СМИ о мероприятиях

  |  09 сентября, 2013   |   Читать на сайте издания

Единороссы сберегли города

По итогам Единого дня голосования 8 сентября сразу в нескольких крупных городах партия «Единая Россия» и ее выдвиженцы уступили кандидатам от оппозиции. Однако назвать такие результаты неожиданными нельзя. Во-первых, в каждом случае подобный итог прогнозировался заранее и катастрофой для власти не стал, т.к. даже в проигранных центрах у нее сохраняются альтернативные рычаги управления. Во-вторых, оппозиции удалось выполнить, в лучшем случае, программу минимум, победив лишь в части городов, из тех, где у нее были шансы. Большую часть «сложных городов» единороссам по итогам ЕДГ 8 сентября удалось удержать.

Итак, как и предполагалось, наиболее резонансную победу оппозиция одержала в Екатеринбурге, где кандидат на пост мэра от «Гражданской платформы», глава Фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман набрал 33,25% против 29,77% выдвиженца «Единой России», вице-губернатора Якова Силина.

Уступил кандидат-единоросс и в столице Карелии Петрозаводске. По итогам обработки 95% протоколов представитель партии власти Николай Левин набирает лишь 28,6% голосов, а самовыдвиженец, поддержанная партией «Яблоко» Галина Ширшина – более 42%.

Еще одним городом, где «Единой России» не удалось одержать победу, стал Красноярск. На выборах муниципальных депутатов за счет сильных самовыдвиженцев большинство в горсобрании получила партия «Патриоты России» - 14 мандатов. Единороссы на втором месте с 12 мандатами, далее «Гражданская платформа» - 5 мандатов, «Справедливая Россия» - 4 мандата, и один у коммунистов.

Однако каждую из этих побед сложно назвать абсолютной. В Екатеринбурге, например, на параллельных выборов городских депутатов победили единороссы. По предварительным данным, партия получает 21 мандат, эсеры – 7 мандатов, «Гражданская платформа» - 3, КПРФ и Партия пенсионеров - по 2 мандата, ЛДПР - 1. А это значит, что единороссы смогут единолично назначить сити-менеджера города, который в отличие от избираемого мэра, выполняющего политические и представительные функции, управляет городомфактически. Кроме того, Ройзмана нельзя назвать оппозиционером радикалом. Он связан с вполне системной партией «Гражданская платформа», был депутатом Госдумы РФ. Конфликт у него лишь с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым и его окружением. С федеральной же властью в открытое противостояние он не вступал.

Несколько иная ситуация в Петрозаводске. Ширшину называют «человеком не из системы», однако и причислить ее к, грубо говоря, оппозиционной сети тоже нельзя. Как выразился политпсихолог Александр Конфисахор, «жители Петрозаводска выбрали «человека не из системы», то есть неизвестно кого, и теперь они неизвестно что получат», цитирует его «Губерния Daily». Опять же, в руках «Единой России» остается множество альтернативных рычагов управления в городе, начиная от представителей бывшей администрации в городской власти, и заканчивая городским собранием депутатов. Неопытная Ширшина, которая по мнению экспертов победила на благодаря а вопреки, вряд ли сможет установить свой контроль в городе и останется инструментом в руках «теневого» руководства Петрозаводска.

Ситуация в Красноярске напротив, напоминает Екатеринбург, но с другого ракурса. «Патриоты России» получили столь высокий результат благодаря поддержке небезызвестного в области бизнесмена Анатолия Быкова, который оппозиционен по отношению к региональной власти, но не к федеральному центру.

Кроме того, городская администрация остается под контролем представителей власти. Только в минувшем году победу на выборах мэра одержал выдвиженец «Единой России» Эдхам Акбулатов, набрав почти 70% голосов.

Как отметил в разговоре с корреспондентом Центра политического анализа глава департамента региональных исследований Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов, такой результат на выборах обеспечили сразу несколько факторов.

«Во-первых, Акбулатов, при всем уважении к нему, хороший чиновник, но никакой политик. Мы об этом предупреждали. Во-вторых, политикой в команде губернатора Льва Кузнецова занимаются не слишком профессиональные люди», - говорит эксперт. Третьим фактором, по его словам, стало участие в выборах сразу двух альтернативных центров влияния: Быкова и братье в Корпачинских. Они, особенно Быков, воспользовались трендом на демократизацию и провели успешные кампании, получив представительство в горсобрании.

Отметим, что побеждать в сложных условиях смогли не только оппозиционные кандидаты, но и представители власти. Например, мэром Воронежа, вопреки прогнозам, был избран вице-губернатор области Александр Гусев с 42%. А его главная конкурентка, один из старейшин городской политики коммунистка Галина Кудрявцева получила 27%.

Не удалось победить оппозиционеру и в Великом Новгороде. Там свой мандат «продлил» действующий мэр Юрий Бобрышев, заручившись поддержкой 38,6% голосов. А его ближайший соперник, эсер Евгений Кузиков получил чуть менее 24%.

Сохранила за собой «Единая Россия» и городские собрания депутатов Рязани (51,5%), Белгорода (37 мест из 54), Тюмени (58%), Волгограде (38%), Майкопе (22 из 30 мест) и других.

Как считает политолог Олег Игнатов, «если посмотреть на городские результаты 8 сентября, то «Единая Россия» выступила на мажорной ноте».

«По предварительным данным, из 8 выборов мэров региональных столиц партия власти выиграла 6, из 12 городских парламентов выиграла 11», - отмечает эксперт.

Что касается побед оппозиционеров, то, как утверждает Игнатов, речь идет не о системном явлении, а о роли личности. Преимущественно, там где победили альтернативные кандидаты – это их личная заслуга, а не фактор их оппозиционности.