Москва, Ингушетия, Дагестан, Курганская и Псковская области вошли в группу риска. Эксперты измерили «напряженность» в регионах
Эксперты Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина в понедельник представили оценку социально-экономической и политической напряженности в регионах. Ее результаты отличаются от подобных рейтингов фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова и Фонда развития гражданского общества: анализ не сфокусирован на личностях губернаторов, а субъекты федерации не ранжируются от лучшего к худшему.
Мониторинг охватывает три направления жизни региона: внутриполитическое (институциональное устройство, административная устойчивость, конфликтность и неоднородность элиты), социально-экономическое (положение домохозяйств, производство и инвестиции, состояние публичного (бюджетного сектора) и протестную активность. Каждому параметру присваивается оценка от A - низкие риски до Е - самые высокие риски. Там, где все показатели велики образуются «кризисные точки».
В группу риска вошли 5 субъектов – Ингушетия, Дагестан, Курганская и Псковская области и Москва. Регионы – антилидеры по социально – экономическим показателям – Удмуртия, Пензенская, Свердловская и Челябинская области, по внутриполитической ситуации – Северная Осетия, Ивановская и Кемеровская области, Еврейская автономная область, а по протестной активности – Забайкальский край, Новосибирская область, Москва и Санкт-Петербург.
Согласно рейтингу эффективности губернаторов Фонда рарвития гражданского общества, главы рисковых регионов за последнее время наоборот занимают уверенные позиции в середине, а мэр Москвы Сергей Собянин стоит на 8 месте. Исключение составляет только губернатор Псковской области Андрей Турчак, с его именем за последние месяцы было связано 2 федеральных скандала: с исключением оппозиционного депутата Льва Шлосбернга из регионального парламента и делом о покушении на журналиста Олега Кашина.
«В Ингушетии вице-премьеры меняются каждые пол года, их биографии не успевают размещать на сайте, - говорит эксперт КГИ Александр Кынев. – В Москве не работают институты (низкий уровень политической конкуренции и местного самоуправления - «МК»». По словам политолога, в следующий раз к антилидерам добавится Коми (регион фактически обезглавлен после ареста губернатора Вячестлава Гайзера) и Крым с Севастополем (эксперты не проводили комплексную оценку региона из-за сложности доступа к экономическим данным).
«Регионы в тяжелом социально – экономическом положении делятся на три типа», - объясняет старший научный сотрудник Центра фундаментальных исследований ВШЭ Алексей Титков. Москва, Свердловская и Челябинская области – это центры экспорта, зависимые от внутреннего рынка и металлургии. Они подвержены влиянию мировых кризисо. Ивановская, Псковская, Курганская области и Удмуртия – типичные русские нечерноземные регионы в Европейской части, чуть беднее среднего, без заметных ресурсов. Регионы – Северного Кавказа – Ингушетия и Северная Осетия – постоянный объект федеральной экономической помощи, там проблемы с институтами.
Есть и примеры позитивных регионов: Приморский край (снизилось количество конфликтов, улучшилось качество институтов, Мурманская область, Калининрадская область Якутия и Карелия.
Валерия Маркова