СМИ об исследованиях

  |  14 октября, 2015   |   Читать на сайте издания

А.П. Тарнаев о кризисе власти в Нижегородской области

В новом рейтинге эффективности глав регионов Фонда развития гражданского общества Нижегородский губернатор Валерий Шанцев из группы с высоким рейтингом переместился в последнюю с конца группу, где собрались губернаторы-«середнячки». Такому перемещению способствовало падение рейтинга Шанцева на 18 пунктов, это самое большое снижение среди всех глав регионов.

По оценкам экспертов ФоРГО, такое снижение рейтинга обусловлено развитием в регионе конфликта элит. В частности, речь идёт о «избыточном вмешательстве в дела политической партии, проведением избирательной кампании с использованием инструментов административного давления, что при дальнейшем развитии событий может привести к ещё большему обострению противоречий в регионе».
 
Также составители рейтинга отмечают, что негативным фактором для рейтинга губернатора является то, что в правительстве региона по-прежнему работает министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Александр Макаров, против которого возбужденно уголовное дело.
 
Александр Тарнаев,
 
депутат Государственной Думы
 
от Нижегородской области,
 
Член Комитета по обороне
 
Кризис власти в Нижегородской области
 
В политических играх проигравший всегда один – народ.
 
Анализ ситуации перед выборами в Городскую Думу Нижнего Новгорода и представительные органы других городов и районов области и сразу после них свидетельствует о том, что никакими элитами действующий губернатор Шанцев В.П. уже не управляет. Система выборов, созданная им и его заместителем Потаповым, экс-министром Мигуновым, замглавы Нижегородской администрации Холкиной, некоторыми председателями и членами избирательных комиссий (по сути – организованной преступной группой), построенная на фальсификациях, приписывании голосов, вбросах бюллетеней, переписывании протоколов, досрочных голосованиях, создании фантомных участков, регистрации двойников, подкупе избирателей, с использованием судов и полиции, направленная на удержание власти любой ценой, ударила по нему самому.
 
По-моему, политический кризис в Нижегородской области начался ещё в марте 2011 года. Тогда проходили выборы в Законодательное собрание области. Я избирался от города Арзамаса и возглавлял список КПРФ. По одномандатному округу там же шёл Роман Кабешев. Оба мы впервые принимали участие в выборах, а я вообще родом из Мордовии и, хотя мой район граничил с Нижегородчиной, тем не менее, близкого отношения к Арзамасу я не имел. Но, видимо, отвращение арзамасцев к «Единой России» и хорошо проведённая избирательная кампания дала результаты. За КПРФ проголосовало 55% избирателей, а за «Единую Россию» – в два раза меньше – 27%. По одномандатному округу с результатом 42% уверенную победу над «единороссом» Цоповым, до этого дважды избиравшимся в Законодательное собрание области, одержал Роман Кабешев.
 
За этим последовали выборы в городе Выксе, где КПРФ и «ЕР» набрали по 35% голосов. А затем состоялись выборы в Государственную Думу, на которых даже при полной фальсификации («ЕР» было приписано 270 тыс. голосов) КПРФ в крупных городах набрала более 35% голосов избирателей и одержала победу над «Единой Россией», проведя в Государственную Думу трёх депутатов – Тарнаев А.П., Воронёнков Д.Н. и Рябов Н.Ф. После это Шанцев, Потапов и другие поняли, что удержать власть в Нижегородской области им всё труднее.
 
В связи с этим и было принято решение любой ценой не отдавать власть.
 
На проходящих в марте 2012 года выборах Президента России был использован уже весь комплекс средств фальсификациии – от беззаконного удаления наших наблюдателей до откровенного переписывания протоколов об итогах голосования.
 
Тогда же впервые было применено нижегородское ноу-хау – создание «фантомных» избирательных участков. То есть на бумаге были созданы резервные участки (на кладбищах, рынках, строительных площадках, даже в Дивеевском монастыре) и результаты с них введены в систему «ГАС-выборы». Никаких избирателей на этих участках, конечно, не было, они существовали только на бумаге, а подкупленная избирательная комиссия составляла липовые протоколы. Тогда нами было выявлено 16 таких фиктивных участков, но я уверен, что их было гораздо больше. На наши запросы в отношении «фантомных» участков и других нарушений полиция и иные правоохранительные органы стандартно отвечали: «не выявлено», «не повлияло на волю избирателей», что лишний раз свидетельствует о срастании правоохранительной и судебной системы с властью.
 
Следующим этапом деградации власти Шанцева В.П. в Нижегородской области стали, конечно, губернаторские выборы в сентябре 2014 года. Понимая, что серьёзную угрозу, включая, возможно, и второй тур выборов, составит кандидат от КПРФ В.А.Буланов, Шанцев, Потапов, Мигунов и Холкина сделали всё возможное, чтобы не допустить нашего кандидата до выборов. Сейчас, анализируя ту избирательную кампанию, я уверен, что при честных выборах был бы второй тур, и не исключаю, что, как сейчас в Иркутской области, победу мог бы одержать кандидат от КПРФ.
 
Но произошло то, что произошло. Грязнее выборов в Нижегородской области, чем губернаторские выборы 2014 года, никогда не было. Здесь властью применялось всё: начиная от полной фальсификации выборов, включая и «липовую» явку избирателей, которая на самом деле составила от 10% до 35% максимум (а написали 54%), до обложения данью всех предприятий области от 1 до 10 млн. рублей в фонд губернатора (и это в условиях кризиса при сокращении рабочих мест и невыплате зарплаты). На этих выборах снова создали фантомные избирательные участки (теперь их стало 43), на которых проголосовало свыше 100 тыс. избирателей с результатом 97% за Шанцева. По результатам протоколов видно, что почти на 100 избирательных участках явка составила 100%, а за Шанцева на них проголосовало свыше 96%. Кто-нибудь из Вас верит в это? Думаю, нет!
 
Нарисовав себе 87% голосов избирателей (как будто это он возвращал Крым, а не В.Путин), на выборах губернатора Шанцев фактически поставил себя вне закона. Лавры Меркушкина, Тулеева и им подобных не давали ему покоя, и вдруг «хрустальная» мечта с помощью Потапова, Мигунова, Холкиной и других холуёв осуществилась.
 
Да только народ-то в это не поверил. До сих пор его многие называют ВРИО губернатора. Такие фальсификации выборов, пренебрежение законом, игнорирование мнения народа, окружение себя коррумпированными чиновниками подтолкнуло и укрепило раскол нижегородских элит. Началась открытая борьба кланов и олигархических групп между собой. Первым пострадавшим в этой борьбе оказался приближённый Шанцева – глава администрации Нижнего Новгорода Кондрашов, что привело к открытой конфронтации между губернатором и Мэром Нижнего – О. В. Сорокиным.
 
Возвращаясь к губернаторским выборам, необходимо отметить следующее.
 
Согласившись участвовать в выборах политические партии и их лидеры: Бочкарёв – «Справедливая Россия», Курдюмов – «ЛДПР»; Сурайкин – «Коммунисты России» и др. оказались полностью зависимы от власти Шанцева–Потапова, начиная со сбора подписей за кандидатов и заканчивая полученными результатами.
 
А результаты губернаторских выборов оказались плачевными для их участников: Бочкарёв («Справедливая Россия») – 5%, Курдюмов («ЛДПР») – 2,5%, Сурайкин («Коммунисты России») – 2%, остальные от 1% до 0,1%. Тот факт, что никто из участников губернаторских выборов не подал в суд на их результаты, не выступил с заявлением о непризнании выборов, т.е. они молча согласились с их результатами, означает, что цена «Справедливой России» во главе с Бочкарёвым – 5%, а «Коммунистов России» во главе с Сурайкиным – 2%. Это ещё раз свидетельствует о том, что они полностью «легли» под власть. Подтвердилось это и выборами в Городскую думу Нижнего Новгорода.
 
Итоги губернаторских выборов придали серьёзное ускорение политическому кризису в Нижегородской области. Здравомыслящие люди поняли, что власть узурпирована кучкой коррумпированных чиновников, удерживающих власть с помощью продажных председателей избирательных комиссий; при этом олигархические кланы начали борьбу между собой.
 
Результатами этой борьбы стало следующее. Попытки Шанцева через Городскую думу Нижнего Новгорода восстановить в должности главу администрации Кондрашова потерпели полный провал, подтвердив раскол внутри правящей партии «Единой России». Понимая, что главным оппозиционером ему является действующий Мэр Нижнего Новгорода Олег Сорокин, Шанцев предпринял все меры к тому, чтобы, используя Законодательное собрание области, принять закон, позволяющий сменить двухглавую систему (Мэр-Сити-менеджер) управления городом, на одноглавую (Мэр руководит только Городской думой, а основным становится глава администрации, представляемый на утверждение Городской думы комиссией, сформированной практически губернатором).
 
Но и это Шанцеву не удалось сделать. Дважды заседание Законодательного собрания области было сорвано из-за отсутствия кворума (на заседаниях присутствовало мене 2/3 депутатов). Всем стало ясно, что губернатор не пользуется влиянием у законодательной власти как столицы Поволжья, так и всей области. Дальнейшие судорожные действия власти во главе с Шанцевым вообще плохо объяснимы. В тройку на выборах в Городскую Думу Нижнего Новгорода он ставит Сватковского, проживающего в Москве и не пользующегося никаким авторитетом у нижегородцев. Предоставляет лучшие условия для выборов «Справедливой России» и спойлерам КПРФ – «Коммунистам России», которые сразу же начинают судебные дела против списка КПРФ и её основных кандидатов-одномандатников – Владимира Буланова, Дмитрия Каргина, Евгения и Сергея Кузнецовых, Евгения Лазарева, Кирилла Лазорина, Романа Кабешева, Михаила Сухарева и других наших товарищей.
 
Примечательно то, что «подневольные» районные суды сразу же снимают кандидатов от КПРФ с выборов, и только благодаря вмешательству Верховного суда и Управления внутренней политики Администрации Президента областной суд Нижегородской области восстанавливает всех наших кандидатов. Одновременно с этим сам В.Шанцев на всех встречах с главами администраций и активом «ЕР», как заклинание, повторяет: ни одного депутата от КПРФ не должно быть ни в одном представительном и муниципальном органе власти.
 
В ходе выборной кампании и в день голосования запускается механизм подкупа избирателей. Неподалёку от входа стоят молодые люди, которые, не стесняясь, предлагают деньги – 500 рублей на входе и 500 рублей на выходе с избирательного участка, или продуктовый набор, если избиратель проголосовал за нужного кандидата.
 
При этом, несмотря на наши обращения, полиция никак не реагировала на происходящее.
 
Таким образом, выборы превратились в соревнование денежных мешков двух противоборствующих группировок правящей партии «Единая Россия».
 
В результате на выборах прошли олигархи «нижегородского розлива» и поддерживаемые ими кандидаты.
 
Выборы закончились. В.Шанцев попытался продвинуть в Мэры областной столицы своего человека из Нижегородской ТПП Краснова, однако конференция партии «Единая Россия» поддержала действующего Мэра О.Сорокина. За Сорокина проголосовали 304 человека, а за Краснова – 190. Однако высший орган «ЕР» – Политсовет в Москве – отменил решение конференции и рекомендовал не избирать Мэром О.Сорокина. Несмотря на все интриги В.Шанцева, Мэром Нижнего Новгорода избран не Краснов, а Иван Карнилин.
 
Аналогичная ситуация и во втором городе области – Дзержинске, где председателем Городской думы избран также не человек В.Шанцева, а представитель от противодействующей олигархической группировки.
 
Полная дестабилизация законодательной власти и в г. Арзамасе, где наш кандидат А.Горшков уверенно победил действующего Мэра М.Бузина.
 
И что делать В.Шанцеву в этих условиях? В нормальной, демократической стране любой здравомыслящий губернатор подал бы в отставку. Но только не у нас. Окружённый олигархо-бюрократическим чиновничьим персоналом, В.Шанцев предпринимает всё для реабилитации себя на предстоящих выборах 2016 года в Законодательное собрание области и в Государственную Думу.
 
Свою позицию в отношении В.Шанцева КПРФ изложила в заявлении по итогам выборов. С учётом того, что Нижегородский обком не признал итоги прошедших выборов, в связи с открытыми заявлениями В.Шанцева о том, что в законодательные, представительные и органы местного самоуправления не должно быть избрано ни одного кандидата от КПРФ, что противоречит не только Конституции России, но и здравому смыслу, мы заявляем о категорическом неприятии безответственной позиции губернатора В. Шанцева. Следствием чего является всё большее отторжение народом «партии власти» – «Единой России» – и связанной с нею тотальной коррупции и воровства, вопиющего непрофессионализма, запредельного роста цен на все товары и тарифов ЖКХ, развала здравоохранения и образования, чиновничьего произвола и судебного беззакония. Граждане оскорблены такой лживой «демократией по-нижегородски», возмущены дикой социальной несправедливостью и всё большей бедностью, отсутствием жизненных перспектив у молодого поколения.
 
Исходя из изложенного, можно сделать некоторые выводы:
 
1. Логика В.Шанцева понятна: держаться до тех пор, пока есть силы, деньги, поддержка коррумпированного окружения, возможность подавлять оппозицию в лице «КПРФ», что ведёт не только в тупик, но и к возможным потрясениям, потому что давно известно – несменяемость власти всегда приводит к её свержению. Вечной власти в природе не существует.
 
2. Есть всего два способа смены власти.
 
– Первый – это честные и конкурентные выборы, когда соревнования кандидатов, списков и программ не приводят страну к потрясениям и заканчиваются после оглашения итогов волеизъявления граждан (пример выборов в Иркутской области).
 
– Второй – свержение тех, кто узурпировал власть с помощью фальсифицированных выборов, преследуя и подавляя всех своих оппонентов, что неизбежно ведёт к потрясениям, конфликтам, крови и гибели людей (особенно это актуально в преддверии 2017года – 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции.)
 
3. В России сейчас не только экономический кризис. У нас кризис системы управления страной, в том числе и кризис политической системы, свидетельствующий о том, что номенклатурно-чиновничья вертикаль и ручное управление полностью исчерпали свой ресурс для развития страны. Выходом из этого могут быть либо серьёзная модернизация системы власти (с созданием коалиционно-патриотического правительства по типу Кабинета министров Примакова–Маслюкова–Геращенко), либо её слом.
 
Заверяю всех нижегородцев: как бы ни складывалась обстановка в Нижегородской области, КПРФ продолжит свою борьбу за народовластие, справедливость и социализм.
 
Мы призываем всех здравомыслящих людей сплотиться вокруг КПРФ и решительно выступить на защиту своих конституционных прав на достойную жизнь, на защиту будущего своей страны, своих детей и внуков.
 
Спасибо всем за поддержку КПРФ и Движения «За СССР – Свободную Советскую Социалистическую Россию»!