К 2020 году тиражи печатных СМИ сократятся до минимума, а телевидение уйдет в интернет, прогнозируют эксперты
МОСКВА, 13 ноября. /ИТАР-ТАСС/. К 2020 году аудитория печатных СМИ сократится до минимума, телевидение уйдет в интернет, и лишь радио сохранит свой аналоговый формат. К такому выводу пришли авторы доклада "Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы", подготовленного Фондом развития гражданского общества /ФоРГО/.
По прогнозам экспертов фонда, телевидение сохранит свои позиции, хотя само потребление телевизионного контента станет более диверсифицированным как с точки зрения источников, так и с точки зрения устройств просмотра. Все большая доля аудитории будет приходиться на альтернативные устройства просмотра - компьютеры, планшеты и смартфоны. Способствовать этому будут как интернет-сервисы, так и сами телеканалы, организующие онлайн-трансляции эфиров на своих сайтах.
Прогноз по рынку радио также является стабильным. Вероятна перспектива постепенного перехода радиостанций на интернет-вещание, а также исчезновение аналогового эфира к 2030 году. Однако до 2020 года радио, скорее всего, сохранит свой аналоговый формат. "Позитивным фактором для радиостанций является продолжение роста уровня автомобилизации населения России и, соответственно, расширение автомобильной аудитории радио", - отмечается в докладе. В силу обозначенных тенденций эксперты фонда прогнозируют дальнейший рост доли разговорных радиостанций.
А вот перспективы печатных СМИ неутешительны. "Прогноз по ситуации на рынке печатных СМИ на 2020 год является негативным с перспективой почти полного исчезновения данного сегмента в его бумажном виде в промежутке между 2020 и 2030 годом", - считают эксперты фонда.
Как пояснил ИТАР-ТАСС один из авторов доклада Станислав Апетьян, этот среднесрочный прогноз основан на уже наблюдаемых тенденциях. "Доля воображения здесь, по большому счету, невелика. Почти все, что будет происходить в предстоящие 5-7 лет, уже сейчас так или иначе заметно", - сказал он.
По его словам, авторы доклада лишь проанализировали то, что происходило в медиаотрасли в последние несколько лет. Причем трансформация медиа рассматривалась как глобальный процесс, который хоть и может иметь определенную национальную специфику, но в целом подчиняется общемировым правилам. "Пусть в России эти тенденции пока не очень отчетливы, но, например, в США они уже выражены очень ярко, когда мы говорим о телесмотрении на альтернативных устройствах или альтернативных дистрибьюторах телеконтента", - отметил эксперт.
В фонде подчеркивают, что доклад рассчитан на всех тех, кто так или иначе соприкасается с медиа: как участников рынка - владельцев медиаструктур, редакторов, журналистов, так и представителей органов власти, политиков. "В конце концов, чтобы прогнозировать как политические, так и рыночные стратегии на среднесрочную перспективу, нужно примерно понимать, что нас ждет. Вот мы попробовали дать ответ", - заключил Апетьян.