СМИ об исследованиях

  |  15 ноября, 2013   |   Читать на сайте издания

«Традиционные медиа в 2020 году»: изменится все

Фонд развития гражданского общества" опубликовал препринт доклада Доклад "Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы". Доклад крайне любопытен - не только по перспективам, но потому, что перспективы следуют из нынешнего положения дел. А о нем известно не так уж и много, по крайней мере – публике. Здесь будет пересказ  основных положений исследования плюс некоторые общие выводы.

Авторы выбрали 2020 год затем, что семь лет для медиа-отрасли, меняющейся под воздействием новых технологий и интернета, - это много. Причем, технологии, которые будут драйверами изменения информационной реальности в ближайшие 5-10 лет, на сегодня уже разработаны и существуют либо в виде концептов, либо начинают выходить на массовый рынок.  Иными словами, ближайшие годы могут стать определяющими все дальнейшее развитие отрасли. Речь идет о "традиционных медиа" – интернет-СМИ тут не трогают, зато из изложения прямо следует, что вот они-то и станут основным игроком медиа-отрасли.

Еще одна причина выбора 2020-го: очень интересно сравнить с тем, что было 7 лет назад – в 2006-ом. Скажем, тогда уровень проникновения интернета в России составлял около 19% (сейчас 57%), Средняя продолжительность пользования Сетью была в несколько раз ниже, а бумага, то есть газеты – еще доминировали на рынке деловой информации. Смартфонов и планшетов у населения было... сколько их тогда было? Уровень развития мобильного интернета не позволял работать с сетью, как с компьютера. Соответственно, были и социальные нюансы: да, интернет-СМИ и блогосфера в 2006 году существовали и развивались, но - только среди "продвинутых", не имея существенного общественного и экономического значения.

Также авторы доклада предполагают, что следующие 7 лет дадут не количественные изменения, но принесут качественно иное состояние  информационной реальности. Если с 2006 по 2013 год происходил просто рост информационного и коммуникационного значения интернета, а традиционные медиа лишь несколько потеснились на рынке, то теперь им придется интегрироваться в новую технологическую реальность.

Еще один момент доклада: авторы – вполне естественно - рассматривают трансформацию медиа как глобальный процесс, который в целом подчиняется общим правилам, связанным с технологическими факторами. Разумеется, скорость этих изменений и появление новых технологий в тех или иных странах может различаться. Соответственно, там много данных по США (ну, они типа флагман).

Основные выводы доклада

- Прогноз по сегменту телевидения обозначен как стабильный, но с оговорками. Уровень телесмотрения существенно не изменится, но потребление телеконтента станет более диверсифицированным - как с точки зрения источников, так и с точки зрения устройств просмотра. Например, аудитория сейчас все больше фрагментируется, продолжается ее перераспределение по нишевым каналам, суммарная доля которых продолжает расти. Одновременно производители контента все чаще начнут взаимодействовать с аудиторией через иные, внеканальные, механизмы дистрибуции видео.

- В несколько раз вырастет среднее число телевизионных каналов, доступных жителям России. Причины: перехода к цифровому эфирному вещанию и дальнейший рост абонентской базы кабельных и спутниковых операторов.

 

Источник: civilfund.ru

- Телеканалы постепенно будут утрачивать монопольный статус дистрибьюторов профессионального телеконтента. В период до 2020 года будут развиваться платформы потокового онлайн-видео, агрегирующих контент различных производителей (типа Netflix и Hulu в США).

- Все большая доля телесмотрения будет приходиться на компьютеры, планшеты и смартфоны. Способствовать этому будут как интернет-сервисы агрегации видеоконтента, так и сами телеканалы, организующие онлайн-трансляции эфиров на своих сайтах. Разумеется, возникнет вопрос: а как тогда замерять телеаудиторию?

- Продолжится развитие технологий "второго экрана" (second screen – это когда смотрят на компьютерах, планшетах и смартфонах). А эти штуки увеличивают интерактивность ТВ и позволяют совместить телесмотрение с активностью в интернете. Функционал приложений second screen будет расширяться, а сами они постепенно станут просто частью телесмотрения.

- Прогноз по ситуации на рынке печатных СМИ на 2020 год является негативным, имея в виду почти полное исчезновения сегмента в его бумажном виде в промежутке между 2020 и 2030 годом.

- Продолжится падение совокупных тиражей и аудитории печатных изданий. Одновременно будет происходить падение рекламных доходов и доли прессы в общем объеме рекламных бюджетов. Издания второго и третьего эшелонов станут либо закрываться, либо уходить в интернет, а лидеры рынка примутся искать новые форматы присутствия на рынке и монетизации контента.

 

 

Источник: civilfund.ru

- Деловые и специализированные издания, обладающие стабильной и лояльной аудиторией, будут вводить платный доступ к материалам своих сайтов, paywall (подписка либо на все, либо на часть материалов, размещенных на сайте). В этом случае ставка делается на максимизацию прибыли от распространения контента в ущерб рекламным доходам. Однако, несмотря на популярность этой модели в США и Европе, в России она, похоже, не станет доминирующей.

- И наоборот, массовые издания будут стараться расширить аудитории как печатных, так и электронных версий, чтобы максимизировать рекламные доходы. Следует ожидать перехода крупнейших российских газет на бесплатное распространение с одновременным увеличением тиража.

- В структуре доходов печатных изданий (особенно бесплатных), все большую роль будет играть спонсируемый контент. Это является общемировой тенденцией, так что в России будет происходить постепенная легализация вечной "джинсы" – легализация как в самой отрасли, так и среди аудитории.

- Прогноз по рынку радио является условно стабильным с вероятной перспективой постепенного перехода радиостанций исключительно на интернет-вещание и исчезновения аналогового радиоэфира в промежутке между 2020 и 2030 годом.

- Негативным фактором для радиостанций является постепенное сокращение домашнего радиослушания (из-за оттока аудитории в пользу сервисов потокового интернет-аудио). С развитием беспроводных сетей связи эта тенденция распространится и на автомобильное радиослушание, но – предположительно - будет носить ограниченный масштаб.

- В России радиостанции могут рассчитывать на рост уровня автомобилизации населения и, соответственно, расширение автомобильной аудитории радио. Доля автомобильного слушания продолжит увеличиваться в общей структуре радиопотребления.

- В этой связи будет происходить дальнейший рост доли разговорных радиостанций, обладающих эксклюзивным контентом, в общем объеме эфира. Их будет становиться больше и они будут более сегментированными по целевым группам аудитории.

- Скорее всего, радио сохранит аналоговый формат до 2020 года. Программы цифровизации радиоэфира не удались ни в России, ни в США. В России, например, это именно потому, что тут предпочитают разговорное радио, а для этого вполне хватает FM-станций, покрытие которыми вполне плотно. Ну, а в последующие годы цифровизация перестанет быть актуальной из-за развития интернет-вещания.

Нюансы (уже не из доклада)

В докладе все время проводится статистически-технологическое сравнение ситуации в США и России. Понятно, что не во всех случаях такие аналогии будут работать – имея в виду, что ситуация в США означает ситуацию, которая возникнет в России через некоторое время. Может и не возникнуть. Или все же обязана возникнуть? Нюанс вот в чем:

в основе перемен исключительно ли технологические основания, или же дело еще и в каких-то переменах в обществе, которые могут происходить или нет, после чего общество выбирает себе такую или иную модель медиа?

Конечно, ответ на этот вопрос – вовсе не проблема доклада. Это именно что его место относительно общественной реальности. По сути ведь может получиться любопытная штука: если в данный момент всем управляет развитие медиа, основанное на развитии технологий, то оно тут главный игрок, а соответствующие изменения в обществе будут происходить уже в силу его развития. Ну да, в какой-то мере так все в жизни всегда и происходит, но не до такой же степени? В данном случае проглядывает уже какая-то конкретная отчетливость и даже неизбежность этого процесса.

Еще один нюанс, уместный в ряду рассуждений о нишевости новых проектов. Это та ниша, которая склонна искать новые технологии. Скажем, значимым фактором развития ОТТ(Over the Top) является рост в стране числа телевизоров с поддержкой функции SmartTV, позволяющей подключаться к интернету напрямую, без помощи телеприставок. Сейчас их доля в России составляет лишь 5%. В США, скажем, это 11%, в Германии – 8%. И это, в общем, вопрос даже не развития технологий, а размер той среды, которой вся эта новизна интересна, и которой эта новизна может быть востребована. Ну, у них же могут тогда даже возникнуть принципиально иные по типу медиа?

 

Источник: civilfund.ru

А здесь же еще и геополитика: в развивающихся странах начинают прямо со SmartTV – в Китае у него 44%, в южной Корее – 18%. Ну, это уже другой вопрос, международно-политико-глобалистский.

И да, еще раз, самый очевидный вывод: поскольку все проблемы "традиционных медиа"связаны именно с тем, как они сумеют приспособиться к новым технологиям (тотально сетевым), следует, что интернет-СМИ без вариантов становятся основным игроком медиа-отрасли.

АНДРЕЙ ЛЕВКИН