СМИ об исследованиях

  |  13 ноября, 2013   |   Читать на сайте издания

«Нефть России» - Околокремлевские эксперты проанализировали, как уход в интернет отразится на судьбе традиционных медиа

В период между 2020 и 2030 годами газеты, радио и ТВ будут вынуждены отказываться от традиционных форматов, переориентируясь на интернет, при этом «бумажные» СМИ могут вовсе исчезнуть, а радиостанции — полностью перейти с аналогового на интернет-вещание. Такие выводы содержатся в докладе, подготовленном околокремлевским Фондом развития гражданского общества (ФоРГо). Независимые эксперты ожидают усиления давления властей на интернет.

Эксперты ФоРГо, возглавляемого экс-руководителем кремлевского управления внутренней политики Константином Костиным, проанализировали, какое будущее ждет телевидение, радио и печатные СМИ к 2020 году.
 
Если в исторических масштабах оставшиеся до 2020 года семь лет могут показаться незначительными, то для отрасли медиа данный отрезок времени имеет все шансы стать определяющим, считают авторы доклада «Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы». Для сравнения они представили данные о состоянии российских СМИ семь лет назад — в 2006 году. Уровень проникновения интернета тогда составлял около 19% против нынешних 57%, «газеты в их бумажном виде сохраняли доминирующее положение на рынке», «количество смартфонов и планшетов у населения было незначительным», а блогосфера и интернет-СМИ «были уделом лишь наиболее продвинутой части общества».
 
С 2006 по 2013 годы «магистральной тенденцией был рост информационного и коммуникационного значения интернета, а традиционные медиа просто вынуждены были потесниться на рынке». Период же с 2013 по 2020 годы «будет именно периодом трансформации СМИ, связанным с их интеграцией в новую технологическую реальность».
 
Общий для телевидения, радио и газет прогноз таков: они в значительной степени будут вынуждены уходить от традиционных форматов, почти полностью переориентируясь на интернет.
 
Но если «уровень телесмотрения», согласно оценке ФоРГо, в целом не изменится, то печатные СМИ в их бумажном виде, скорее всего, прикажут долго жить.
 
Прогноз по ТВ-сегменту авторы доклада обозначают как стабильный. Во-первых, за счет перехода на цифровое вещание и, соответственно, увеличения числа телеканалов, доступных для большинства россиян. Во-вторых, за счет роста абонентской базы кабельных и спутниковых операторов. Однако телеканалы будут «утрачивать монопольный статус» «поставщиков» телеконтента, поскольку начнут усиленно развиваться платформы потокового онлайн-видео, предоставляющие доступ к контенту различных производителей.
 
«В США альтернативными сервисами доставки телеконтента – Hetflix и Hulu – уже пользуется более трети аудитории. У нас же эта доля составляет около 2%», — утверждает главный эксперт Центра мониторинга и анализа процессов в медиа ФоРГо Станислав Апетьян. К 2020 году, полагает он, эта доля в России возрастет до 25–30%.
 
Все больше российских граждан для просмотра телепрограмм будут пользоваться не привычным телевизором, а компьютерами, планшетами и смартфонами. Следовательно, телеканалам придется увеличивать количество онлайн-трансляций на собственных сайтах.
 
Условно стабильным эксперты ФоРГо называют прогноз по ситуации на радиорынке. По их данным, в России среднесуточная аудитория радиостанций с 2005 по 2013 годы возросла с 35,9 млн до 38,9 млн пользователей. Эти показатели коррелируются с американскими: в США с 2003 по 2013 годы число радиослушателей увеличилось с 223 до 243 млн. Конкурентным преимуществом радио авторы доклада считают специфическую структуру его аудитории. В первую очередь радио слушают автомобилисты и люди, которым «радиобормотание» необходимо как фон для работы. Эти граждане составляют более половины совокупной ежедневной аудитории радиостанций. Число автомобилистов-радиослушателей, уверяют авторы доклада, будет расти – потому что будет расти и число автовладельцев.
 
А вот количество граждан, слушающих радио в домашних условиях, ждет сокращение – потому что «будет происходить отток аудитории в пользу сервисов потокового интернет-аудио», говорит Апетьян. Базовый прогноз относительно судьбы радио таков: до 2020 года оно, скорее всего, продолжит вещать в аналоговом формате, поскольку попытки перевести радиоэфир на цифру не увенчались успехом ни в России, ни даже в США.
 
В период же между 2020 и 2030 годами вероятен постепенный переход радиостанций целиком на интернет-вещание.
 
«Это произойдет с развитием сетей LTE и распространением автомобилей с поддержкой мобильных устройств», — поясняет эксперт, ссылаясь на практику США. Там все большей популярностью пользуются авто, поддерживающие трансляцию аудио с гаджетов.
 
Самое печальное будущее на рынке традиционных медиа ждет бумажную прессу. ФоРГо дает негативный прогноз по ситуации в печатных СМИ.
 
«Тиражи и аудитория газет падают уже сейчас, и эта тенденция продолжится. У печатных СМИ по сути есть два варианта дальнейшего существования. Первый – вводить платный доступ к сайтам – так называемый paywall. Этот путь логичен для деловых СМИ. Второй – расширять аудиторию электронных версий, чтобы увеличить доходы от рекламы, но при этом наращивать и тиражи собственно бумажного издания за счет их бесплатного распространения. Это путь для массовых изданий», — считает Апетьян.
 
Собственно, платный доступ к сайту несколько лет назад уже ввели «Ведомости». Сейчас, по данным ФоРГо, у издания 13 тысяч интернет-подписчиков, что составляет около трети от общего числа. «Это позитивная тенденция, — уверен эксперт, — хотя, конечно, по аналогичным показателям «Ведомости» сильно отстают от американских и британских коллег. Что касается бесплатного распространения бумажной версии массовых газет, то таким путем готова идти «Комсомольская правда» — об этом говорил Владимир Сунгоркин (главный редактор «КП». — «Газета.Ru») в одном из интервью».
 
Потенциальные убытки от бесплатного распространения будут компенсироваться за счет увеличения объема «джинсы» — то есть, проплаченных публикаций, написанных хорошим журналистским языком.
 
Выживать за счет этого газеты смогут только до 2020 года. В период же между 2020-м и 2030-м Фонд прогнозирует «почти полное исчезновение» печатных версий газет. «Реки назад не текут — бумага умрет, — уверен Апетьян. — Это не произойдет одномоментно. Тиражи будут падать постепенно, и в конце концов издание печатных газет станет нерентабельным. А нерентабельным оно станет тогда, когда доля интернет-рекламы у печатных СМИ составит более 50% от доходов».
 
Общий вывод, резюмирует эксперт, следующий: «Телевидение как смотрели, так и будут смотреть. Радио как слушали, так и будут слушать. Газеты как читали, так и будут читать. Только не в привычных форматах, а в основном в интернете».
 
Главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев категорически не согласен с прогнозами о грядущей смерти печатных версий газет: «Для полного исчезновения печатных СМИ нет никаких оснований. Многочисленные новые технологии развиваются сегодня не как интернет-СМИ, а как часть интернет-коммуникаций. И это очень важно понимать», — подчеркнул Гусев в беседе с «Газетой.Ru»