СМИ о фонде

  |  20 июня, 2016   |   Читать на сайте издания

Эффективность губернаторов оценили по праймериз

Внутриэлитные конфликты, плохая организация праймериз "Единой России", а также невнимание к экономическим проблемам — именно эти факторы повлияли на падение уровня эффективности губернаторов, по мнению составителей очередного доклада ФоРГО.
Практически неизменной осталась первая десятка глав регионов, в группе губернаторов с самым высоким уровнем эффективности возглавляет рейтинг по-прежнему губернатор Тюменской области Владимир Якушев. На втором месте расположился глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобилкин. Высокое и не меняющееся со временем положение глав ключевых ресурсных регионов вполне объяснимо, при этом, как подчёркивают эксперты, экономика так называемой тюменской матрёшки сильно зависит от шоков на рынке углеводородов, в то же время обладая большой способностью к возвращению в исходное состояние экономического роста.
 
На третьем месте оказался губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, улучшив свои позиции на один пункт. Эксперты связывают сильные позиции губернатора с большими усилиями, которое руководство области прикладывает для развития в регионе промышленных кластеров и привлечения инвестиций.
 
— Я стараюсь работать не ради рейтингов, а для того, чтобы жители наши жили достойно и были довольны тем, как работает власть. Мы стараемся и делаем всё для того, чтобы жители были спокойны и по возможности своевременно снимаем те социально-экономические проблемы, которые неизбежно возникают, — рассказал Лайфу губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.
 
Далее следуют традиционно сильные главы национальных республик, а также регионов с развитой промышленной базой. Так, на четвёртом месте оказался глава Татарстана Рустем Минниханов.
 
Улучшил свои позиции и глава Чечни Рамзан Кадыров, поднявшись сразу на две позиции и заняв пятую-шестую строчку рейтинга. Делит с ним эту позицию и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.
 
Примечательно также и то, что мэр Москвы Сергей Собянин на две позиции улучшил своё положение, расположившись на 8-м месте, в то время как главы Белгородской области Евгений Савченко, Владимирской области Светлана Орлова и Краснодарского края Владимир Кондратьев понизили свой результат, переместившись каждый на одну позицию вниз, заняв 7-е, 9-е и 10-е места соответственно.
 
Следует отметить, что в нынешнем выпуске рейтинга дебютировали назначенные в начале года исполняющими обязанности губернаторов Тульской области Алексей Дюмин, Забайкальского края Наталья Жданова, Северной Осетии Вячеслав Битаров, а также врио губернатора Тверской области Игорь Руденя.
 
При этом  Алексей Дюмин занял первое место во II группе рейтинга, получив 75 баллов из 100 возможных, в то время как Игорь Руденя занял 46—49-е место с 61 баллом, а Наталья Жданова с 56 баллами оказалась практически в самом конце списка, на границе с III группой.
 
В III группу, в которой находятся главы регионов со средним рейтингом эффективности, попал и врио главы Северной Осетии Вячеслав Битаров, что очевидным образом связано с традиционно сложной социально-экономической обстановкой в регионах Северного Кавказа.
 
Хорошие стартовые позиции Алексея Дюмина в экспертном сообществе объясняются довольно оперативным решением возникшего конфликта в посёлке Плеханово, а также грамотным проведением предварительного голосования "Единой России" в регионе, где были соблюдены ключевые принципы идеологии праймериз.
 
Говоря о лидерах падения рейтинга эффективности, стоит упомянуть те регионы, в которых губернаторам не удалось провести честные и конкурентные праймериз, что явилось одним из критериев оценки работы глав субъектов со стороны Кремля.
 
Скандалы, связанные с нарушениями организации предварительного голосования, и последующая отмена результатов послужили основной причиной отрицательной динамики в оценках эффективности губернаторов Калининградской области Николая Цуканова, Свердловской области Евгения Куйвашева и Ульяновской области Сергея Морозова.
 
Все они упали на три, пять и четыре пункта соответственно. В группу наиболее "неэффективных" губернаторов попал и губернатор Севастополя Сергей Меняйло, который опустился на пять пунктов вниз и оказался на 58-м месте в последней, третьей, группе глав субъектов со средней эффективностью.
 
Ухудшение позиций главы Севастополя связывают в первую очередь с социально-экономической проблематикой, проблемами в сфере ЖКХ города, а также дорожным строительством. Определённое влияние на негативный тренд в рейтинге эффективности оказывает и конфликт с крайне популярным в городе экс-спикером Законодательного собрания Алексеем Чалым.
 
Важным фактором падения эффективности эксперты ФоРГО называют внутриэлитные конфликты, наиболее знаковыми из которых стали события вокруг губернаторов Самарской области Николая Меркушкина, главы Приморского края Владимира Миклушевского и губернатора Пермского края Виктора Басаргина, которые опустились в рейтинге эффективности на четыре, три и четыре пункта соответственно.
 
— В регионах произошли значительные политические изменения, в первую очередь речь идёт о праймериз, причём стоит отметить, что Басаргин сам собирался на них идти, как, собственно, и губернатор Самарской области Николай Меркушкин. История, которая происходит в этих регионах, является важным сигналом региональным элитам. Первое — необходимо обеспечить легитимность. Вторым вопросом в повестке стоит обеспечение единства элит, так как именно разрывы в элитах приводят людей к протестному голосованию. А сейчас, в принципе, фонд Константина Костина чётко показывает, где эти внутриэлитные разрывы есть, — подчеркнул политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
 
В целом, по мнению экспертного сообщества, рейтинг отражает наметившуюся в последний год тенденцию к формированию более конкурентной политической среды, в рамках которой главы регионов улучшают свои позиции только при устойчивом внимании ко всему комплексу политических и социально-экономических вопросов.
 
Приближающиеся выборы нового состава нижней палаты российского парламента, безусловно, окажут существенное влияние на расстановку внутриэлитных сил и центров влияния, причём многие губернаторы, демонстрирующие слабые результаты работы и нежелание работать в конкурентной политической среде, вполне рискуют столкнуться с критической позицией Кремля.