянувшийся полтора года конфликт губернатора и полпреда с командой экс-спикера заксобрания Алексея Чалого. С жалобами на работу правительства Севастополя господин Чалый обращался в Генпрокуратуру. В августе 2015 года сторонники экс-спикера собрали 22,5 тыс. подписей жителей Севастополя о негативной ситуации в городе и передали в администрацию президента. На прошлой неделе та же инициативная группа начала сбор подписей за отставку губернатора и введение выборов губернатора (эту законодательную инициативу уже дважды блокировали сторонники Сергея Меняйло в заксобрании).

Близкий к правительству РФ источник “Ъ” сказал, что последней каплей для федеральных властей стал сбор подписей за отставку губернатора, это в преддверии думских выборов проецировало низкий рейтинг господина Меняйло на всю власть в Севастополе. Вице-спикер заксобрания Севастополя Александр Кулагин сказал “Ъ”, что Сергей Меняйло не сумел «организовать команду», а в городе сейчас нужна «не оборона, а развитие», а для этого «необходимы другие люди».

Сергей Меняйло через своего пресс-секретаря передал “Ъ”, что решение президента стало «неожиданностью» как для него, так и для членов правительства Севастополя. При этом господин Меняйло «воспринимает свое назначение (полпредом.— “Ъ”) как повышение». Врио вице-губернатора Севастополя по вопросам внутренней политики Евгений Дубовик сообщил “Ъ”, что Сергей Меняйло еще не вернулся из Москвы и пока «не общался с коллективом». Источник “Ъ” в правительстве перевод господина Меняйло в Сибирский федеральный округ (СФО) назвал «мягкой формой отставки». «Идти на думские выборы при таком раскладе было самоубийственно,— говорит чиновник.— Именно поэтому врио губернатора стал крепкий хозяйственник, а не политик».

Алексей Чалый перестановки на посту губернатора считает положительными. Он сказал “Ъ”, что отставки господина Меняйло ждал не только он, но и Севастополь. По словам господина Чалого, он познакомился с назначенным врио губернатора Дмитрием Овсянниковым в апреле 2015 года и с тех пор несколько раз встречался. «Надеюсь, что это то, что нужно городу для развития. Он подходит по возрасту, по образованию, по опыту работы»,— сказал Алексей Чалый. Собеседник “Ъ”, близкий к правительству РФ, говорит, что с господином Чалым кандидатура господина Овсянникова в АП обсуждалась заранее.

Инициатор сбора подписей, кандидат в депутаты Госдумы от Партии роста Олег Николаев сказал “Ъ”, что сбор подписей за отставку губернатора теперь неактуален, но вопрос о выборах губернатора остается в повестке. Господин Николаев надеется, что сторонники Сергея Меняйло в заксобрании в сентябре все же примут поправки к уставу, потому что экс-губернатор «на них уже не давит». В случае необходимости господин Николаев готов провести по этому вопросу референдум.

Курирующий Крым вице-премьер Дмитрий Козак назвал положительным фактом то, что врио губернатора назначен человек, имеющий опыт работы в гражданской сфере. Он подчеркнул, что господин Овсянников «должен будет решать вопросы не только развития промышленности», но и «многочисленные застаревшие проблемы городского хозяйства, вопросы развития туризма», решать вопрос с утверждением генплана города на долгосрочную перспективу. Отметим, что господин Козак ставил в вину Сергею Меняйло и Олегу Белавенцеву прежде всего срыв сроков по заключению контрактов в рамках реализации федеральной целевой программы (ФЦП) и неэффективное расходование бюджетных средств. Неслучайно 28 июля господин Козак заявил, что среди первоочередных задач врио главы Севастополя — ликвидация отставаний по реализации ФЦП. «Уверен, что будет налажена ритмичная работа»,— подчеркнул он.

Сергей Меняйло и Олег Белавенцев считаются близкими к министру обороны Сергею Шойгу людьми. Политолог Константин Калачев полагает, что, несмотря на их отставку, влияние господина Шойгу на полуостров не снизится. «Роль военных в Крыму в целом высока. И это связано не только с историей вхождения Крыма в состав России. Любой руководитель Крыма или Севастополя будет заинтересован в отношениях с Шойгу, потому что геополитическое положение Крыма и ситуация вокруг полуострова не меняются, не меняется и влияние министра обороны. Крым не только территория развития, но форпост России на Черном море. Влияние Шойгу на стратегические решения, безусловно, сохраняется»,— говорит он. Впрочем, эксперт отметил, что решать экономические вопросы Дмитрию Козаку через господина Овсянникова станет проще.

 

Ситуация с полпредами: своих на переправе не бросают

Трудоустройство тех, кто 28 июля ушел из Крыма, стало подтверждением того, что федеральный центр обычно не оставляет тех, кто с ним работает. Однако в силу турбулентности последних месяцев забота об отставниках — тоже новация.

Ситуация с господином Белавенцевым была непростая, утверждают собеседники “Ъ”, он является давним соратником министра обороны РФ Сергея Шойгу, с которым до сих пор дружен, и «уходить в никуда с поста не собирался». В итоге он возглавил СКФО. После того как в 2014 году с поста полпреда президента ушел Александр Хлопонин, Олег Белавенцев станет вторым «военным» представителем президента в регионе. Политолог Константин Костин подчеркивает, что работа в полпредстве на Северном Кавказе имеет свои особенности — там «много работы, связанной с антитеррором, безопасностью, а также выстраиванием межэлитных отношений внутри региона». Господин Хлопонин во время работы пытался делать акценты на экономическом развитии территории, а когда его в качестве полпреда сменил Сергей Меликов, в 2014 году даже было выделено «территориальное» Министерство по делам Северного Кавказа, которое возглавил близкий к Александру Хлопонину экс-губернатор Красноярского края Лев Кузнецов.

Насколько скоро Олег Белавенцев встроится в специфическую работу на Северном Кавказе и сменит аппарат, собеседник “Ъ”, близкий к полпредству, прогнозировать не берется, ведь «округ сложный и перемены здесь быстро не происходят». Как будет выстраивать господин Белавенцев работу «в новом для него округе, пока непонятно, ведь Северный Кавказ — это однозначно не Крым, который только недавно стал российским, здесь другие проблемы», говорит собеседник “Ъ” в думе Ставропольского края. Член Совета федерации от края Михаил Афанасов считает, что бывший полпред Сергей Меликов смог «сохранить в СКФО статус-кво» и «обеспечить стабильность в таком непростом регионе, как Северный Кавказ».

Губернатор Севастополя Сергей Меняйло был перемещен на пост полпреда в СФО, где сменил отправленного в отставку Николая Рогожкина. Господин Рогожкин пришел на пост полпреда после бывшего губернатора Новосибирска Виктора Толоконского в 2014 году и «был намного менее активен, даже на официальных мероприятиях он появлялся крайне редко», говорит один из депутатов горсовета Новосибирска, который полагает, что «должность сибирского полпреда была для Рогожкина некой синекурой». «В последнее время полпредство стоит несколько в стороне, как свадебный генерал»,— утверждает политолог Владимир Леонтьев.

Влияние полпредов на политическую, экономическую жизнь регионов сейчас незначительно, поэтому фамилия полпреда не так принципиальна, как на момент появления института, считает политолог Дмитрий Пучкин. «На практике идеальными персонами в должности полпреда были коммуникаторы Виктор Толоконский и Леонид Драчевский (полпред в 2000–2004 годах.— “Ъ”)»,— считает эксперт. «Господин Меняйло отличается тем, что он даже в своем городе не смог выстроить эффективные взаимоотношения с политической элитой. Как он сможет выстроить отношения с такими политическими тяжеловесами, как Толоконский и Тулеев?» — говорит Дмитрий Пучкин.

 

Региональная политика не место для слабаков

Власть сменилась 28 июля еще в двух регионах. Cвой пост потерял назначенный в 2012 году ярославский губернатор Сергей Ястребов, чей срок полномочий истекал в 2017 году. В рейтинге ФоРГО господин Ястребов находился в самом конце, занимая 81–83-ю позицию. По словам главы обкома КПРФ Александра Воробьева, господин Ястребов «попал на должность случайно», а вся «оппозиция требовала его отставки». «В народе и даже у чиновников у него было прозвище Пофигист. То есть ему пофиг было на все. Кто бы ни обращался, он спокойно ходил и ни за что не переживал. Должность губернаторская сама по себе нелегкая, но для него она тяжелой не была, потому что он не обращал внимания на все эти вопросы»,— господин коммунист. Собеседник “Ъ” в заксобрании заявил, что «Сергей Ястребов на политику не влиял, в регионе была реальная конкуренция, что хотя бы праймериз по выборам мэра Рыбинска показали (врио главы города Денис Добряков получил 63,8%, его конкурент, депутат облдумы от партии власти Владимир Денисов,— 34,8%.— “Ъ”)». «Такая республика у нас вряд ли теперь будет»,— посетовал он.

«Я член Совета федерации, но со мной не работало правительство области все эти годы. Мой потенциал абсолютно был не востребован. Это показатель того, что и команда оказалась очень слаба. Еще и постоянные коррупционные скандалы с руководителями и подчиненными»,— сказал “Ъ” экс-глава региона сенатор Анатолий Лисицын.

Врио главы области назначен экс-замминистра МВД Дмитрий Миронов, чье назначение одобрили как единороссы, так и представители оппозиции. «Это кадровое решение президента, и мы его поддерживаем»,— заявил “Ъ” вице-спикер облдумы Павел Исаев. Депутат Госдумы от «Справедливой России» Анатолий Грешневиков обещает поддержку врио губернатора справороссами в облдуме. Оппозиционер, депутат облдумы от «Гражданской платформы» Сергей Балабаев, ждет от Дмитрия Миронова «торжества закона и соблюдения законодательства на территории области». Руководить областью в ранге врио господину Миронову придется долго — глава ярославского избиркома Олег Килипченко сообщил, что выборы губернатора пройдут 10 сентября 2017 года, поскольку «избирательные действия уже невозможно организовать на 18 сентября». Таким образом, господину Миронову придется нести ответственность за результат думских выборов. Напомним, что в 2011 году, когда область возглавлял «варяг» Сергей Вахруков, результат «Единой России» на думских выборах был самым низким именно в Ярославской области — 29,1% (по стране — 49,3%). Политолог Александр Миклин считает, что назначение замминистра внутренних дел — это «прямой сигнал президента к тому, что в регион придет человек, который будет наводить здесь порядок»: «Политические или партийные пристрастия врио губернатора будут не очень актуальными. Он сюда придет не для обеспечения победы той либо иной партии, а для наведения порядка»,— говорит он.

Еще одним регионом, где поменялся руководитель, стала Калининградская область. На повышение ушел Николай Цуканов, который на выборах в 2015 году получил 70,4%. По мнению политтехнолога Андрея Колядина, Николай Цуканов «потихонечку утряс политические страсти в регионе, выдавив или придушив всех основных генераторов политического беспокойства, хотя находился в очень агрессивной среде». «С ним боролись весь первый срок, постоянно списывали его, отправляли в отставку, включали в отстающие. А он уперто шел вперед — возможно, этим и приглянулся Путину неожиданно для окружных элит»,— полагает он. При этом господин Колядин отметил, что «современная кадровая политика (администрации президента.— “Ъ”) — вне логики и предположений».

Место врио главы области занял руководитель региональной ФСБ Евгений Зиничев. «Мы команда президента, его решение поддерживаем и не обсуждаем. Николай Цуканов сделал многое для региона, будем продолжать работать с новым руководителем на развитие области»,— заверила “Ъ” спикер заксобрания Марина Оргеева. Независимый депутат облдумы Соломон Гинзбург сомневается в эффективности врио губернатора. «Для региона это неизвестная фигура, непрозрачная для нас. Экономическая ситуация в области плохая, растет безработица. Отменен режим, по которому жители региона-анклава могли въезжать в ЕС без виз на расстояние 200 км. Все это упущения действующей власти региона, но смогут ли новые руководители это исправить?» — говорит господин Гинзбург. Он намерен выступить с инициативой о созыве внеочередного заседания облдумы для «знакомства с новым врио губернатора». «Пусть он расскажет нам, что собирается делать, какая у него программа, кадровые намерения»,— заявил депутат.

Отметим, что в Калининградской области в 2009–2010 годах проходили многотысячные митинги протеста против губернатора-«варяга» Георгия Бооса. Именно после них главой области был назначен «местный» Николай Цуканов. Евгений Зинкевич возглавил областную ФСБ в 2015 году, до этого отношение к Калининградской области он не имел.

Политолог Михаил Виноградов отметил, что все четыре губернаторские отставки так или иначе «вызревали» и во все четыре региона поставлены федеральные кадры: в Севастополе это оказалось способом «нивелирования внутриэлитного конфликта», ярославский губернатор считался «непопулярным» и «отстающим», Николай Цуканов также долго был в аутсайдерах и «только в последние два года ситуация выравнялась», из-за чего господин Цуканов и ушел формально на повышение. «Сюрпризом стал, скорее, именно пакет перестановок, его резонансность»,— заключил господин Виноградов.

 

Отдел политики