| 02 сентября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Доклад политологов холдинга Minchenko Consulting подводит итоги применению на выборах муниципального фильтра и предрекает новые проблемы, связанные с накоплением напряжения в некоторых регионах России.
Холдинг Minchenko Consulting известен своим докладом «Политбюро 2.0», в котором рассказывается о «серой» схеме управления России. В новом докладе анализируется роль муниципального фильтра в подготовке предстоящих выборов в регионах – фильтр встроился в административный ресурс и стал главной политтехнологией, позволяющей кандидату от власти подбирать себе спарринг-партнеров. По данным политологов, во многих регионах фильтр пропустил к выборам только нужных, «технических» кандидатов, которые не составят конкуренции действующей власти, он помог нейтрализовать опасных для власти кандидатов во Владимирской области и Забайкальском крае, фильтр в 2012 году уже не прошли более-менее оппозиционные кандидаты в Новгородской, Брянской и Рязанской областях, в Московской области. При этом, по мнению экспертов, избирателям в некоторых регионах просто навязывают выбор путем сужения поля для голосования.
Только в столичном регионе власти решили провести образцово-избирательные кампании, допустив к участию сильных оппозиционеров, однако даже в Москве и Московской области власти пришлось помогать оппозиционным кандидатам преодолевать фильтр – без специальных указаний муниципальные депутаты в большинстве своем просто бездействуют и смотрят, откуда ветер дует. Эта помощь только подтверждает тот факт, что фильтр не стал инструментом, ограничивающим допуск к избирательной кампании фейковых кандидатов, а встроился в административный ресурс, пишет газета «Ведомости».
Манипуляции с муниципальным фильтром, единый день голосования в начале сентября, который позволил снизить явку и минимизировать информационное освещение кампаний в регионах, и кулуарные договоренности элит обеспечат победу кандидатам от власти во всех регионах, полагают эксперты. Это обеспечит победу кандидатам от власти в первом туре, но не снизит социальное напряжение во многих городах и районах. Исследователи предрекают, что «выборы станут не финалом в борьбе разных групп, а, наоборот, точкой отсчета для перевода политической борьбы в неэлекторальное поле», и относят в зону риска массовых выступлений Хабаровский, Забайкальский края и Владимирскую область, Москву.
Эксперты рекомендуют оставить фильтр только лишь для непарламентских партий и самовыдвиженцев, скорректировав его так, чтобы он отсекал кандидатов-спойлеров. С выводами Minchenko Consulting не согласен руководитель Фонда развития гражданского общества, бывший начальник политуправления Кремля Константин Костин, традиционно ссылающийся на наличие фильтров в законодательствах о выборах в Европе. По его мнению, фильтр нужен, чтобы выборы были конкурентными, в них должны участвовать люди, которые представляют значимые группы населения, он побуждает политиков участвовать в местных выборах. При этом даже бывший член администрации президента считает, что кандидатам, набравшим более 10%, полезно поработать в правительствах данных регионов, это снизит и потенциальную конфликтность.
По мнению политолога Александра Кынева, в России любое западное политическое изобретение обретает запретительный характер – не исключение и фильтр, он позволяет власти самой решать, с кем ей конкурировать.