| 18 сентября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Главной обсуждаемой темой страны на прошлой неделе, конечно же, стали результаты выборов. В двух городах – Екатеринбурге и Петрозаводске – мэрами стали оппозиционные кандидаты. В Москве оппозиционер Алексей Навальный набрал 27% голосов, а действующий мэр Собянин едва перешагнул 50% порог голосов. Многие политологи считают, что прошедшие 8 сентября по всей России выборы разного уровня были самыми честными и открытыми за последние годы. Количество обращений в различные наблюдающие структуры было небольшим, причем информация о нарушениях содержалась лишь в 15-20% случаев.
Итальянская газета La Repubblica написала о сокрушительных поражениях «Единой России», в этот список попала и победа мэра Петрозаводска Галины Ширшиной. В подавляющем большинстве городов на выборах мэра победили кандидаты «единороссы». Тем не менее есть и исключения. В Амурске (Хабаровский край) заместитель председателя горсовета Наталья Рогова (22,21%) уступила действующему главе города Борису Редькину (23,92%), по каким-то причинам не получившему на выборах поддержки «Единой России». В абсолютных цифрах разрыв составил 179 голосов. А в подмосковном Зарайске кандидат от «ЕР», директор гимназии Елена Штиф с 32,07% голосов уступила коммунисту, главному инженеру Зарайского хлебокомбината Виктору Павлову – у него 39,31%
Неформальную конкуренцию по обеспечению рекордов вели между собой Чечня и Кемеровская область. Сибиряки в итоге победили. «ЕР» набрала в Кемерове 86,21%, КПРФ – 2,58%. Зато в Чечне, где «ЕР» получила «жалкие» 85,94%, было больше экзотики. «СР» – 7,27%; «Патриоты России» – 5,07%; КПРФ получила 0,19%; ЛДПР – 0,08% (436 голосов), они уступили даже партиям «Защитники Отечества» (0,26%), «Женскому диалогу» (0,24%) и Народной партии «За женщин России» (0,2%).
Анатолий Цыганков, карельский политолог, председатель Союза журналистов Карелии:
– Собственно, ничего обидного нет в том, что случай сделал Ширшину главой Петрозаводска. Не постарайся конкуренты из предвыборного штаба «Единой России» и не сними с мэрских выборов кандидата Эмилию Слабунову, то всё сложилось бы совершенно иначе. Это – политика, которая по своей природе является творческой сферой деятельности и всегда наполнена импровизацией. Никогда ни один политик точно не знает, что последует за следующим его шагом, хотя может, конечно, просчитывать, прогнозировать, но элемент случайности развития события всегда значителен. Галине Ширшиной вдруг выпал её звездный час. Но было бы неправдой не сказать, что это для неё лично «вдруг» произошло, тогда как для организаторов избирательной кампании «Слабуновой-Ширшиной» это была огромная, напряженная и финансово затратная кампания. Теперь она навсегда войдёт в историю города Петрозаводска как первая женщина, ставшая главой столицы Карелии. Хочется надеяться, её руководство стольным градом окажется успешным.
Глеб Яровой, доцент кафедры политологии и международных отношений Петрозаводского госуниверситета:
– Первое воскресенье сентября. Люди в отпусках и на дачах, и те, кому нет дела до политики, не идут на выборы. Но там, где население оппозиционно настроено, голосовать идут те, кому не все равно. А это те, кто голосует не за партию власти. Это показали и выборы в некоторых других городах, например в Екатеринбурге. На одном протестном голосовании невозможно получить 42%.Победа Ширшиной объясняется не только протестными настроениями, но и серьезной работой предвыборного штаба регионального отделения партия «Яблоко».
Леонид Поляков, заведующий кафедрой общей политологии ГУ ВШЭ:
– Итоги выборов показали, что партия власти не только не потеряла своих позиций, но и укрепила их, несмотря на разговоры о том, что после парламентской кампании 2011 года «Единая Россия» уступает свое место Общероссийскому народному фронту. Почти во всех регионах, где «Единая Россия» выставила своих кандидатов, они одержали победу.
Константин Костин, глава Фонда развития гражданского общества:
– Наиболее неожиданной стала победа Галины Ширшиной в Петрозаводске. Ситуация, конечно, старая и обусловлена затяжным конфликтом (более десяти лет) между городской и республиканской элитой. Он серьезно обострился перед выборами. Мэр Левин представлял региональную власть, кандидат от «Яблока» Эмилия Слабунова – городскую. Слабунову сняли, вместо нее была выставлена Ширшина. До этого она была запасным кандидатом, ее мало кто знал, даже фамилию неправильно произносили. Но ее поддержали политическим, медийным и прочим ресурсами – и неожиданно, всего за несколько недель, обеспечили победу. Думаю, после подведения итогов Ширшина и сама была в некотором шоке. На выборах мэра Москвы было, на самом деле, две неожиданности: низкая явка и третье место кандидата от КПРФ. Коммунистическая партия утратила статус главной оппозиционной силы в Москве. В том, что за Навального проголосовали более 600 тыс. человек, никакой сенсации нет. И те 27%, которые получил Алексей Навальный, были получены им за счет низкой явки лоялистского электората и высокой степени мобилизации своих сторонников. При явке, скажем, в 50% он набрал бы не более 18%.
Михаил Нейжмаков, руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений:
– Петрозаводск всегда отличался высоким уровнем поддержки оппозиции. Опыт показывает – если видных оппозиционеров останавливают на пути к выборам «на дальних подступах», не давая пройти регистрацию – это, как правило, приводит к апатии протестного электората (или его заметной части) и может сыграть на руку властям. Если оппозиционный кандидат (или партийный список) снимается с выборов уже в ходе предвыборной гонки – это только накаляет протестные настроения, а сторонники такого кандидата (или списка) не игнорируют выборы, но активно голосуют за того из оставшихся кандидатов, которого они считают наиболее независимым.
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики, политолог, в эфире «Эха Москвы» о Галине Ширшиной:
– Чудесная совершенно дама в Петрозаводске, без какой-то мобилизации, она не проводила, как в Москве Навальный, массовой мобилизации, она просто разъясняла свою программу, и даже местный Избирком изумляется и даже протестует. Говорит, что она же не замечена в политической деятельности до сих пор. Понимаете, уходит вот эта… Уходит прежнее поколение, которое было встроено, вмонтировано в нашу сцену. Собственно говоря, поколение, которое и стало кадрами управляемой демократии. Потому что было готово к этому.