РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ: ВЫБОРЫ-2016: ВЕРОЯТНАЯ СТРАТЕГИЯ ВЛАСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ КАМПАНИИ
Дмитрий Орлов
Современный российский политический режим, возникший на рубеже 2011-2012 годов, - это «режим масс»,ограничивающий притязания элиты. В 2005-2011 гг. существовал «режим элит», сдерживающий массы и политическое участие; при этом «путинское большинство» как уникальная коалиция, поддерживающая власть, возникло еще раньше и несколько раз «перезагружалось». Особенность и уязвимость «режима масс» заключается в необходимости непрерывного (и благоприятного по последствиям для власти) диалога с населением по важнейшим проблемам.
Очевидная цель власти и правящей элиты – консолидировать политическую систему на горизонте до 2024 года. В процессе консолидации целесообразно исходить из того, что Владимир Путин с высокой степенью вероятности вновь станет кандидатом на пост президента от правящей элиты в 2018 году.
Факторы, которые будут влиять на ход избирательной кампании:
патриотическая мобилизация и уровень поддержки президента;
уровень и качество жизни населения, их динамика;
эффективность электоральной мобилизации «Единой России»;
эффективность электоральной мобилизации парламентской оппозиции;
эффективность электоральной мобилизации непарламентской оппозиции, вероятность ее частичной консолидации;
динамика городского, трудового и регионального протеста;
вероятность радикальной дестабилизации политической ситуации\Фактор патриотической мобилизации: базовая рамка кампании
По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в конце ноября 2015 года, деятельность Владимира Путина одобряют 88% опрошенных россиян, а за партию «Единая Россия» готовы проголосовать 53%. Фактор сверхвысокого доверия президенту и национальной патриотической мобилизации, возникший весной 2014-го после реинтеграции Крыма и усиленный операцией в Сирии, продолжает действовать. Безусловно, этот фактор в ходе кампании-2016 будет использовать прежде всего «Единая Россия» и кандидаты, выдвинутые этой партией в одномандатных округаз. Но этот фактор создает лишь базовую содержательную рамку кампании и не может заменить собой ни федеральную партийную повестку, ни эффективное содержание электорального послания в конкретных избирательных округах.
Для власти наиболее выгодна комбинированная стратегия, которая может включать в себя следующие стратегические компоненты:
доминирование – в регионах и округах, в которых уровень поддержки президента наиболее высок;
маневрирование – более гибкая стратегия, учитывающая возможность ответа на действия парламентской оппозиции и ситуативный протест;
малая коалиция – ситуативное блокирование по некоторым проблемам с партиями и организациями, которые входят в ОНФ;
широкая коалиция – ситуативное блокирование по отдельным проблемам (например, по внешнеполитической повестке) с партиями парламентской оппозиции.
6. Задачи «Единой России» в ходе кампании:
1) Ясно сформулировать послание к избирателю. С чем идти к населению? Необходимо осознавать, что фактор сверхвысокого доверия президенту и национальной патриотической мобилизации, возникший весной 2014-го после реинтеграции Крыма и усиленный операцией в Сирии, создает лишь базовую содержательную рамку кампании и не может заменить собой ни федеральную партийную повестку, ни содержание послания в конкретных избирательных округах. Одним словом, на президента надейся, но сам не плошай. Как сформулировать послание?
1) В ближайшее время выявить структуру проблемного поля - общенационального, а также в регионах и округах.
2) Приступить к формулированию федерального послания не позднее февраля 2016 года - с тем, чтобы единый день праймериз 22 мая проходил уже в условиях единой общепартийной повестки.
3) На мой взгляд, основные темы послания - антикоррупционная повестка и ответ партии на угрозы в социально-экономической сфере (рост цен и уровень жизни, состояние ЖКХ и здравоохранения). Послание не должно быть сложным: 1-3 центральных темы и 3-5 сопутствующих, обусловленных региональной спецификой.
2) Сформировать конкурентоспособный корпус кандидатов, выдвинутых партией. Что значит "конкурентоспособный"? Все кандидаты, выдвинутые в Государственную думу , в региональные законодательные собрания и на другие посты, должны быть реальными лидерами общественного мнения, о поддержке которых прямо свидетельствуют опросы общественного мнения, и не иметь репутационных проблем. При кажущейся простоте этой задачи ее решение - дело далеко не простое. Именно для создания такого корпуса кандидатов открытая модель предварительного внутрипартийного голосования (праймериз) становится единственной процедурой их (кандидатов) выдвижения.
3) Избавить "Единую Россию" от коррупционного давления "партии кэша". Смысл политической деятельности в современной России и других странах с демократической политической системой - обеспечение адекватного представительства общественных интересов, которые весьма дифференцированы. Разумеется, те деятели, которые стремятся представлять эти интересы (в том числе и кандидаты в депутаты Государственной думы), не ангелы во плоти: они довольно эгоистичны и стремятся реализовать собственные цели. Яркий политик - всегда жесткий игрок, хорошо понимающий суть игры и его роль в ней. Задача праймериз и тех дополнительных ограничений имущественного и финансового характера, которые вводятся для участия в них, - не победить эгоизм политиков, не прекратить финансирование политического процесса легальным бизнесом (и то, и другое невозможно). Праймериз должны сделать недопустимым использование депутатского мандата как индульгенции на незаконное обогащение или на легализацию такого обогащения. Именно на парламентских выборах-2016 надо положить предел вульгарному лоббизму и скупке мандатов. Это реальная задача. Партия представляла и представляет широкие общественные интересы, в том числе интересы национальных корпораций, а также объединений малого и среднего бизнеса. Но партия "Единая Россия" - это не "партия кэша", не политическое прикрытие для контролеров серых и черных финансовых потоков из регионального строительного бизнеса и торговли, которые пытались и будут пытаться влиять на политический процесс.
4) Поддерживать постоянный диалог с обществом. ОНФ, парламентская оппозиция, гражданские активисты зачастую быстрее реагируют на изменение общественных настроений, чем "Единая Россия". На мой взгляд, не стоит опасаться корректировать партийную повестку под влиянием партнеров (ОНФ) или оппонентов: все легальные политические силы объединены солидарной ответственностью перед гражданами.
5) Не допустить множественных и существенных конфликтов внутри правящей элиты. Почему на губернаторских выборах в Иркутской области победил кандидат-коммунист? Почему в Новосибирской области мэром стал представитель КПРФ, а законодательное собрание возглавил деятель, не выдвинутый "Единой Россией" (хотя она и имеет большинство)? Почему в Самарской и Нижегородской областях региональная власть и правящая партия фактически реализовывали различные политические стратегии? Эти и другие ситуации - прямые следствия внутриэлитных конфликтов, а не противостояния с политическими противниками правящей партии. Правящая элита должна быть консолидированной, особенно в период выборов. Необходимо достигнуть как минимум 3 цели.
1) Гарантировать невмешательство региональных властей в процесс праймериз. Победил на предварительном голосовании - стал кандидатом. Так и никак иначе. "Губернаторские списки" кандидатов, тем более выдвинутые параллельно тем кандидатам, которые выдвинуты на праймериз, - это недопустимый архаизм.
2) Гарантировать невмешательство региональных властей в процесс финансирования избирательной кампании.
3) Неукоснительно соблюдать принцип "один кандидат от партии". В условиях жесткой политической конкуренции параллельные неформальные ставки на других политических игроков многократно повышают риск поражения.
6) Обеспечить максимально эффективные технологические решения. Выбрать из огромного арсенала имеющихся технологий оптимальные именно для этого региона и округа - прямая задача координаторов кампании и региональных исполнительных комитетов. Главный урок извлечен: приводить только "своих", не расширять электоральный потенциал и "сушить" при этом явку - примитивная стратегия, которую можно использовать далеко не везде. Главное ограничение очевидно: недопустима примитивная административная мобилизация.
7) Гарантировать конкурентную, открытую и легитимную избирательную кампанию по выборам в Государственную думу. Такой же характер должны носить и другие выборы, которые состоятся в Единый день голосования в сентябре 2016 года. Партия "Единая Россия" - самый значимый партийный игрок. На ней лежит и особая ответственность за чистоту избирательного процесса. Цель партии на выборах - победить, более того, расширить представительство в Государственной Думе по сравнению с нынешним. Но граждане ждут честной игры - и поэтому другого пути, кроме честной игры, у "Единой России" нет.
7. Сценарии Большой кампании-2016: попытка моделирования
«Единая Россия» начинает и выигрывает (инерционный, вероятность 60%)
КПРФ консолидирует городской протест (вероятный, вероятность 35%)
«Справедливая Россия» консолидирует городской протест и формирует альтернативный левый фланг (маловероятный, вероятность 15%)
«Родина» консолидирует городской протест и формирует альтернативный левый фланг (маловероятный, вероятность 10%)
«Родина» меняет лидеров на Рогозина и Глазьева, консолидирует националистический электорат и формирует альтернативный патриотический фланг (маловероятный, вероятность 10%)
При реализации всех сценариев результат «Единой России» на сентябрьских выборах 2016 года будет более благоприятным, чем в 2011 году (особенно за счет одномандатных округов), а дестабилизация системы представляется маловероятной.
Тезисы выступления автора на конференции в Фонде развития гражданского общества 23 декабря 2015 г.
Орлов Дмитрий - политолог, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций