http://gorodskoyportal.ru Надпартийная Госдума
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) в докладе, приуроченном к очередной годовщине инаугурации Владимира Путина 7 мая, характеризует «путинское большинство» как стабильный надпартийный электорат. Сторонники президента, несмотря на кризис, готовы поддержать его в случае выдвижения на выборах главы государства в 2018 году. Эксперты считают это признаком того, что в будущей Госдуме депутаты будут представлять «путинское большинство» вне зависимости от партийной принадлежности.
Согласно одному из выводов очередного исследования ФоРГО, число сторонников Владимира Путина остается стабильным, несмотря на военную кампанию в Сирии, усиление санкционного давления, ухудшение социально-экономической ситуации, панамский офшорный скандал и другие международные и внутриполитические события последнего года, связанные с именем президента. Деятельность президента одобряют 82% опрошенных, возможность проголосовать за него на президентских выборах допускают 84%. В основу исследования легли специально заказанные социологические опросы ВЦИОМа от 16-17 апреля, проведенные в 130 населенных пунктах 46 субъектов РФ среди 1,6 тыс. человек (погрешность 3,5%).
По данным «Ъ», в исследовании (будет опубликовано сегодня) говорится, что у Владимира Путина есть сторонники в электоратах всех парламентских партий: от максимальных 96% среди сторонников «Единой России» до минимальных 69% — ЛДПР. Как утверждает ВЦИОМ, среди тех, кто поддерживает внесистемную оппозицию, деятельность президента одобряют 64%. Согласно исследованию, в городах-миллионниках сторонников Владимира Путина 79% (в Москве, Санкт-Петербурге и городах с населением до 500 тыс. их примерно на 10% больше), на селе — 81%.
Представителей «путинского большинства» спросили, за что они любят президента. Выяснилось, что им импонируют отстаивание интересов России, трудолюбие, энергичность, решительность, наличие опыта и силы воли у президента. Социологи отмечают, что присоединение Крыма к РФ по-прежнему остается источником «особых положительных эмоций». «Крымский консенсус никуда не делся»,— согласен член ЦК КПРФ Сергей Обухов, но, по его мнению, он уже «не так ярок». Коммунист считает, что на первый план выходит обострение социальной и экономической обстановки. «Наш электорат ожидает избавления от либерального экономического курса, но нас проверяют на излом, призвали Кудрина (экс министр финансов Алексей Кудрин вошел в экономический совет при президенте.— «Ъ»)»,— говорит господин Обухов. Он допускает, что часть сторонников внесистемной оппозиции поддерживают Владимира Путина как личность, но убежден, что в абсолютном количественном выражении это единицы избирателей.
Напомним, в аналогичном исследовании 2015 года ФоРГО пришел к выводу о «росте уровня электоральной поддержки Владимира Путина» и «расширении путинского большинства» после присоединения Крыма к РФ (76% — по данным ФОМ, 62% — по данным «Левада-центра» за апрель 2015 года). При этом опросы ВЦИОМа, за кого бы вы проголосовали в ближайшее воскресенье, давали Владимиру Путину 46% в 2013 году и 68% в 2014 году. Глава ФоРГО Константин Костин отметил, что вопросы в исследованиях сформулированы по-разному, отсюда и разные результаты. «Наш вопрос максимально конкретен: допускаете ли вы голосование за Путина на выборах президента в 2018 году?» — говорит он. Ранее источники «Ъ» в АП опровергли, что предвыборная кампания президента может начаться раньше срока, сразу после подведения итогов выборов в Госдуму (пройдут в сентябре). Сам Владимир Путин во время прямой линии 14 апреля уклончиво ответил на вопрос, будет ли он выдвигаться в 2018 году.
Исследование ФоРГО, скорее, носит прикладной характер по отношению к парламентской кампании. «Если по результатам думских выборов будет недобор сторонников «Единой России», найдется много сторонников курса президента в других партиях, будущая Дума будет полностью пропрезидентской вне зависимости от партийной принадлежности депутатов»,— говорит политолог Леонид Давыдов. Его коллега Екатерина Курбангалеева считает, что феномен «путинского большинства» имеет долгосрочный характер. «За 16 лет президент стал ассоциироваться с самой стабильностью. Если эта ассоциация выпадает, то все связанные с ней надежды разрушаются. Рейтинг первого лица — это самый устойчивый показатель, его до последнего будет удерживать коллективное сознание»,— полагает госпожа Курбангалеева.
Ирина Нагорных