СМИ об исследованиях

  |  13 ноября, 2013   |   Читать на сайте издания

«Страницы Воронежской Культуры» - Бумажные издания умрут через десять лет, а телевидение уйдет в интернет

Популярный еженедельник Newsweek в этом году перешел только на цифру. Еще раньше, в 2010 году от бумаги отказался еженедельник U.S. News & World Report. Об этом же подумывают в редакции газеты The Guardian. Насколько оправданы такие шаги? Не рано ли хоронить бумажную прессу?

За период с I квартала 2012 года по I квартал 2013 года совокупный тираж общенациональных еженедельных газет в России снизился в среднем на 7,5%, ежедневных — на 14%, журналов — на 5%. Налицо постепенное сокращение аудитории газет и журналов при одновременном взрывном росте сегмента интернет-СМИ. За последние 12 лет доля печатных СМИ на рекламном рынке снизилась в 3,5 раза — с 48 до 13,83%.

Бумажные версии популярных СМИ прекратят свое существование в 2020-2030 годах. Такие выводы следуют из доклада Фонда развития гражданского общества, которым руководит бывший начальник управления внутренней политики администрации президента Константин Костин. О том, как будет развиваться четвертая власть в России, господин Костин рассказал газете «Ведомости».

Прогноз таков: падение тиражей и аудитории печатных СМИ продолжится, будут снижаться и их рекламные доходы. В первую очередь в сеть уйдут издания второго-третьего эшелона, а лидеры рынка какое-то время будут пытаться искать новые форматы присутствия на рынке и монетизации контента.

Аналитики Фонда развития гражданского общества полагают, что деловые и специализированные издания, накопившие заметную аудиторию, будут вводить платный доступ к сайтам. По этому пути уже пошли издания The Times, Financial Times, The Wall Street Journal, The Sun, а в России — газета «Ведомости». Частично ограничили доступ к контенту The Daily Telegraph, The New York Times. Но эти примеры пока единичны. Часть изданий испытала резкое снижение аудитории после введения платы за посещение сайта. К примеру, на порядок сократилось число читателей одного из самых влиятельных прежде изданий - The Times.

В России эта модель, скорее всего, не приживется, считают эксперты фонда. Параллельно с традиционными СМИ существует масса бесплатных сервисов, которые занимаются тем же самым. Никуда не исчезнут конкурирующие СМИ без платного доступа к сайтам.

Массовые издания, по мнению экспертов, будут делать ставку на бесплатное распространение. Печатные же издания попытаются выжить за счет проплаченного контента. Будет происходить постепенная легализация такого явления, как «джинса».

Телевидение в ближайшие годы будет развиваться стабильно, говорится в отчете. Но при этом все большая часть «телесмотрения» будет приходиться на компьютеры, планшеты и смартфоны. Каналы это понимают и организуют онлайн-трансляции эфиров на своих сайтах. В целом, в период избирательных кампаний 2016 и 2018 годов роль телевидения сохранится. Но пора подумать о том, что будет дальше.

Текст:

Михаил Белецкий