СМИ об исследованиях

  |  26 октября, 2015   |   Читать на сайте издания

http://nvdaily.ru: Главный удар. Чёрный список губернаторов. Кто попал в него?

Сразу несколько источников сообщили на прошлой неделе о существовании в администрации президента некоего чёрного списка губернаторов, якобы подготовленного спецслужбами. Если верить этим слухам, то отставки и уголовные дела грозят главам 22 регионов РФ, попавшим в этот список. «Наша Версия» выяснила некоторые подробности, а также проанализировала, зачем именно сейчас Кремлю понадобился перечень нерадивых губернаторов.
Есть мнение, что слухи о списке – вброс Кремля с целью держать губернаторов в страхе. Весьма убедительный вариант, учитывая начавшиеся в последнее время громкие расследования в отношении бывших и действующих глав субъектов. Весной было возбуждено уголовное дело против губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. Сейчас он отстранён от должности. А в середине сентября был задержан глава Республики Коми Вячеслав Гайзер. С тех пор он находится под арестом по обвинению в махинациях при приватизации республиканского имущества, причём якобы губернатор возглавлял преступную группу из 15 человек. В этом ряду не кажутся случайными уголовные дела, заведённые на сына главы Иркутской области коммуниста Сергея Левченко, чья победа стала неожиданностью для Москвы.
Гордеева и Морозова готовят «на вылет»?
Потому публике остаётся только гадать: власть действительно взялась за чистку рядов или перед нами разыгрывается какой-то невесёлый скетч? Ведь, как показывает опыт, в опалу попадают явно не оппозиционеры, все губернаторы – фигуранты уголовных дел – видные функционеры «Единой России». Тут впору строить версии о том, что кто-то могучий хочет дискредитировать как раз партию власти через её региональных ставленников. Источники «Нашей Версии» утверждают, что в чёрном списке якобы присутствуют имена воронежского и ульяновского губернаторов – Алексея Гордеева и Сергея Морозова. Они тоже единороссы. Правда, если это и так, то всё равно неизвестно, какие именно грешки вменяются им в вину и что им может грозить.
И тем не менее опасения небезосновательны. В последнее время в областных СМИ то и дело появляются слухи о том, что воронежскому губернатору готовят замену. Называются и конкретные имена кандидатов в преемники. Это вице-губернатор Геннадий Макин и заместитель председателя правительства Воронежской области Максим Увайдов.
Власть действительно взялась за чистку рядов или перед нами разыгрывается какой-то невесёлый скетч? Что же касается главы Ульяновской области Сергея Морозова, то он получил «чёрную метку» от Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина. В рейтинге эффективности губернаторов Морозов потерял сразу 10 пунктов.
Сын за отца
Похоже, что сгущаются тучи и над только что избранным губернатором Иркутской области Сергеем Левченко. Его сына Андрея, возглавляющего компанию «Стальконструкция», обвиняют в уклонении от уплаты налогов в крупном размере. Ещё одно уголовное дело – о мошенничестве в особо крупном размере – возбуждено в августе. Также идёт расследование по факту невыплаты зарплат работникам «Стальконструкции». Старший Левченко назвал это методом давления на него во время предвыборной кампании.
Политолог Александр Кынев считает, что возбуждение уголовных дел в отношении родственника победившего политика можно рассматривать как борьбу с оппозицией, особенно накануне федеральных выборов. А вот его коллега Евгений Минченко полагает, что с избирательной кампанией уголовное преследование сына Левченко никак не связано, тем более что первое дело было возбуждено задолго до неё.
«Тут скорее внутренняя борьба, – говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Левченко хоть и коммунист, но не оппозиционер федеральному центру. Он представляет одну из групп влияния в области, его поддержал крупный строительный бизнес».
Президентский СМЕРШ
При этом, по мнению Алексея Макаркина, чёрный список губернаторов не более чем страшилка. «Всё это слухи, мол, есть некий президентский спецназ, чуть ли не СМЕРШ, который чистит ряды от коррупционеров, – говорит Макаркин. – На самом деле решения принимаются всё же немного по-другому, индивидуально. Есть ряд факторов. Например, губернатор действительно совершил деяния, и на него обратили внимание правоохранители. По Гайзеру работали чуть ли не с появления его в качестве главы республики. Есть и другой фактор – какой у губернатора покровитель, «крыша». Она может утратить актуальность, если позиции покровителя ослабнут или он разочаруется в своём протеже. Кстати, у того же Хорошавина незадолго до ареста дела стали улучшаться. Наблюдатели фиксировали, что федеральная власть относится к нему лучше, чем раньше. И тут – бац! – берут, везут в Москву. И Гайзер был на хорошем счету у экспертов».
Впору строить версии о том, что кто-то могучий хочет дискредитировать как раз партию власти через её региональных ставленников.
В последнем рейтинге эффективности губернаторовФоРГО он действительно занял весьма почётное четвёртое место, разделив его с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. «Новые аресты возможны, но о массовых антикоррупционных деяниях говорить не стоит, – отмечает эксперт. – Власть неисповедима: может карать, может и миловать, а кого покарает и кого помилует – до последнего остаётся в секрете. В этом её сила. Если бы только карала, была бы предсказуема. Если бы только миловала – зарекомендовала бы себя как слабая».
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В понедельник 26 октября апелляционная инстанция Мосгорсуда должна рассмотреть жалобу на арест Вячеслава Гайзера. Защита просит заменить ему меру пресечения на домашний арест с содержанием в квартире его супруги. Пока что он находится в СИЗО «Лефортово». На условия содержания Гайзер не жалуется. Хотя на суде 20 сентября экс-глава Коми говорил, что плохо себя чувствует, и перечислял судье свои диагнозы: воспаление глаз и суставов, панкреатит, проблемы с щитовидной железой, язвенная болезнь.
А вот у Александра Хорошавина на фоне несчастья распалась семья. Супруга экс-губернатора Ирина Хорошавина подала в Гагаринский суд Москвы исковое заявление о разделе имущества. Она хочет получить в собственность московскую квартиру. Впрочем, не исключено, что развод Хорошавина носит фиктивный характер с целью спасти имущество от конфискации.
Хорошей новостью для экс-губернатора можно назвать результаты фоноскопической экспертизы. 17 фрагментов «прослушки», установленной некогда в его кабинете, не удалось идентифицировать из-за помех. А эти записи – единственное физическое доказательство по делу.
Справка
Где на Руси жить нехорошо
Группа экспертов по заказу Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина составила рейтинг самых неблагополучных регионов России. Коми, Карачаево-Черкесия, Чечня, Ингушетия, Псковская, Астраханская, Нижегородская, Кемеровская, Ивановская области названы «регионами риска» с точки зрения социально-экономической ситуации. Эксперты КГИ отмечают политическую нестабильность в Ингушетии, Туве, Мордовии, Курганской, Пензенской, Саратовской, Челябинской областях. Севастополь, Сахалин и Еврейская автономная область оказались во главе рейтинга с точки зрения кадровой нестабильности.
Ксения Веретенникова