Кондратьев против Ткачева
Первые итоги негласной «битвы» кубанских лидеров
Вениамин Кондратьев легко прощается с ткачевским кадровым «наследием». Сам же бывший кубанский лидер и на новой должности федерального министра продолжает оставаться в центре внимания. В первую очередь за счет агрессивной риторики и провокационных идей.
Криминальная стабильность
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО), который возглавляет бывший начальник Управления президента по внутренней политике Константин Костин, опубликовал очередной, десятый по счету, «Рейтинг эффективности губернаторов».
Место губернатора в рейтинге определяют по пяти группам параметров: это данные соцопросов фонда «Общественное мнение» (он замеряет социальное самочувствие населения), Национальной службы мониторинга, Росстата, а также мнения федеральных и региональных экспертов.
Есть и еще два хитрых коэффициента — так называемый «КОЛ-фактор» (насколько выборы в регионе конкурентные, открытые и легитимные) и «фактор аффилированности» (несколько губернатор независим от бизнес-групп влияния).
Результаты первого после Единого дня голосования 13 сентября губернаторского рейтинга оказались в общем-то предсказуемыми. С момента публикации первого рейтинга (в январе 2014 года) неизменными оставались два лидера — Дмитрий Кобылкин (Ямало-Ненецкий округ) и Анатолий Артамонов (Калужская область). Третье место до ноября занимал Рустам Минниханов (Татарстан), который затем уступил «бронзу» Евгению Савченко (Белгородская область).
Любопытно, что в предыдущем, июньском, рейтинге четвертым по эффективности (после Савченко) стал… Вячеслав Гайзер из Республики Коми. Ныне, как известно, он в местах не столь отдаленных вместе со всей верхушкой региона. Такая вот, с позволения сказать, «эффективность». Или порядок в своем регионе губернатор-олигарх поддерживал исключительно криминальными методами?!
Жилкину забили «КОЛ-фактор»
Среди южнороссийских губернаторов в десятом рейтинге ФоРГО выше всего взлетел Рамзан Кадыров — у него седьмое итоговое место. Это его постоянная позиция (к слову, неизменно вслед за Вячеславом Гайзером, которого по понятным причинам в нынешнем рейтинге не оказалось).
Вместе с Кадыровым в группе «Очень высокий рейтинг» оказались главы еще четырех южнороссийских регионов — это занявшие 13-е место в стране Андрей Бочаров (Волгоградская область), на ступеньку ниже него Вениамин Кондратьев (Краснодарский) край), получившие 16-е место Рамазан Абдулатипов (Дагестан) и 23-е — Рашид Темрезов (Карачаево-Чересия).
В группе губернаторов с высоким рейтингом следует ростовчанин Василий Голубев (25-я позиция в стране), лидер Ингушетии Юнус-бек Евкуров (29-е место), глава Калмыкии Алексей Орлов (36-е место) и ставропольчанин Владимир Владимиров (на 42-й строчке).
В число губернаторов-«середняков» эксперты ФоРГО поместили Аслана Тхакушинова из Адыгеи (56-е место), Юрия Кокова из Кабардино-Балкарии (62-е место) и Тамерлана Агузарова из Северной Осетии (78-е место).
Ну а самую последнюю строчку рейтинга занимает Александр Жилкин, губернатор Астраханской области. Причем он планомерно ухудшал свои позиции с того момента, как вышел первый рейтинг ФоРГО (в январе 2014 года эксперты щедро присудили ему 68-е место в стране). Впрочем, как показывает опыт Вячеслава Гайзера, скоропостижно лишиться кресла может далеко и не самый «неэффективный» губернатор, а тот, который умеет лучше всего пыль в глаза пустить.
Да и, скажем, проигравший выборы губернатора Иркутской области кандидату от КПРФ единоросс Сергей Ерощенко тоже был у Москвы на хорошем счету — в «Рейтинге эффективности» последние два года он был в первой тридцатке. Где-то рядышком с Василием Голубевым, кстати…
Вице-губернаторы, на выход!
Главные «триумфаторы» исследования ФоРГО — это Владимир Владимиров и Вениамин Кондратьев. Кондратьев появился в рейтинге первый раз, и сразу же взметнулся на 14-е место. Напомним, что его предшественник Александр Ткачев, который имел имидж тяжеловеса, в прошлом году не опускался ниже 16-го места. Лишь в феврале круто поколебал его позиции ближайший соратник — вице-губернатор Вадим Лукьянова, которого обвинили в злоупотреблении полномочиями при газификации и электроснабжении олимпийского Сочи.
Освободил от должности Лукьянова уже ткачевский преемник на губернаторском посту, Вениамин Кондратьев (ныне бывшего вице-губернатора выпустили из СИЗО под домашний арест). Кстати, сам Александр Ткачев забрал на работу в федеральный Минсельхоз многих людей из кубанского Белого дома. Скажем, первым заместителем министра стал Евгений Громыко, прежде сенатор от Краснодарского края и депутат краевого заксобрания.
Вениамин Кондратьев, который возглавляет Кубань с апреля, уже сменил трех вице-губернаторов — в обойме появились Сергей Алтухов (куратор ЖКХ и транспорта), Анна Минькова (куратор социалки), Андрей Коробка (министр сельского хозяйства). Сменились также министры культуры (новый руководитель — Виктория Лапина) и промышленности (Андрей Прошунин) и главы двух департаментов — печати и СМИ (Владимир Пригода) и транспорта (Анатолий Вороновский).
Причем, как и прежде вице-губернатор Лукьянов, далеко не все ушли со своих постов добровольно. Скажем, в отношении бывшего руководителя Департамента печати и СМИ Ольги Гороховой возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») и по ч. 2. ст. 185 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Сейчас бывшая чиновница находится под стражей.
Министр? Мое имя «скандал»!
Как видно, Кондратьев довольно легкомысленно прощается с ткачевским кадровым «наследием». Сам же бывший кубанский лидер и на новой должности федерального министра продолжает оставаться верен прежней традиции — быть в центре внимания. В том числе за счет провокационных идей.
Напомним, что именно Ткачев предложил президенту сжигать «санкционную» еду на границах России. Предлагал он также запретить к ввозу в нашу страну импортное вино, цветы и шоколад — но эта идея оказалась уж слишком смелой, и на запрет в Кремле не решились.
А ведь еще Ткачев предлагал маркировать молочные продукты с пальмовым маслом, как сигареты (предупреждая об опасности для здоровья), запретить иностранцам ловить рыбу в российских водах и увеличить штрафы за фальсификацию еды. Ну и заодно создать национальный аграрный телеканал — чтобы пропагандировать успехи нашего села.
В общем, неудивительно, что Александр Ткачев стабильно остается в «топе» журналистского внимания: по подсчета агентства «Медиалогия», с момента назначения он спускался ниже 7-го места в информационном рейтинге среди отечественных министров. Выше — только силовики. Собственно, Ткачев в своей агрессивно-запретительной риторике от них мало отличается.
У Александра Ткачева стоило бы поучиться привлечению внимания к собственной персоне и другим губернаторам, в том числе Кондратьеву. Хотя и им скандальности не занимать — только не с «пиар"-привкусом, а с коррупционным. Именно за это ФоРГО отминусовало позиции сразу у двух глав регионов в нынешнем рейтинге — Александра Жилкина и Рашида Темрезова.
Так, Жилкин «поставили на вид» скандал с продажей правительством области блокирующего пакета акций «Астраханской нефтегазовой компании» московской корпорации «ЕвроХим» (сегодня на Юге она владеет химзаводом в Невинномысске). Сейчас в области полным ходом идет парламентское расследование обстоятельств продажи: депутаты уверены, что 60%-ный «дисконт» для «ЕвроХима» был сделан незаконно.
Возникли претензии и к Рашиду Темрезову, при этом эксперты ФоРГО ссылаются на слова руководителя североосетинского Управления по проведению закупок для государственных нужд Ахсарбека Фадзаева (он же депутат от партии «Патриоты России») около 75% госзаказов в Карачаево-Черкесии получают одни и те же бизнесмены. Заявление Фадзаева пока никто не опроверг.
А Вениамин Кондратьев набирает свои очки. Пиарится не так сильно, как предшественник, по позицию занял жесткую. Но судя по тому, как сильно в Краснодарском крае фильтруется весь негатив и как мало пишется о проблемах региона, пока не очень уверен в себе. Сильная власть критики не боится.
Антон Чаблин