По крайней мере, об этом говорят и в кулуарах регионального парламента, и в стенах областного Правительства. Напомним, что 23 сентября Боровицкий-Михаил-Васильевич подписал распоряжение о создании рабочей группы по подготовке к рассмотрению проекта регионального бюджета на будущий год. В её состав вошёл сам спикер, четыре его заместителя, председатели девяти профильных комитетов и несколько представителей «первого эшелона» правительства. Но в принципе, принять участие в работе группы мог любой желающий депутат, в том числе от оппозиции. Вместе с тем, 14 сентября фракция «Единая Россия» на своём собрании создала собственную рабочую группу по аналогичному вопросу. И почти в аналогичном составе. Логика распоряжения председателя Думы ясна, как Божий день. Итоговые параметры казны принимает парламент, руководствуясь решением опять же парламентского комитета по бюджету. Резонно, что общедумские рекомендации будет готовить общедумская группа. При этом, представителям «Единой России» (ровно, как и любой другой фракции), никто не запрещает вносить свои предложения. А «ЕР», имея большинство в 39 человек из 50, при желании вообще может «продавить» или «прокатить» какую угодно инициативу,
Казалось бы, на этом всё. Инцидент исчерпан. Но руководство фракции ЕР посчитало иначе. Её председатель Александр Александрычев говорит, что спикер областной Думы не имел полномочий по созданию рабочих групп. Готовится письмо с требованием отменить распоряжение. Под письмом спешно собирают «автографы» членов фракции. В итоге вопрос даже выносится на внеочередное заседание думского комитета по депутатской деятельности. Михаилу Боровицкому, словно какому-то проштрафившемуся школьнику, хотят устроить «разбор полётов». Хотя издав указанное распоряжение, спикер не нарушил ни Устав Ярославской области, ни регламент Думы. По крайней мере, об этом говорится в справке правового управления регионального заксобрания. По мнению юристов, председатель оформил всё в соответствии с указанными документами. Более того, аналогичные распоряжения Михаил Боровицкий выпускал ранее. И не он один. Подобными бумагами в бытность спикерами облдумы отметились и Илья Осипов, и Андрей Крутиков. И до последнего случая никаких вопросов по этому поводу не возникало. Получается: юридически всё чисто, негативных прецедентов не было. Но абсолютно формальные разногласия перешли уже в совершенно другую плоскость. Плоскость конфликта. То, что это именно конфликт, а не что-то иное, подтверждает и поведение его участников, и мнение сторонних наблюдателей, и разговоры в кулуарах, и довольно многочисленные публикации.
Выходит, что возникшая ситуация не связана ни с бюджетом, ни даже с распределением полномочий. По всей вероятности, метили гораздо дальше и выше: на инициативу о досрочном прекращении полномочий Боровицкого. Именно такие разговоры в последнее время ходили в кулуарах Думы. Ни много, ни мало! Чисто технически всё могло бы выглядеть следующим образом. Вынос «грязного белья» на комитет становится первым актом этой политической постановки. Далее – принятие какого-то решения на уровне комитета, рассмотрение вопроса непосредственно на Думе, и как финальный аккорд – собственно, инициатива по освобождению председателя от должности. …. По имеющимся данным, подписей было порядка 20. То есть чуть больше половины членов фракции. Несколько депутатов от «ЕР» изначально отказались ставить свои автографы. Источники упоминают имена Виктора Волончунаса, Евгения Заяшникова, Алексея Окладникова, Ларисы Ушаковой, Владимира Денисова, Якова Якушева и ряда других законодателей. То есть это «условные старики» и рыбинцы. Можно предположить, что именно эти депутаты адекватно понимали, что «наезд» на Боровицкого ничего кроме дисбаланса и дестабилизации в работе Думы, да и в целом политической обстановки в регионе не принесет. Таким образом, инициатива «фрондёров» с первых дней не нашла 100% поддержки коллег. Ходят слухи, что из-за этого «заговорщики» даже обращались за поддержкой к оппозиции. Обещая «лакомые» куски в виде постов председателей комитетов заксобрания. Однако и там не нашли понимания. Но от намерений всё равно не отказались. По информации источника из числа самих депутатов, а также из ряда публикаций, вырисовывается примерный костяк инициаторов подготовки письма.
Если верить этим данным, в его составе были председатель фракции «ЕР» Николай Александрычев, зампред Думы и секретарь регионального отделения партии Осипов1Илья Осипов, а также ещё трое «высокопоставленных депутатов». В частности — вице-спикер ИсаевПавел Исаев и два председателя комитетов: Андрей Крутиков и Виктор Тамаров. Через запятую источники упоминают ещё несколько фамилий «присоединившихся» к «анти-Боровицкому пакту»: Антон Капралов, Ольга Хитрова, Александр Гончаров, Алексей Калганов, Юрий Павлов, Иван Парамонов, Владимир Корюгин и ряд других.
Дойди дело до голосования – думается, этот перечень обозначился бы более чётко. Наконец, список также дополняют людьми «со стороны». А именно – заместителем губернатора Юрием Бойко и председателем муниципалитета Павлом Зарубиным. Понятно, что была еще и часть депутатов, которые выжидали, чья сторона возьмет верх, т.н. колеблющиеся.
Суть инцидента сводится к тому, что группа «нижестоящих» депутатов-единороссов пытается сместить председателя. Резонный вопрос – для чего это нужно самим заговорщикам (если принимать эту версию конфликта)? Ведь колоссальные риски затеи были налицо. Допустим, Николаю Александрычеву и Илье Осипову было важно отстоять некий партийный интерес. И сохранить доминирующую роль «Единой России». Чисто исходя из обязанностей партийных партфункционеров. Но как быть с остальными участниками? И не мелок ли повод? Тем более, что Михаил Боровицкий, в общем-то, никогда не был замечен «в перетягивании одеяла» на себя. Он всегда считался системным человеком, обладающим политической мудростью и отличающимся здравостью решений. К тому же Боровицкий является чуть ли не единственным человеком, оставшимся в «первом эшелоне» власти при всех трёх губернаторах. Что говорит о многом. А управленческий стаж начал исчисляться тогда, когда большинство из упомянутых «заговорщиков» были совсем в нежном возрасте. По всей вероятности, в конфликте имел место всё-таки личный интерес. По имеющимся данным, участникам «операции» были обещаны различные должности и посты. Илья Осипов в течение нескольких месяцев успел побыть спикером заксобрания, но потерял этот пост в новом созыве. Амбиции вернуться в кресло председателя, по всей вероятности, остались. А запретный плод всегда сладок. После победы Осипова на федеральных выборах (мы по-прежнему рассуждаем гипотетически) пост спикера, по всей вероятности, достался бы Павлу Исаеву (второму претенденту осенью 2013 года). Должности замов могли бы распределить между Александрычевым (которому, очевидно, тесно в должности простого председателя фракции) и Тамарову (который после ухода из ЯГК, по слухам, активно настроен на поиск адекватной замены этой работе). У Александрычева мог оказаться ещё один «соблазн»: в СМИ прошла информация, что его супруга (директор областного департамента труда и соцподдержки населения) может занять место Ростислава Даниленко. В «Белом доме» эту информацию официально не подтвердили. Но дыма без огня, как известно… Наконец, Андрей Крутиков, опять же по слухам, давно хочет выйти за рамки своего комитета по законодательству и заинтересован должностью председателя Правительства области. Так что планы группы могли быть шире и выходить за пределы облдумы. Возможно, что гипотетической отставкой Боровицкого дело бы не закончилось.
Но вся эта история не закончилась ничем. Комитет отменили, «единороссы» отозвали свои подписи, а Боровицкий забрал распоряжение. Как говорят в кулуарах, конфликт, скорее всего, не закончился. А просто перешёл в латентную стадию. Некоторые считают, что «заговорщики» просто ждут удобного момента и могут попробовать «отыграться». Хотя это будет крайне рискованный поступок.
Какие последствия может иметь эта попытка «октябрьского переворота»?
Во-первых, чисто моральные. При всей дипломатичности Михаила Боровицкого, он вряд ли его забудет. Не забудут и другие люди, не согласившиеся в нём участвовать и не поставившие свои подписи. Не возьмёмся судить о том, насколько теперь увеличится пропасть между разными группами внутри «Единой России». Но искры пролетать будут наверняка. Накануне принятия бюджета да ещё в предвыборный год это не есть хорошо. В этот период каждый из депутатов (особенно депутатов-одномандатников) итак по максимуму старается «перетянуть одеяло на себя» и «отжать» больше денег. А тут ещё и внутрипартийные разборки. В нынешней ситуации нельзя полностью исключать даже выход отдельных людей из фракции. Всё это, как той мудрой обезьяне, смотрящей с ветки на борьбу двух тигров, будет играть и на руку оппозиции.
Во-вторых, такие вещи не могут остаться незамеченными на федеральном уровне. Москва довольно пристально следит за нашим неспокойным регионом. И «сверху» должна последовать реакция. Её масштаб может быть разным: от простого выговора «по партийной линии» до «черной метки» на участие кого-то из областных «единороссов» в выборах 2016 года. Возможно, вероятные на сегодняшний день кандидатуры будут пересмотрены. Тем более, что «большие» партийные мероприятия по линии генсовета «ЕР» сейчас пойдут часто.
В-третьих, любые конфликты подобного уровня сказываются на общей репутации власти в регионе. Это не раз находило своё подтверждение, в том числе во время последней избирательной кампании. В адрес губернатора уже звучала критика, что он снова устранился даже от оценки конфликта, не говоря уже о прямом вмешательстве. Случайность или закономерность, но в сентябрьском медиарейтинге Сергей Ястребов опять продемонстрировал стремительное падение. Результат – предпоследнее место в ЦФО, и 78 (из 85) — по России.
В обновлённом рейтинге эффективности губернаторов, подготовленном «Фондом развития гражданского общества», он также находится в самом низу и занимает 78-81 место (из 83) вместе с Тверским и Калининградским губернаторами и президентом Северной Осетии. Куда дальше? И что дальше? Впрочем, в столице наверняка знают обо всём этом. И делают выводы.
Одним словом, политическое пространство региона продолжает потряхивать. И, похоже, что это далеко не конец.»
Интересно и мнение бывшего Ярославского губернатора, а ныне члена Совета Федерации от Ярославской области Анатолия Лисицина, которое опубликовал интернет-портал ЯРНОВОСТИ: «Я подозреваю, что цель этого конфликта практически не связана с принятием бюджета. Бесконечно идут разговоры о необходимости убрать Боровицкого без всяких оснований. Доходят до меня разговоры о том, что и меня собираются «отодвигать» из Совета Федерации. Самое интересное, что всего происходящего не замечает губернатор, который давно уже должен был поставить всех на место. Ведь в итоге этот негатив и суета идут и ему в копилку, — рассказал Анатолий Лисицын. И далее пригрозил, что «если ситуация в Ярославской областной Думе в ближайшие дни не стабилизируется, то ему придется довести информацию о происходящем до руководства «Единой России».
О том, что конфликт далеко не закончился, а борьба за власть внутри местной «Единой России» набирает обороты, свидетельствует и дальнейшее развитие событий.
Вчера ответный публичный выпад сделала противоположная сторона, на другом интернет-портале с похожим названием Ярньюс (его считают публичной платформой главных единороссовских политтехнологов Исаева-Зарубина), опубликовав развернутое интервью по этому поводу депутата из «антиборовицкой» коалиции Андрея Крутикова.krutikov
«Председатель думы Михаил Васильевич Боровицкий периодически выпускает, на мой взгляд, очень спорные распоряжения», — сообщает Андрей Крутиков. Впрочем, тут же уверяет, что никакого конфликта и раскола среди единороссов нет, а все происходящее, лишь «нормальные, рядовые вопросы в думе. И вот эти рабочие вопросы некие «доброжелатели» хотят превратить в политический процесс».
Но дальнейшие высказывания Андрея Геннадьевича Крутикова опровергают его предыдущее заявление о «нормальном, рядовом процессе»:
« У нас в Думе работает много высококвалифицированных и опытных депутатов. В настоящее время у нас на совещаниях собираются иногда сразу 4 председателя, трое бывших (это я, Рогоцкий и Осипов) и действующий Боровицкий. Так вот, мы все как один с самого начала этого созыва Думы старались помочь и научить Михаила Васильевича новой для него работе внутри коллегиального органа, где коллегиальный порядок обсуждения и выработки решений иногда становится не менее важным, чем само решение. Мы же понимаем, что он пришел в Думу из исполнительной власти, где действует принцип единоначалия и все решения принимаются одним руководителем. Я тоже приходил в Думу с поста гендиректора завода и помню, что тоже сначала проходил такой период адаптации.
Но, к сожалению, у нашего председателя Думы существуют советники, друзья, близкий круг, к кому он, видимо, иногда прислушивается больше, чем к опытным коллегам. В этот круг входят и сотрудники аппарата, секретари, юристы и так далее. Все они ему что-то советуют. У меня есть подозрение, что советуют они ему не самые лучшие вещи. Поэтому возникают такие спорные ошибочные решения, как последнее распоряжение. Поэтому сегодня и выходят публикации, которые пытаются политизировать рабочий спор среди депутатов в отношении полномочий Думы и полномочий председателя. …
Знаете, говорят, что свита играет короля. Еще хуже если свита состоит из лучшей половины человечества. И тогда мужика в народе называют позорным подкаблучником. Я не хочу называть фамилии, но в депутатском корпусе хорошо знают, о ком я говорю. … Мы же легко видим заказные публикации в СМИ, что у нас лучший в мире председатель Думы, что он политически чистый, что он аккуратный, что он честный, но его окружают какие-то темные силы, злые и нечестные люди, желающие ему всего плохого. Не думаю, что эти статьи работают на его авторитет. Внутри Думы мы к этому относимся с иронией».
О том, что выступление Андрея Крутикова не было лишь его частной инициативой и выражением его частного мнения свидетельствует интересная деталь. В тот же день выжимки из интервью Крутикова были размещены на правительственном телеканале «Первый Ярославский», а также опубликованы в двух районных газетах – тутаевских «Берегах» и «Большесельских вестях» (Тутаевский район курирует член «антиборовицкой коалиции» Алексей Калганов, Большесельский — Ольга Хитрова).