СМИ о мероприятиях

  |  23 декабря, 2015   |   Читать на сайте издания

http://gosrf.ru: Выборы в Государственную Думу – ждем «сюрпризов»

Предстоящие выборы в Государственную думу будут конкурентными, от предвыборной кампании можно ждать сюрпризов. Об этом в ходе второй конференции профессиональных организаторов избирательных кампаний, организованной ФоРГО, заявил первый замруководителя Администрации Президента РФ Вячеслав Володин.
Открывая свое выступление, Володин отмел как «нескромный» титул «автора современной политической архитектуры». «Все изменения выборного законодательства задаются в посланиях Президента и его предвыборной программе, и утверждаются народом на выборах», — подчеркнул он.
Что же касается перипетий предстоящей избирательной кампании, первый замруководителя АП посоветовал «не забегать вперед, так как выборы всегда выборы, и несут в себе массу самых разных неожиданностей».
Администрация президента посредством социологических служб регулярно замеряет данные социального самочувствия в обществе, но снижающиеся тренды и их влияние на рейтинги партий, по мнению Володина, лишь добавят кампании конкурентности.
По словам Вячеслава Володина, «эта кампания отличается от предыдущей еще и тем, что будет проходить по правилам смешанной системы, где многое зависит от того, насколько убедительными окажутся кандидаты, выдвинутые по одномандатным округам». В любом случае, чиновник уверен, что все пройдет строго по закону.
Вместе с тем, Володин посетовал и на слабую активность больших партий.
«[Журналист] Катя Винокурова до сих пор не знает, кого вы выдвигаете по ее округу. Это говорит о чем? Если она, человек, который интересуется повесткой, не видит в своем округе яркую фигуру, которая бы претендовала на выборах на депутатский мандат, это скорее недостаток, чем позитив для ваших партий. Это говорит о том, что кандидатов у вас нет пока. А они должны появиться!» - обратился Володин к представителям «ЕР» и КПРФ.
Обращаясь к представителям малых партий по вопросу возможных льгот, Володин заметил, что политика – «не собес», а соревновательный и конкурентный процесс, поэтому шансы есть у всех.
В рамах конференции Володин подчеркнул, что АП не участвует в политическом процессе «против какой-то партии на стороне другой партии», уделяя внимание вопросам легитимности, конкурентности и открытости грядущей кампании. В этой связи вопросы «о судьбе партии «Яблоко» Володин считает заданными не по адресу: по его мнению, у старейшей либеральной силы достаточно ресурсов, региональных отделений, чтобы справиться самостоятельно.
 
«Единая Россия» реализует те решения в социально-экономической сфере, которые принято считать либеральными
Что касается либерального, правого фланга политической повестки (Володин отдельно оговорил, что это его личная экспертная, а не должностная оценка) - то, по прогнозу замглавы Администрации, большинство парламентских и непарламентских партий даже не собираются отрабатывать эту повестку на выборах. В то же время «Единая Россия», по словам Володина, реализует те решения в социально-экономической сфере, которые принято считать либеральными:
«У нас сейчас в экономике проблемы, выход из которых лежит в решениях либерального плана, и именно «Единой России» придется реализовывать эту повестку».
«Когда-то, в 2011 году, либералы «замкнули на себя» тему борьбы с коррупцией и социальной справедливости. Сегодня эта тема есть в повестке у всех крупных партий», — подчеркнул Володин.
Политическая конкуренция в стране будет развиваться в соответствии с провозглашенными принципами конкурентности, открытости и легитимности выборов. Административный ресурс будет работать гораздо меньше, внешнеполитическая мобилизация уступит место социально-экономической проблематике. Это требует более качественного политического менеджмента всех участников политического процесса и использования наиболее продвинутых современных технологий, как выработанных в России, так и взятых из лучшего международного опыта.
На смену внешнеполитической мобилизации будет приходить социально-экономическая проблематика, учитывая тот факт, что в ряде регионов произойдет совмещение с регионально-муниципальными выборами (38 региональных собраний будут избираться одновременно с Госдумой), повестка кампании, несомненно, будет приобретать региональный, местный характер.
В связи с этим гораздо большее значение будут приобретать вопросы: а) местных внутриэлитных переговоров; б) качественного использования этой повестки. Основным инструментом федеральных избирательных кампаний у нас в стране долгое время был тот подход, который в основном исповедуют политтехнологи республиканской партии США – задать некую общую федеральную повестку и за счет нее аккумулировать большинство.
А теперь, учитывая более сложную ситуацию увеличения количества участников избирательной кампании, видимо, будет набирать популярность технология, которую использует демократическая партия: выделить большое количество мелких социально-демографических групп и из них собрать ситуативное большинство. Это ключевой момент, к которому нужно готовиться консультантам тех кандидатов и тех партий, которые претендуют на победу. Будет более четкая сегментация электората, создание для них адресных месседжей, использование технологий донесения сигнала до избирателей.
Несмотря на развитие интернета, сегодня во всем мире переживает ренессанс технология прямого контакта с избирателями, кампания «от двери к двери», тем более, что современные технические средства позволяют контролировать перемещение агитатора и осложняют возможность «рисования» агитатором результатов. Потому что, если владеешь планшетами, смартфонами, есть возможность загрузить мобильное приложение, которое будет отслеживать маршруты передвижения агитатора и его результативность. Эти современные технологии и программные продукты будут давать очень серьёзное преимущество кандидатам.
Надо понимать, что личная встреча кандидатов с избирателями – это замечательно, но реально кампанией можно охватить несколько тысяч избирателей. Даже сверхусилиями, но более десяти тысяч из 500 тысяч, которые входят в округ, охватить не получится. Поэтому при всем понимании значимости технологии прямого контакта с избирателями и медийная стратегия, и технология «от двери к двери», и качественное создание событий – это все должно присутствовать в избирательной кампании.
К сожалению, это все требует денег, и на эту тему сегодня есть много спекуляций. Видимо большая часть кандидатов будет пытаться укладываться в бюджет и в тот лимит, который у нас обозначен законодательно. Но надо понимать, что стоимость кампании – это не только официальная избирательная программа.
Нужна большая подготовительная работа – то, что делается до кампании: медийное присутствие кандидата, стартовое исследование, а в случае с представителями «Единой России» это еще и участие в праймериз, что будет кампанию удорожать.
Те цифры, которые называются в настоящий момент среди политтехнологов – 70, 100-150 миллионов рублей – это те бюджеты, которые будут фигурировать в случаях конкурентных избирательных кампаний. Понятно, что в тех регионах, где высокий уровень консолидации и низкая конкуренция, это может быть дешевле.
А в таких регионах, как Москва, это может быть значительно дороже, просто исходя из того, что гораздо ниже доступность избирателей, нет влиятельных общегородских СМИ, которые были бы доступны всем кандидатам. В Москве кандидату-одномандатнику кампания может обойтись значительно дороже, чем в Воронежской области, например.
Считается, что в грядущих выборах тяжелее всего придется «ЕР», потому что ей нужно будет отбивать нападки и критику всех остальных игроков политической системы, а легче всего – коммунистам, потому что они будут играть на экономическом кризисе и социальных проблемах и акцентировать на своем положении главной оппозиционной партии, позиционируя себя, как главную альтернативу «Единой России».
Вместе с тем, возникают серьезные проблемы и для новых партий, здесь можно выделить несколько ниш. Первая ниша – это радикальные «путинисты», то есть, если полные лоялисты все равно останутся в рамках «ЕР», что-то может перераспределиться в сторону, то радикальные «путинисты» могут колебаться между такими проектами, как ЛДПР, если говорить о парламентских партиях, или «Родина», из числа тех партий, которые в парламенте на данный момент не представлены.
Есть ниша и для путинских либералов, либеральный электорат составляет порядка 10-15%, в нем есть ниша от 6 до 8% антипутинских либералов – это те, которые считают, что «Крым не наш». В этой нише находятся «Яблоко» и «Парнас». И есть ниша тех, кто придерживается либерально-экономических воззрений, но при этом считают, что «Крым – наш». Вот в этой нише нет ни одного политического проекта. Гипотетически, тут мог бы быть какой-то новый политический игрок или уже существующая, но перепозиционировавшаяся фигура с апгрейдом технологий, инструментария и лидерства. Однако, если эту нишу никто не займет, то она или будет перераспределена между разными проектами, или уйдет в неявку.
Одним из главных действующих игроков парламентской кампании будущего года становится «Общероссийский народный фронт». Окончательно формат его участия пока не определен, но уже известно, что движение намерено увеличить свое присутствие в нижней палате. Причем в следующем созыве Госдумы «фронтовики» должны рассредоточиться по разным фракциям, создав при этом свое неформальное объединение. По мнению некоторых экспертов, возможно, со временем именно ОНФ будет призван обеспечивать победу кандидатов от действующей власти в ходе выборных кампаний, а «Единая Россия», таким образом, может быть отодвинута на второй план.
В выборном сценарии 2016 года «Народный фронт» пытаются сделать одним из ведущих инструментов для обеспечения тотального доминирования провластных сил, говорят эксперты. По итогам голосования в будущей Госдуме может быть создана межфракционная группа ОНФ, включающая в себя большинство депутатов.
В нынешнем созыве мандаты по спискам «Единой России» получили 87 «фронтовиков», при этом всего фракция партии власти насчитает 238 человек. ОНФ был создан по инициативе Владимира Путина в 2011 году, его члены приняли участие в праймериз, а затем и в самих выборах. Депутатами по квоте «Народного фронта» в итоге стали беспартийные сторонники и руководители различных общественных объединений.
В отличие от схемы четырехлетней давности будущие кандидаты от «Народного фронта» не обязательно должны будут разделять взгляды и программу «Единой России» – в 2016 году члены ОНФ пойдут на выборы разными колоннами. Во-первых, по спискам партий. Помимо «Единой России», это будут как малые партии («Родина», «Патриоты России» и другие), так и «Справедливая Россия». Видные действующие депутаты-справороссы Михаил Емельянов и Федот Тумусов недавно официально вступили в ряды «фронтовиков». Из парламентских партий принципиально отказывается от сотрудничества с ОНФ КПРФ: тем коммунистам, которые записываются «на фронт», грозит исключение.
Во-вторых, активисты ОНФ планируют пробиваться на Охотный Ряд по одномандатным округам. В 2016 году выборы в ГД после длительного перерыва вновь пройдут по смешанной системе – 225 депутатов будут избираться по партийным спискам, еще 225 – по округам. Сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов сообщал, что большинство активистов движения будут участвовать в выборах в качестве независимых кандидатов. «Народный фронт» – это не партия, а общественная организация, так что своих кандидатов она, согласно российскому закону, выдвигать права не имеет. Однако разрешит тем или иным кандидатам, причем как самовыдвиженцам, так и партийным, указывать в агитационных материалах свою принадлежность к ОНФ.
После сентябрьских выборов у «Народного фронта» появится депутатская группа в Госдуме, члены которой не войдут ни в одну из других фракций, прогнозирует политолог Алексей Макаркин: «Если раньше всех записывали в «Единую Россию», то теперь может быть поставлена обратная задача». По словам эксперта, депутаты от ОНФ смогут чувствовать себя более свободно: им будет разрешено активнее критиковать чиновников, перехватывать лозунги оппозиции. Но при этом они все равно должны будут в первую очередь ориентироваться на Кремль.
В настоящий момент деятельность парламентариев от ОНФ никак не формализована, они просто растворились в рядах фракции «ЕР». Пару лет назад сформировать группу в нижней палате из числа членов ОНФ предлагал депутат Владимир Гутенев, однако его инициатива не нашла поддержки у большинства. Гутенев говорил, что у представителей «Фронта» может быть свое, отличное от «Единой России» мнение по ряду вопросов. В ответ на тот момент первый замруководителя фракции Вячеслав Тимченко заявлял, что она работает как «единый организм» и никакой необходимости в разделении нет.
На сегодняшний день в Центральный штаб «Фронта» входят 12 депутатов: Станислав Говорухин, Ольга Тимофеева, Ольга Баталина, Александр Васильев, Виталий Ефимов, Алексей Журавлев, Владимир Кононов, Михаил Моисеев, Михаил Старшинов, Валентина Терешкова, Валерий Трапезников и Валерий Якушев. Они сохраняют свою «фронтовую» идентичность, но в первую очередь проявляют активность не в Госдуме, а на общественных площадках, отмечает Алексей Макаркин. Каких-либо значимых политических отличий между членами «Единой России» и ОНФ при этом нет, добавляет он.
Член правления Российской ассоциации политических консультантов Петр Быстров обращает внимание на то, что члены ОНФ, планирующие принять участие в парламентских выборах, разнородны по своему составу, поэтому следует ожидать в первую очередь их включения в традиционные партийные фракции. Он допускает вероятность возникновения межфракционного объединения ОНФ, но существенной роли в Госдуме оно играть вряд ли будет, полагает г-н Быстров. «Все равно все будет зависеть от одной партии, и мы с вами знаем ее название», – добавил эксперт.
Таким образом, несмотря на развитие проекта «Народный фронт», он пока остается стоять на запасном пути, еще не играя самостоятельной роли. Политолог Алексей Макаркин полагает, что час ОНФ настанет в 2018 году – во время президентских выборов. Тогда «Единая Россия» может быть отодвинута на второй план и на авансцену выйдут именно «фронтовики», призванные обеспечить уверенную победу кандидата от действующей власти. До этого момента имеет смысл удержаться от излишнего растрачивания стратегического ресурса.
 
Дарья Панкратова