http://www.lensmena.ru: Шанцев шагает не в ногу с «нижегородской элитой»
Губернатор Нижегородской области откатился вниз сразу на 18 позиций и оказался там, где никогда не был, — в группе середнячков
15 октября увидел свет очередной рейтинг губернаторов, представленный Фондом развития гражданского общества (ФоРГО). Опубликованные данные должны были расстроить Валерия Шанцева. Губернатор Нижегородской области откатился вниз сразу на 18 позиций и оказался там, где никогда не был, — в группе середнячков. По этому поводу уже успели позлословить антигубернаторские сайты: дескать, ниже только губернаторы-«смертники».
Рейтинговое падение
По словам политолога Константина Костина, падение нижегородского губернатора в рейтинге обусловлено влиянием двух новых модулей: исследования на «аффилированность» и «КОЛ-фактор».
С первым фактором все предельно ясно. «В суде Советского района Нижнего Новгорода рассматривается уголовное дело в отношении министра областного правительства А. Макарова о превышении должностных полномочий. Макаров, по версии следствия, незаконно предоставил в собственность коммерческой организации земельный участок площадью более 17 тыс. кв. м, находящийся в областной собственности, за 130 тыс. рублей при рыночной стоимости более 70 млн рублей. 16 сентября областной суд направил дело на новое судебное разбирательство в тот же суд (суд Советского района Нижнего Новгорода), но в ином составе. Мера пресечения А. Макарову была оставлена без изменения — подписка о невыезде и надлежащем поведении. Но Макаров продолжает работать в правительстве в должности министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области», — пояснил эксперт.
Что же касается КОЛ-фактора, то он оценивает способность глав регионов обеспечить условия для стабильной деятельности политических партий, а также для проведения большей конкурентности, открытости и легитимности выборов. Применение экспертами КОЛ-фактора к губернатору Нижегородской области, по словам эксперта Костина, обусловлено развитием в регионе конфликта с элитами областного центра, избыточным вмешательством в дела политических партий, проведением избирательной кампании с использованием инструментов административного давления, что при дальнейшем развитии событий может привести к еще большему обострению противоречий в регионе.
Воодушевившись оценками федеральных экспертов, данными нашему губернатору, некоторые непримиримо оппозиционные СМИ поспешили задаться вопросом: а когда же Валерия Шанцева отправят в отставку? Из которого вытек еще более радикальный вопрос: когда его посадят в тюрьму (по аналогии с Гайзером)? На оба эти вопроса мы отвечаем совершенно определенно – никогда!
На чем основана такая уверенность? Тут есть несколько факторов, которые, возможно, незаметны из Москвы или Питера, но для нижегородцев, думается, вполне очевидны.
Да, к Шанцеву накопились претензии у нижегородской элиты. И этот факт бессмысленно отрицать. Мы все это видим по тому конфликту, который развернулся во власти Нижнего Новгорода. Однако чего стоят претензии, откуда они возникли, а главное, кто их предъявляет? Давайте поглядим на этих людей!
Кто у нас «совесть нации»?
В реальности нашей так называемой элите нужно не так много. Эти люди просто хотят без проблем получать земельные участки в лучших местах областного центра, его пригородах и беспроблемно возводить на них жилые микрорайоны и торговые центры. Потом «очень незадорого» подключать таковые к муниципальным ресурсоснабжающим организациям (а в идеале их вообще прихватизировать по цене в 100 раз ниже рыночной стоимости). Эти люди хотят без конкуренции заниматься транспортными перевозками. Хотят отжимать у государства и конкурентов по бизнесу земельные участки, имущественные комплексы (как, например, на пл. Свободы). При этом каждый хочет рассчитывать на монопольное положение и желает быть уверенным, что за такие проделки ему ничего не будет. Каждый в кризисных ситуациях, связанных с дальнейшим «захватом места под солнцем», не преминет обозначить себя как «человек губернатора». А когда начинают теснить конкуренты и прижимают правоохранительные органы, эта так называемая «элита» бежит к Шанцеву и вопрошает: «Валерий Павлинович, так ты за кого – за меня или за оппонента?» Вот вся их логика и модель поведения.
Пытаться угодить нижегородским кланам с их разношерстными (зачастую взаимоисключающими) интересами – путь в никуда. Потому что если дать карт-бланш одним, останутся недовольны другие. Честно конкурировать между собой эти ребята не хотят. Чтобы решать свои коммерческие вопросы, им нужен доступ к власти (поскольку это — разрешительная система). Вот они и лезут в политику. «Вложить в политику рубль, а потом через бизнес отжать пять» — самая типовая формула этих ребят.
Да и потом, давайте посмотрим, кто сегодня представляет нашу «элиту», которая активно роняет ВПШ в федеральных рейтингах. Кто эта «совесть нации»? Может быть, Рома Антонов, чья строительная фирма «АКА» в 2009 году прямо вместе с водной гладью, в обход всех законов, прикупила кусок побережья Горьковского моря, да и не только его? Или, может, Алексей Гойхман, который безуспешно борется с «транспортной мафией», чтобы получить приоритеты для своих маршрутов (выглядит эта борьба, кстати по типу «пчелы против меда»), и который в бытность директором ФК «Волга» уронил этот клуб ниже уровня плинтуса, превратив его в «отмывочную машину»? А может, это новый глава города Иван Карнилин, который в свое время изрядно оскандалился при адресной приватизации Мытного рынка Ваганом Багдасаряном? Будучи спикером городской Думы, он дождался отпусков депутатов и провел заочное голосование по вопросу отчуждения рыночного комплекса «Мытный» Багдасаряну, при этом депутатам подвозились бюллетени для голосования на машинах Думы (c «правильно» обозначенным вопросом) хоть в офис, хоть на дом: всё для клиента!
Или «элита» — это Дима Шуров, арестованный на днях за попытку отчуждения имущественного комплекса Всемирной академии самбо вместе с землей в центре Кстова (стоимость 1,5 миллиарда) за долговой вексель в 20 миллионов рублей, да еще и с рассрочкой платежа? Может, это депутат Михаил Манухин, родной брат которого прибыл из Санкт-Петербурга (у нас медом намазано!) и надувает крестьян, по дешевке скупая у них земельные паи в Краснобаковском районе?
Можно еще припомнить Антона Аверина с его «золотой» тещей, наличию которой даже любой олигарх позавидует. Или жижинскую финансовую группу, которая «спалилась» на покупке по заниженной стоимости Центрального рынка, недоплатив в казну 300 миллионов рублей. Совершенно определенно можно причислить к «элите», подкосившей Шанцева, и Елизавету Солонченко (Зудину), чья фирма «ВКТ» (продажа продуктов питания) очень хочет оставаться «гарантированным поставщиком» в школьные столовые города Нижнего Новгорода и районных центров области.
А чего стоят наши партийные боссы из областного отделения «Единой России» Артем Кавинов и Александр Вайнберг? Они «по должностной инструкции» должны были этим летом и осенью гасить кризис в городском политсовете «Единой России». Шанцев работал в минувшую выборную кампанию над рейтингом «ЕР», по сути, в одиночку. Но они его попросту слили весь результат. Артем Кавинов (лидер «ЕР» оказался никакой) еще и хлопотал за своего друга Лавричева (депутат ЗСНО, Арзамасский приборостроительный завод), который, объединившись с деструктивными силами, пытался отбить у Шанцева Арзамас. А Вайнберг сразу после «драмы в театре комедии», где городской политсовет фактически совершил переворот (сыграв против правил, против устава партии и пр.), отправился развлекать участников этого «антишанцевского путча, политического шоу» презентацией фильма «72 часа» в одном из торговых центров политических оппонентов.
Как вам это все нравится? И это наша элита? К этим людям Шанцев должен прислушиваться? Ориентироваться на их «авторитетное мнение», идти у них на поводу, отдать им город на «распил», только бы не упасть в рейтингах?
За что бросить камень в губернатора?
На самом деле «вина» Валерия Павлиновича заключается только в том, что он на протяжении многих лет продолжал доверяться нижегородской элите, хотя та его продолжает предавать. А ее упреки в адрес губернатора больше напоминают сюжет гоголевского «Ревизора», где чиновники рассказывали Хлестакову гадости о местном генерале-губернаторе, хотя тот знал всю их подноготную и каждого из них спасал в свое время от тюрьмы.
Получается, Шанцев знает о своих сегодняшних критиках больше любого следователя СКР. А вот самого его упрекнуть не в чем. В чем его бизнес-интерес в Нижегородской области? Никто не знает, потому что такового нет. Дети — за пределами Нижегородской области. Дочь губернатора работает в московской школе заместителем директора, сын, правда, иногда появляется в области, но только чтобы закупить продукты питания для московских рестораций. Если кто-то уличит Шанцева, что он лично украл хотя бы ржавый гвоздь с какой-нибудь стройки, то мы готовы предоставить такому человеку газетную площадь, чтоб он поделился с регионом этой сенсацией.
Так что сажать Валерия Шанцева не за что и перед так называемой «элитой» (см. выше) он лебезить не собирается. Между прочим, во время своего последнего визита в Нижегородскую область Дмитрий Медведев больше часа беседовал с Шанцевым в нижегородском аэропорту. Глава правительства, глава «Единой России», обсуждая тревожную политическую ситуацию, складывающуюся в регионе, высказался однозначно: коррупционеров во власти быть не должно.
Некоторые бизнесмены, управлявшие областным центром, за последние годы наворотили такого, что их уже стало из столицы заметно. Шанцев, похоже, понял, что разводить олигархию (смычка бизнеса и власти) в регионе нельзя. Потому и отодвинул местных воротил от строительства крупнейших инфраструктурных объектов, микрорайонов и пр. Это вызвало недовольство.
Что же касается вышеупомянутого уголовного дела в отношении министра Макарова… Наверное, Шанцеву проще всего было отстранить Макарова от работы. Но губернатор так устал от постоянного предательства тех, кого еще вчера считал соратниками, что очень бережно относится к людям, которые его никогда не подводили. Макарову Шанцев однажды предлагал возглавить Дзержинск. Но тот отказался, честно указав причины. Губернатор продолжает ему верить. Стоит ли за это осуждать?
Да и потом, решения суда ведь еще нет. А по презумпции невиновности человек не вор, пока не приговорен. Так почему Шанцев должен непременно увольнять Макарова?
Стоит напомнить, что депутаты городской Думы Нижнего Новгорода отправили этим летом в отставку Олега Кондрашова, даже формально не сославшись на наличие возбужденного в отношении него уголовного дела. Он был уволен за плохую работу. К Макарову же по работе претензий нет.
Шанцев – это надолго
Вообще, хочется обратиться к нашей элите. Вот вы взяли власть в Нижнем Новгороде, «свергли тиранию», наслаждаетесь свободой и торжеством демократии. Но эти 5 минут славы скоро пройдут, и на повестке дня встанет вопрос: «Где деньги, Зин?» А все финансовые ресурсы у областного правительства. «Бюджетный коридор» областного центра очень маленький (75 % уходит на обслуживание муниципальных интересов: школы, зарплаты бюджетникам и пр.). Если губернатор «закусится» по-настоящему, то начнет распределять средства по остаточному принципу. После чего эйфория типа «мы великие, нас много, город наш» быстро угаснет. А финансовая удавка затянется на шее областного центра надолго (см. фото).
Реалии таковы: федеральный центр продолжает считать Шанцева единственной влиятельной и заслуживающей доверия фигурой Нижегородской области. И Путин, и Медведев за последнее время недвусмысленно дали всем понять, кого именно они поддерживают в регионе. Так что если не сменится федеральная власть (а вероятность этого в обозримом будущем меньше математической погрешности), то и Шанцев останется губернатором до истечения срока своих полномочий (2019 год).
А что до рейтинга эффективности… Валерий Павлинович даже не стал комментировать результат. И правильно поступил. Никто на рейтинги уже давно не ориентируется. Тот же губернатор Гайзер буквально до ареста не вылезал из пятерки лучших глав регионов именно этого рейтинга. И что?
Губернатор должен делать работу, а не в политические игры играть, чтобы только в рейтингах не опуститься. Тут действует принцип: «Вам что нужно — шашечки или ехать?»
Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ