СМИ об исследованиях

  |  15 октября, 2015   |   Читать на сайте издания

http://www.apn-nn.ru: Человек без корней

Я не могу отвечать за московских экспертов, составлявших рейтинг губернаторов, в котором Валерий Шанцев опустился на восемнадцать пунктов и потерял место в группе «высокий рейтинг». Я плохо понимаю, что люди понимают под аффилированностью Шанцева – возможно, у них есть некие конфиденциальные источники, а я дверь пинком в Администрацию президента не открываю. Слухи просачиваются отовсюду, но это совсем другое.
 
Что касается причин падения рейтинга, которые мне совершенно понятны, то я уже указывал на то, что губернатор слишком сконцентрировался на Нижнем Новгороде, вступив в противоборство с главой города Олегом Сорокиным, и упустил регион в целом. Следствием этого стало то, что на целом ряде территорий (я знаю, как это было в Чкаловске, примерно представляю, что происходило в Арзамасе, в Дзержинске и в других муниципалитетах) консенсус после 13 сентября сложился очень тонкий. Да, глав выбрали, но, условно говоря, тринадцатью голосами против двенадцати – с минимальным преимуществом.
 
Я уже предупреждал, что это нам обещает неуправляемость очень многих институтов МСУ, которые становятся недееспособны или полудееспособны. Теперь любой вопрос, который потребует шестьдесят процентов голосов, становится на муниципальном уровне практически нерешаемым.
 
В думе Нижнего Новгорода нет решающего преимущества ни у губернатора, ни у Сорокина. Да, добились, что Сорокин не стал мэром – и что дальше? В ответ получили Карнилина, который в смысле взаимоотношений со сторонами конфликта своеобразный товарищ. Я не скажу, что он шибко любит Сорокина, группа которого и обеспечила его избрание, но он тесно связан с Вадимом Булавиновым, который, как мы знаем, имеет большие противоречия не только с Сорокиным, но и с Шанцевым. Заместителем же Карнилина стал, с моей точки зрения, человек Сорокина.
 
Как можно оценить позиции губернатора, который вроде бы как блестяще избрался в прошлом году, а ровно через год фактически утратил реальное влияние в большой части муниципалитетов? Если говорить о численности населения, то потерю можно оценить в половину: Нижний Новгород – это уже треть населения области.
 
Шанцев смог отодвинуть Сорокина, но ему не удалось провести своего человека и не удалось отстоять Кондрашова. Что будет дальше? Будем смотреть. Впереди у нас конкурс на должность главы администрации. Речь о Кондрашове уже не идет. Кто станет сити-менеджером, кого он поставит своими заместителями, – пока трудно предположить.
 
И какие позиции в рейтинге губернаторов могут быть у человека, который допустил конфликт элит (спровоцировал или нет, но – допустил), и оппозиционной элите он выборы во многих случаях проиграл. О чем говорить? Поэтому падение в рейтинге совершенно закономерно.
 
Что касается прогноза экспертов ФоРГО о дальнейшем углублении конфликта, то конфликт и так острый. Вряд ли он будет обостряться – но он никуда не денется. Он будет продолжаться, а в открытой или в закрытой форме – посмотрим.
 
Многое зависит от того, кто будет управлять городским хозяйством. Ведь надо понимать, что губернатор не совершенно отдельная фигура. В прошедшей кампании он блокировался с предпринимателем Аржановым, имеющим бизнес-интересы по контролю за городской сферой ЖКХ. Если в результате переговоров, согласования интересов глава администрации Нижнего Новгорода согласится с сильным влиянием Аржанова на эту сферу – это один вариант, если он начнет выдавливать Аржанова, давая больше возможностей другим предпринимателям, это другая ситуация. Поэтому будущее конфликта (его острота и форма проявления) пока не ясно.
 
Стоит также поставить такой вопрос: «Насколько Шанцев укоренен в регион?». Что связывает с областью, кроме административной власти?
 
На мой взгляд, укоренение прошло не слишком хорошо. Есть много компаний, которые в любом случае будут иметь свои интересы и действовать по-своему. Что же касается тех, кого в Нижегородскую область привел Шанцев, то один из глобальных проектов Валерия Павлиновича, «Нижегородкапстрой» - банкрот. Ведь это идея Шанцева – привести сюда СУ-155, скрестить с региональной компанией и получить крупного регионального застройщика. Застройщик, что называется, облажался – он уступает региональным компаниям, если даже забыть о Сорокине, то достаточно назвать Березина. «Нижегородкапстрой» уступает ему по всему – и по качеству, и по объемам, и по продажам. Кто против, если бы проект Шанцева много и качественно строил и хорошо продавал? Но этого нет. 
 
Власть неотделима от бизнес-интересов. Бизнес-интересы Сорокина понятны и они связаны с городом и регионом. Бизнес-интересы Аржанова понятны и связаны с городом и регионом. Бизнес-интересы Кириенко понятны, и они также связаны с городом и регионом, потому что в Нижегородской области многие десятки предприятий связаны с «Росатомом».
 
Но что можно сказать о бизнес-интересах Шанцева, которые бы можно было уверенно увязать с городом и регионом? А ведь это в большой степени плюс для руководителя. Да, на этой почве могут возникать злоупотребления, но в целом чем сильней связан человек своими интересами с определенной территорией, тем он адекватней в своих решениях и действиях, поскольку он вынужден обращать внимание буквально на все.
 
Для того же Олега Сорокина важно, чтобы у покупателей были деньги, потому что он строит: есть покупательная способность – его продукт продается, нет покупательной способности – не продается; он владеет торговыми центрами: есть покупательная способность – центры работают, нет покупательной способности – начинают появляться дыры в аренде и так далее. Логика понятна. То же касается Аржанова: есть у людей деньги – они платят за ЖКХ, нет денег – не платят. У обоих есть интерес, связанный с благосостоянием жителей региона.
 
А какой в этом смысле есть интерес у Шанцева? Я его не вижу.
 
Интерес, связанный с приходом крупных компаний? Так у нас при Шанцеве, по большому счету, никто и не пришел. Все, кто более-менее хорошо развивается, пришли до него –«Сибур», «Лукойл», «Базовый элемент», Мордашов и ЗМЗ, Выкса и ОМК. А «Росатом» был здесь всегда. Что привел Шанцев? СУ-155? Так это банкрот, причем, если в Москве еще нет, то в Нижнем уже. Кто будет завершать недострои «дочки» банкрота? Сорокин? Березин? А ведь это тоже социальный вопрос – люди деньги уже заплатили реальные деньги, государство будет вынуждено как-то реагировать, решать эти проблемы. Шанцев с «Социальной инициативой», вроде бы, тем же занимался. Но если «Социальная инициатива» была в чистом виде пирамидой, то СУ-155 – это немного другое.
 
Поэтому падение Шанцева в рейтинге совершенно объяснимо.
 
Однако ему, вероятно, дадут доработать до конца срока, если с проведением чемпионата мира по футболу будет все хорошо, если нет – отправится в отставку. Но это касается любого руководителя региона, где пройдет чемпионат. В зависимости от степени неготовности губернатора отправят в отставку или осенью 2018-го года, или осенью 2017-го, с тем, чтобы новый глава региона экстренно исправлял ситуацию.

 

Андрей Самсонов