http://ok-inform.ru Губернаторов ранжировали по эффективности «под выборы»
Особенность нынешней «табели о рангах» - то, что в ней учены результаты праймериз, проведенных 22 мая партией «Единая Россия». Кроме того, в этом рейтинге впервые за долгое время отсутствует «группа смерти» - туда обычно входили главы регионов, чья отставка виделась экспертам скорой и неизбежной. По словам главы ФоРГО Константина Костина, это говорит об общем повышении за год качества госуправления в субъектах РФ.
Регионы-лидеры и эффект от праймериз
Первую строчку рейтинга во второй раз подряд занял губернатор Тюменской области Владимир Якушев. На втором месте - многомесячный экс-лидер исследования, глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. Сменился на этот раз и «бронзовый» призер - главу Татарстана Рустама Минниханова подвинул на одну строчку вниз губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.
Пятое-шестое места делят глава Чечни Рамзан Кадыров и бессменный (еще со времен Бориса Ельцина) кемеровский губернатор Аман Тулеев. Седьмое место занял Белгородский губернатор Евгений Савченко, на восьмом - московский градоначальник Сергей Собянин. Девятое место досталось единственной женщине в рейтинге - главе Владимирской области Светлане Орловой, а замкнул десятку лидеров губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
По мнению экспертов ФоРГО, при всей разности регионов и личностей их лидеров, занявших первые десять мест, все они объединены целым рядом общих признаков. Во-первых, это безусловная поддержка со стороны населения, позитивные отзывы в прессе и отсутствие «дыр» в бюджете. Во-вторых - интерес к региону со стороны инвесторов, активное развитие промышленности, инфраструктурных проектов, подъем «социалки» и т.д. Именно опыт регионов-лидеров, как правило, федеральный центр пытается распространять на другие, менее успешные субъекты федерации.
По словам главы ФоРГО Костина, важным фактором для расстановки глав регионов «по ранжиру» стали прошедшие в конце мая праймериз «Единой России». По сути, они стали для губернаторов своеобразным тестом. Прежде всего - на способность организовать голосование на выборах, основываясь на принципах открытости и конкурентности, как того требует Москва. Большая часть губернаторов справилась с этим вызовом.
Те же главы субъектов, кто не сумел обеспечить «прозрачность» праймериз, серьезно ухудшили свои позиции. Так, губернатор Калининградской области Николай Цуканов потерял пять позиций, упав с 76-го на 79-е место. Лидер Свердловской области Евгений Куйвашев понизил свой рейтинг также на пять пунктов, переместившись с 59-го на 64-е место. А глава Ульяновской области Сергей Морозов потерял четыре позиции (76-е - 80-е места). По мнению экспертов, всем им предстоит срочно сделать оргвыводы из произошедшего. Ведь если подобное повторится в ходе самих выборов в Госдуму или региональные парламенты 18 сентября, спрос Кремля с губернаторов будет куда более жестким.
Петербург и область - в числе «крепких середняков»
Руководители двух главных регионов Северо-Запада и в рейтинге расположились в буквальном смысле по соседству. Петербургский градоначальник Георгий Полтавченко делит 18-19-е места с главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым, а областной лидер Александр Дрозденко - 20-21-е места с новым губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко.
Высокий рейтинг Полтавченко аналитики объяснили несколькими факторами. Главный из них - безусловная поддержка президента Владимира Путина (по чьему настоянию, собственно, непубличный Полтавченко и занял этот пост). Кроме того, хозяин Смольного имеет имидж деятельного, но крайне скромного и при этом воцерковленного политика. Доминанты его правления - бюджетная экономия (вплоть до таких издержек, когда из года в год в казне города-региона остаются лежать неиспользованными десятки миллиардов рублей), а также демонстративный отказ от амбициозных городских мегапроектов. Конечно, исключая те, которые реализуются вместе с федеральным центром.
При этом даже оппоненты Полтавченко вряд ли могут упрекнуть его в том, что «в Петербурге нет порядка». По крайней мере, таких диких историй (вроде утопления города в снегу или «сбивания сосулей промышленным лазером»), какие регулярно случались при прошлой градоначальнице, в Петербурге не слышали давно. При этом Полтавченко, судя по заседаниям в Смольном, постоянно держит своих подчиненных в тонусе и, соответственно, получает в основном хорошую прессу.
- Если говорить о позитиве, то в последние годы стоит отметить серьезное укрепление позиций петербургского губернатора Георгия Полтавченко. Ему удалось полностью выправить ситуацию, подпорченную в свое время не совсем прозрачной избирательной кампанией 2014-го, - говорит политолог Павел Данилин.
Что касается главы Ленобласти Александра Дрозденко, то он в последних рейтингах стабильно занимает места в самом низу лидирующей группы - с 20-го по 25-е. В пользу Дрозденко, несмотря на то что его регион откровенно небогат, также играют сразу несколько факторов. Во-первых, в Ленобласть так или иначе приходят новые инвесторы - благодаря сформированной здесь системе умеренных налоговых поборов, а также из-за близости к границам Евросоюза. К тому же нынешняя бизнес-среда в Петербурге частенько вынуждает инвесторов размещать свои проекты за границами города.
Кроме того, губернатор Дрозденко абсолютно искренне интересуется делами своего региона. Он часто колесит по его территории, лично встречается с жителями и, как следствие, имеет среди них поддержку. Кроме того, в мае Дрозденко затеял в Ленобласти целую реформу власти. Согласно ей, вскоре в каждом районе региона возникнут местные филиалы областного правительства, отвечающие за основные нужды жителей. Туда на постоянную работу откомандируют чиновников, до недавнего времени сидевших на своих постах в центре Петербурга.
Чего не видит рейтинг
Рейтинг эффективности губернаторов включает в себя массу различных параметров, но, как показывает практика, слабо учитывает «коррупционную составляющую» в работе глав регионов. Да, в нем есть так называемая «группа аффилированности» - перечень губернаторов, чьи интересы могут тесно пересекаться с интересами местного крупного бизнеса. По словам Константина Костина, эта часть рейтинга основана на информации от силовиков, а также на данных ОНФ. На этот раз в «черный список» попали приморский губернатор Владимир Миклушевский (31-е место), глава Самарской области Николай Меркушкин (38-е место), губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев (63-64-е место) и его коллега из Пермского края Виктор Басаргин (84-е место).
- Главным достижением мы считаем следующее: в первый раз, когда мы учитывали «фактор аффилированности», он касался сразу 25 субъектов РФ, - пояснил Костин. - А сейчас в этом списке - всего четыре региона. Так что усилия государства, направленные на борьбу с коррупцией и конфликтом интересов в регионах, приносят результаты.
Однако в целом с прогнозами у аналитиков ФоРГО - не очень. Так, еще в конце 2014-го аналитики писали: «Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер вновь вошел в первую десятку глав регионов с очень высоким рейтингом, улучшив предыдущий показатель на три позиции. Сейчас он - на 9-й строчке, сразу после главы Чечни Рамзана Кадырова». А уже через пару месяцев Гайзера с позором сняли с должности по подозрению в вымогательстве миллионных взяток «в составе организованной группы».
То же самое касается и другого главы региона, попавшего в тюрьму за свои профессиональные «достижения». Речь - о руководителе Сахалинской области Александре Хорошавине, которого в течение 2013-2014-го ураганно критиковали члены ОНФ. «Фронтовики» тогда заявляли: Хорошавин тратит миллионы из бюджета на собственный пиар. «Критика ОНФ - еще не приговор для руководителя региона, что показывают результаты рейтинга, - писали аналитики. - Ему, несмотря на претензии со стороны ОНФ, все же удалось подняться из подвала таблицы в благополучную компанию - на 70-е место». А уже через несколько месяцев к «исправившемуся» Хорошавину пришли следователи Следственного комитета и изъяли у него коллекцию сверхдорогих часов, автомобилей и «ювелирки» больше чем на миллиард рублей.
«Подвал» рейтинга - уже не приговор?
Стоит признать, что в последние годы рейтинг эффективности хорошо работал в случаях с губернаторами-неудачниками, кандидатами «на вылет». И хотя сейчас «группы смерти» как таковой в рейтинге нет, это вовсе не значит, что находящиеся там главы регионов могут чувствовать себя в полной безопасности. Напомним: сейчас места с 81-го по 83-е делят новый глава Северной Осетии Вячеслав Битаров, а также лидеры Омской и Ярославской областей Виктор Назаров и Сергей Ястребов. А две последние строчки рейтинга занимают давнишние обитатели «подвала» - пермский губернатор Виктор Басаргин и глава Карелии Александр Худилайнен.
Живучесть Басаргина и Худилайнена давно удивляет аналитиков ФоРГО - и, как правило, ее объясняют связями обоих в Администрации президента. Однако в отношении других «кандидатов на вылет» эксперты ФоРГО, как правило, не ошибались. Так, после пребывания в «группе смерти» своих постов в последние полтора года лишились глава Тверской области Андрей Шевелев, Красноярского края - Лев Кузнецов, лидеры Северной Осетии Теймураз Мамсуров и Брянской области - Николай Денин. Чуть ранее их судьбу разделили глава Орловской области Александр Козлов, глава Удмуртии Александр Волков, губернаторы Курганской и Новосибирской областей Олег Богомолов и Василий Юрченко, а также глава Ненецкого автономного округа Игорь Федоров.
Есть мнение, что, обойдясь без «группы смерти», эксперты дали понять: центральная власть вряд ли будет «отстреливать» кого-либо из провинившихся региональных лидеров до выборов в Госдуму. Ведь тогда возникает риск, что в обезглавленном регионе может быстро возникнуть нестабильность. Однако опыт Гайзера и Хорошавина показывает: если у силовиков возникнут железные подозрения в коррупции, ни один из глав регионов не сможет чувствовать себя в безопасности, даже если он входит в первую пятерку списка. В целом же, считают аналитики, рейтинг ФоРГО достаточно объективен и служит ценным инструментом для Кремля - хотя бы для понимания того, что же происходит в нашей необъятной стране.
- Последние два года Россия провела в условиях жестких экономических санкций. Это коснулось и глав регионов. Финансовое положение в стране по объективным причинам ухудшалось. А федеральный центр скрыто, но упорно сбрасывал социальные обязательства и прочие расходные функции «на места». Кроме того, был взят негласный курс на отмену избираемости мэров областных городов. Это, с одной стороны, усилило административную власть, с другой - увеличило личную ответственность губернаторов. А также создало дополнительное напряжение во внутриэлитных отношениях и усилило недовольство тысяч рядовых граждан. Впрочем, в целом руководители субъектов РФ выдержали это испытание, пусть порой и со скрипом, - говорит эксперт Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» Александр Сперкач.
- Говоря об исследованиях работы глав регионов, стоит понять: их авторы в первую очередь изучают не персоналии, а всю систему регионального управления. Ту систему, которая служит важнейшим инструментом управления государством и призвана непосредственно реализовывать задачи, поставленные президентом и правительством. Если эта система на региональном уровне работает плохо, со сбоями, то страдает качество всего госуправления. Недаром говорят: крепость цепи определяется прочностью его самого слабого звена. Вот авторы региональных исследований и выявляют слабые звенья в федеральной властной цепи, - считает политолог Алексей Старовойтов.