Представителей «путинского большинства» спросили, за что они любят президента. Выяснилось, что им импонируют отстаивание интересов России, трудолюбие, энергичность, решительность, наличие опыта и силы воли у президента. Социологи отмечают, что присоединение Крыма к РФ по-прежнему остается источником «особых положительных эмоций».
«Крымский консенсус никуда не делся», — согласен член ЦК КПРФ Сергей Обухов, но, по его мнению, он уже «не так ярок». Коммунист считает, что на первый план выходит обострение социальной и экономической обстановки.
«Наш электорат ожидает избавления от либерального экономического курса, но нас проверяют на излом, призвали Кудрина (экс министр финансов Алексей Кудрин вошел в экономический совет при президенте.— “Ъ”)», — говорит господин Обухов.
Он допускает, что часть сторонников внесистемной оппозиции поддерживают Владимира Путина как личность, но убежден, что в абсолютном количественном выражении это единицы избирателей.
Напомним, в аналогичном исследовании 2015 года ФоРГО пришел к выводу о «росте уровня электоральной поддержки Владимира Путина» и «расширении путинского большинства» после присоединения Крыма к РФ (76% — по данным ФОМ, 62% — по данным «Левада-центра» за апрель 2015 года).
При этом опросы ВЦИОМа, за кого бы вы проголосовали в ближайшее воскресенье, давали Владимиру Путину 46% в 2013 году и 68% в 2014 году. Глава ФоРГО Константин Костин отметил, что вопросы в исследованиях сформулированы по-разному, отсюда и разные результаты.
«Наш вопрос максимально конкретен: допускаете ли вы голосование за Путина на выборах президента в 2018 году?» — говорит он. Ранее источники «Ъ» в АП опровергли, что предвыборная кампания президента может начаться раньше срока, сразу после подведения итогов выборов в Госдуму (пройдут в сентябре).
Сам Владимир Путин во время прямой линии 14 апреля уклончиво ответил на вопрос, будет ли он выдвигаться в 2018 году.
Исследование ФоРГО, скорее, носит прикладной характер по отношению к парламентской кампании.
«Если по результатам думских выборов будет недобор сторонников “Единой России”, найдется много сторонников курса президента в других партиях, будущая Дума будет полностью пропрезидентской вне зависимости от партийной принадлежности депутатов», — говорит политолог Леонид Давыдов.
Его коллега Екатерина Курбангалеева считает, что феномен «путинского большинства» имеет долгосрочный характер. «За 16 лет президент стал ассоциироваться с самой стабильностью. Если эта ассоциация выпадает, то все связанные с ней надежды разрушаются. Рейтинг первого лица — это самый устойчивый показатель, его до последнего будет удерживать коллективное сознание», — полагает госпожа Курбангалеева.
Ирина Нагорных