| 10 сентября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Елизавета Серьгина
Социальные сети — то, ради чего россияне заходят в интернет чаще всего. Они тратят на них 37% всего времени, которое проводят в сети, подсчитала исследовательская компания TNS. По данным comScore, лидером по посещаемости в июне 2013 г. была социальная сеть «В контакте» (81,4 млн уникальных посетителей), второе место занимали «Одноклассники» (62,2 млн), третье — «Мой мир@Mail.ru» (26,6 млн), четвертое, по сути, делятFacebook и Livejournal (9,6 млн и 9,94 млн соответственно), пятое — у Twitter (4,2 млн). Из статистики TNS следует, что как минимум два бренда из шести знакомы большинству пользователей рунета: средний пользователь компьютера в России посещает три социальные сети ежедневно, а владелец мобильного телефона — две, так что в целом на пользователя приходится в среднем по 3,2 социальной сети. Это говорит о том, что аудитории всех соцсетей, какими бы разными они ни казались, могут пересекаться, и довольно сильно, говорит основатель Liveinternet Герман Клименко.
Принято считать, что аудитории «Одноклассников» и «В контакте» различаются коренным образом, говорит Клименко. На деле не совсем так: по подсчетам Liveinternet, в начале этого года активная аудитория этих соцсетей пересекалась на 18%. Июльские измерения comScore фиксируют еще более сильное пересечение (правда, comScore считает не только активных пользователей): 85,7% аудитории «Одноклассников» хотя бы раз за месяц заходили в «В контакте», а 65,8% пользователей «В контакте» заглядывали на свои страницы в «Одноклассниках».
Клименко приводит еще одно распространенное мнение: аудитория «Одноклассников» более взрослая, а «В контакте» используют в основном подростки. Это тоже часть «легенды для рекламодателей», уверен он. Отчасти это подтверждает и статистика TNS за июль 2013 г.: охват аудитории старше 35 лет у «В контакте» и «Одноклассников» примерно одинаковый, разница есть лишь в подростковой аудитории (12-17 лет) — «В контакте» пользуются 87% юной аудитории рунета, а «Одноклассниками» — 42,7%. Кроме того, у «Одноклассников», по данным TNS, чуть меньше охват мужской аудитории, чем у «В контакте» (36,2% против 48,4%).
«Одноклассники» стали первой социальной сетью в рунете и были практически скопированы с американской Classmates, вспоминает Клименко. Поначалу многим было любопытно разыскать школьных друзей, но на этом функционал сети оказался, по сути, исчерпан, поэтому со временем «Одноклассники» превратились в своеобразный каталог или мессенджер для обмена сообщениями со старыми знакомыми. Гендиректор агентства«Социальные сети» Денис Терехов считает, что популярность «Одноклассников» оказалась меньшей, чем могла бы быть, из-за того, что длительное время в сети отсутствовал расширенный поиск по группам, интересам и ключевым фразам. «В контакте» же изначально позиционировала себя как ресурс для общения, публикации фотографий, обмена видео и музыкой. Кроме того, довольно большую популярность в «В контакте» завоевали группы«неспециализированной тематики» типа MDK, обращает внимание Терехов.
«Одноклассники» постоянно улучшают поиск, парирует директор по маркетингу этой компании Арсен Исрапилов. Например, группы сейчас можно искать не только по названию (или частям названия), но и по ключевым словам, которые могут указывать сами администраторы групп. «Одноклассники» уже давно не просто социальная сеть, а развлекательная платформа, где люди могут не только находить друг друга, но и слушать музыку, смотреть видео, играть и т. д., говорит Исрапилов.
Российская аудитория Facebook пересекается с «Одноклассниками» и «В контакте» не так сильно, как аудитории этих двух сетей. Только 14,2% посетителей «В контакте» в июле 2013 г. посещали Facebook, свидетельствует статистика comScore. С «Одноклассниками» процент пересечения еще ниже — в июле на Facebook зашло только 13,3% посетителей этой сети.
У Facebook нет задачи привлечь много российских пользователей, считает Клименко. Изначально этой сетью пользовалась «продвинутая англоговорящая аудитория», и этого Facebook было достаточно. Сейчас это в основном взрослые, состоявшиеся люди — сотрудники крупных компаний и чиновники. Основной функционал Facebook — профессиональное общение, считает Клименко, среди молодежи сеть не так популярна, как другие. Согласно данным TNS, Facebook охватывает всего 8,9% подростковой аудитории рунета.
Facebook — это в первую очередь тексты, «никаких фотографий с коврами и котиками», обращает внимание Клименко. Терехов добавляет, что сейчас Facebook в России играет роль особой площадки для обсуждения политических событий: «В эту социальную сеть перетекло много так называемых «топовых блогеров» из «Живого журнала». Сама Facebook не комментирует вопросы, связанные с составом ее аудитории, говорит сотрудник пресс-службы компании.
Из данных TNS следует, что каждый четвертый пользователь Facebook имеет аккаунт также в сети микроблогов Twitter. Но Twitter, по мнению Терехова, больше похожа на СМИ, а не на классическую социальную сеть: «Это объясняется большим количеством чиновников и знаменитостей, которые активно используют этот сервис, и наличием такой функции, как retwit». Эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян согласен с этим: по сути, Twitter сейчас в России служит альтернативой информационным агентствам, так как его активными пользователями являются так называемые «лидеры мнений».
Фонд развития гражданского общества изучал алгоритм появления информационных поводов в соцсетях и пришел к выводу, что Twitter чаще других социальных сетей является первоисточником новостей, которые затем начинают цитировать СМИ, рассказывает Апетьян. Хотя по размеру аудитории Twitter проигрывает даже «Живому журналу» (Livejournal, ЖЖ).
ЖЖ теперь тоже похож на СМИ, считают Апетьян и Терехов. Рядовые блогеры сменили ЖЖ на другие сети, а журналы топ-блогеров представляют собой своеобразные средства массовой информации с профессиональной подачей. Многие пользователи ЖЖ даже зарабатывают по классической для СМИ модели — размещая в своих блогах рекламу, добавляет Апетьян.
ЖЖ сознательно выбирает путь социальных медиа, подтверждает представитель SUP Media (владелец Livejournal) Екатерина Пахомчик: «Если в соцсетях вы общаетесь в основном со знакомыми вам людьми — друзьями, коллегами — и делитесь с ними новостями и ссылками, то в ЖЖ вы создаете контент и можете подписаться на кого угодно, для этого необязательно быть знакомым с человеком лично». «ЖЖ вы читаете как газету», — резюмирует она.
Среднестатистический пользователь ЖЖ в России — мужчина 25-34 лет с высшим образованием и средним уровнем дохода. В русскоязычном сегменте Livejournal вообще доминируют мужчины — 51% против 49% женщин.
Третья по популярности в России сеть «Мой мир@Mail.ru» — темная лошадка, считают эксперты. Этот проект ориентирован прежде всего на регионы, но активных пользователей у сети мало, говорит Клименко из Liveinternet, напоминая: аккаунт в «Моем мире» появляется автоматически у каждого, кто заводит почтовый ящик на Mail.ru. Трафик на «Мой мир@Mail.ru» привлекается в основном из той же почты Mail.ru, считает Клименко. Пользователи «Моего мира» — это «такие люди, о которых все слышали, но никто никогда не видел», иронизирует Терехов, поэтому сказать что-то о социально-демографическом составе этой соцсети трудно.
Впрочем, данные TNS свидетельствуют о том, что пользователи «Мой мир@Mail.ru» активнее, чем, например, в Facebook: они проводят на сайте в среднем восемь минут в день, а пользователи американской сети — только четыре.
Руководитель «Мой мир@Mail.ru» Денис Алаев говорит, что социально-демографический состав аудитории этой сети «практически совпадает с соцдемом рунета». В то же время у этой сети большая доля «эксклюзивных» пользователей, которые не зарегистрированы ни в одной другой соцсети. Аудитория «Моего мира» достаточно активна, настаивает Алаев: например, в игры этой социальной сети пользователи играют больше (в пересчете на пользователя), чем в других социальных ресурсах. Кроме того, пользователи «Моего мира» активно смотрят видео, и, по собственным исследованиям Mail.ru, аудитория этой соцсети гораздо активнее комментирует и отмечает понравившийся контент, чем пользователи других соцсетей.
То, что люди одновременно используют сразу несколько соцсетей, абсолютно нормально, ведь каждая из них имеет определенную функцию, заключают Клименко и Терехов. По данным Liveinternet, каждый пользователь рунета активно использует два социальных ресурса: один в качестве основного и один как вспомогательный. Предпосылок для изменения этой ситуации нет, считает Клименко, пока кто-нибудь из участников этого рынка — например, Facebook — не изменит тактику.
В будущем могут стать популярными корпоративные социальные сети, считает директор департамента корпоративного маркетинга «Техносерва» Мария Линькова. В традиционной корпоративной базе данных могут храниться только формализованные знания, большая же часть накопленных сотрудниками знаний (около 70%) — это их профессиональный опыт, которым хорошо бы делиться с коллегами в закрытой сети.