| 09 сентября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Вывод очевиден: в непримиримой оппозиции действующей власти находится примерно 10% москвичей; всех прочих власть либо вполне устраивает, либо устраивает с оговорками, либо все вообще пофиг.
«Все конкуренты прекрасно понимают, что речь сейчас идет не просто о втором туре, но о втором туре с большим запасом прочности и с небольшим разрывом между Собяниным и Навальным.
В этой ситуации мы понимаем, что политическое решение о том, допустить второй тур выборов или нет, будет приниматься лично Путиным в ближайшие часы. В ожидании этого решения избирательные комиссии Москвы заняты подготовкой инфраструктуры фальсификаций. Будет ли она задействована – мы пока не знаем, но мы готовы к любому сценарию развития событий».
Это заявление ожидалось и прогнозировалось, а потому неинтересно. Оно по факту было оглашено месяц назад, и странно было бы, не прозвучи оно сейчас.
Неважно, что экзит-пулы всех серьезных социологических служб – ВЦИОМ, ФОМ, ЦПТ, ФоРГО – в полном единодушии фиксируют победу г-на Собянина в первом туре, хотя и с меньшими показателями, чем предполагалось, и что безупречно рукопожатный «Голос» отмечает полную прозрачность процесса, разве что «отдельные нарушения, которые связаны с тем, что люди не совсем добровольно включались в списки голосования на дому», а сам г-н Венедиктов приятно удивлен, тоже неважно. Все они, разумеется, шагают не в ногу, а в ногу шагает только команда г-на Волкова с мантрой: «У Собянина 46%, у Навального – 35,6%».
По сути, сделана заявка на начало «Майдана», но это уже другая тема.
А пока подведем итоги.
Совершенно неважно, взял ли г-н Навальный 32% или на три процентика меньше. Результат все равно значительный. Причем не меньше, чем для г-на Навального (хотя он устами начальника своего штаба Волкова, да и сам, сейчас будет возмущаться), итоги хороши и для власти.
С Алексеем Анатольевичем понятно. Его команде удалось-таки перевести предвыборную кампанию из электоральной плоскости в политическую, сделав своего кандидата, ровно как когда-то в Киеве – ничтожного Ющенко, символом и кумиром.
При этом совершенно ясно, что низкая явка (сильно менее 50%) сыграла ему на руку – мобилизовался в основном протестный электорат, остальные были убеждены в победе Собянина, не проявив активности. Иными словами, выборы градоначальника реально превратились в референдум о доверии/недоверии москвичей власти вообще.
И власть, судя по всему, именно такого референдума хотела. Сознавая риск, но понимая и цену выигрыша. Именно поэтому г-ну Навальному и его команде был дан карт-бланш практически на все, чего только их душеньки желали, и любые нарушения, и любые фокусы – «забывчивость» с черногорской недвижимостью, незаконные листовки на конспиративных квартирах, безумные, на грани вандализма и кощунства фокусы с памятниками – сходили им с рук, хотя никому другому не сошли бы.
Итог закономерен: имея все козыри на руках и крупье в приятелях, г-н Навальный показал высокий результат, хотя и едва ли достаточный для второго тура (социологи об этом говорят определенно).
Трети голосов от примерно трети (или чуть меньше) горожан (то есть, политического актива Москвы) совсем не мало. А поскольку голосовали за г-на Навального сознательно, яростно, с душой, все, кто хотел, бросив все, вывод очевиден: в непримиримой оппозиции действующей власти находится примерно 10% (или чуть больше, или чуть меньше) москвичей; всех прочих власть либо вполне устраивает, либо устраивает с оговорками, либо все вообще пофиг.
Есть ощущение, что г-на Собянина и Кремль можно поздравить: они пошли по-крупному, рискнув в рубашке с короткими рукавами играть против шулера, но по-крупному и выиграли.
Пусть в штабе лидера не гремят литавры, пусть даже г-жа Швецова – типа, не скажи «гоп» – дипломатично «не исключает возможности второго тура», главное очевидно: 10% или чуть больше. И все.
И еще один вывод, возможно, даже более важный: вопреки всем сомнениям, выборы, на поверку, прошли крайне достойно. С мельчайшими техническими помарками, не более. Это, не поленюсь повторить, признали все, вплоть до оппозиционных специалистов.
А всяческие волковы, голосившие, что, дескать, «власть точно не допустит честного состязания», могут, что называется, умыться.
Вот и. Москва взвесила, измерила, оценила.
А теперь время проверок: побежденных – на вшивость, победителя – на излом.
Источник: Блог Льва Вершинина