СМИ об исследованиях

  |  15 ноября, 2013   |   Читать на сайте издания

Иркутский эксперт: Бумажных газет не будет через 25-30 лет

"Если еще лет десять или даже пять лет назад я бы мог найти пусть слабенькие, но все-таки аргументы в защиту тезиса о том, что хоть в каком-то виде бумажная пресса останется, сохранится в будущем, то сейчас таких аргументов у меня нет", - сказал в интервью ИА REGNUM доцент кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета Сергей Шмидт.
"Десять лет назад я бы мог сказать, что граждане хотят получать информацию, например, находясь в пути, а не только у стационарного компьютера с интернетом в домашних условиях. Значит, для таких граждан должны быть бумажные газеты. Пять лет назад я сказал бы, что неудобно читать новости с монитора ноутбука, когда ты одной рукой толкаешь детскую коляску, и значит, для таких вот интересующихся новостями родителей должны быть бумажные газеты", - говорит эксперт.
"Сейчас, после не просто изобретения, а массовизации планшетов, после не просто массовизации мобильного интернета, но и в виду отчетливых перспектив повсеместной вайфаизации (и прочих модемов 4G), мне сказать что-то обнадеживающее для бумажной прессы просто нечего. Приходится повторить расхожий тезис - по мере сокращения количества тех, кто в силу возраста привык к бумажным газетам, будет сокращаться и количество бумажных газет. После того, как такие люди покинут бренный мир в силу естественных причин, исчезнет и бумажная пресса. Сентиментальные романтики-любители "запаха типографской краски", которые частенько заявляют о себе в дискуссиях о бумажных газетах, никогда не выйдут за пределы статистической погрешности, - уверен Шмидт. - Кроме того, очень важно заметить, что современный человек все более подсаживается на некий "интерактив" в своих коммуникациях с медиа. Ему не просто важно ознакомиться с информацией или экспертным мнением, но важно высказать и свое мнение или эмоцию. На куске бумаги это можно сделать только для самого себя, а в интернете для этого порою даже не надо регистрироваться под вымышленным именем".
Эксперт видит перспективы бумажной прессы только в двух вариантах.
"Первый. Слабенькие перспективы для глянцевых журналов. Возможно граждане, которым приятно рассматривать пышные формы красоток на тяжелой бумаге, а не на экране планшета, никуда не денутся. И глянцевая пресса будет обеспечивать их такой "бумагой".
Второй. Газеты могут сохраниться в виде этакого "комнатного декора". Стопочка газет в приемной большого начальства, стопочка газет в бизнес-классе самолета, стопочка в парикмахерской... Дабы человек сел - пошуршал немного газетами. Но и здесь мы будем иметь дело не с целенаправленным чтением, а с неким способом занять свободное время, который, я допускаю, будет иногда моден в виде этакого стиля.
"Вот и все. Других вариантов сохранения бумажной прессы я не вижу. Да, давние прогнозы по поводу того, что телевидение убьет театр, о которых любят вспоминать, когда говорят о судьбе бумажной прессы - не оправдались. Более того, театр, судя по всему, переживет телевидение - по крайней мере, то с домашним телевизором, что имел в виду герой фильма "Москва слезам не верит", неоправдавшийся прогноз которого столь часто цитируют. Увы, внешне аналогичные ситуации не обязательно приводят к одинаковым их результативным разрешениям. С бумажной прессой, мне кажется, тот самый случай. Ей не жить, за исключением двух возможных упомянутых мною вариантов. По крайней мере, мне ничего другого не приходит в голову, - говорит Шмидт. - Когда уйдет последняя бумажная газета? Уверен, что газет не будет через 25-30 лет. А какой именно год станет для них последним - я предсказать не возьмусь".
 
Как уже сообщало ранее ИА REGNUM, 13 ноября ФоРГО представил доклад "Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы". В нем, в частности, дается негативный прогноз по ситуации на рынке печатных СМИ с перспективой почти полного исчезновения данного сегмента в его бумажном виде в промежутке между 2020 и 2030 годом. Также отмечается, что традиционные СМИ вынуждены будут уходить в интернет. Негативным фактором для радиостанций называется постепенное сокращение домашнего радиослушания из-за оттока аудитории в пользу сервисов потокового интернет-аудио. "Телеканалы постепенно будут утрачивать монопольный статус дистрибьюторов профессионального телевизионного контента. Период до 2020 года станет временем развития платформ потокового онлайн-видео, агрегирующих контент различных производителей. Все большая доля телесмотрения будет приходиться на альтернативные устройства просмотра - компьютеры, планшеты и смартфоны. Способствовать этому будут как интернет-сервисы агрегации видеоконтента, так и сами телеканалы, организующие онлайн-трансляции эфиров на своих сайтах. Продолжится развитие технологий "второго экрана" (second screen), увеличивающих интерактивный потенциал телевидения и позволяющих совместить телевизионное смотрение с активностью в интернет-пространстве", - говорится в докладе.