СМИ об исследованиях

  |  14 октября, 2015   |   Читать на сайте издания

http://vrntimes.ru: Воронежского губернатора продолжает преследовать тень дорожного скандала

Алексей Гордеев потерял пять пунктов в федеральном рейтинге из-за «дела Трубникова»
Фонд  развития гражданского общества (ФоРГО)   выполнил свое обещание, сделанное месяц назад – и очередной квартальный рейтинг  эффективности российских губернаторов  составил с учетом двух новых критериев. К   пяти традиционным оценочным блокам авторитетной программы добавились «фактор аффилированности с бизнесом», а также совсем экзотический КОЛ-фактор  - то есть,  способность глав регионов обеспечить стабильность в деятельности политических партий на своей территории.
 
Хотя рейтинг  Фонда не является официальным, он  считается авторитетным в кругах региональных чиновников, поскольку  базируется на данных серьезных социологических служб,   официальной статистики, федеральных ведомств, оценках видных экспертов. Иногда   итоги рейтинга оказывались пророческими:  губернатора,  оказавшийся внизу списка ФоРГО,   в скором времени отрешали  от должности.
 
Неудивительно, что список, скорректированный  по понижающим критериям, вызвал повышенный интерес аналитиков.
 
Лидеры непоколебимые и поверженные
 
Новая система рейтингования сказалась, хотя и несильно, на рейтинге Алексея Гордеева. Он, со своими 80 баллами из 100 остался в категории «Очень высокий рейтинг»,  но уже оказался заметно ближе к «выходу»: по сравнению с июньским показателем переместился  с 15-го на 19-20-е место. Место все еще неплохое.  Рядом с нашим губернатором оказались лидеры таких прогрессивных регионов, как Ленинградская область (с ней мы и делим 19-20 места)  и Башкирия. Вверху - поколебимые лидеры из Калуги, Ямало-Ненецкого АО и Белгорода с 98 баллами из 100.  Остальные соседи по Черноземью – далеко внизу - от 43 (Липецк) до 63 (Курс). Правда, липецкий губернатор Олег Королев  продемонстрировал тенденцию к резкому - на целых десять ступенек – подъему и даже перешел в  отчетном квартале из группы  «хорошистов»  в «отличники».
 
Ну да примерно такой же тренд отмечался  в первом полугодии  у тогдашнего  главы Коми Вячеслава Гайзера.
 
За что же «оштрафовали» аналитики Алексея Гордеева – при том, что новые факторы  носят довольно субъективный характер и определяются пулом экспертов, а не  статистическими данными? В своих примечаниях эти самые эксперты написали: «Обращено внимание на серию задержаний среди высокопоставленных сотрудников силовых ведомств области. Кроме того, СМИ обращают внимание на факт заведения уголовного дела против бывшего руководителя управления автомобильных дорог Воронежской области Александра Трубникова, который был задержан при передаче ему взятки в сумме более 2,6 млн рублей. Назначение Трубникова было одним из первых кадровых решений Алексея Гордеева на посту губернатора».
 
То есть, субъективности в оценке оказалось еще больше, чем можно было предположить. В учет попали факты  не третьего квартала,  и даже не этого года – а  те события, которые получили самую большую прессу в этом году. Но, видимо, в свое время факты не были отработан. Зато сейчас, когда пошла мода на антикоррупционную тему,    пошли в подверстку. В результате Алексей Гордеев потерял хоть и не максимальные 10  , но вполне ощутимые «5» пунктов
 
Я не утверждаю, что в нашем королевстве –ангельский порядок. Просто можно было найти материал и посвежее.
 
Стоящие над схваткой
 
При этом КОЛ-фактор, учитывающий итоги Единого дня голосования, на воронежском губернаторе не сказался.  То есть, в Воронежской области, по мнению авторов исследования были обеспечены «условия для стабильной деятельности политических партий, а также проведения конкурентных, открытых и легитимных выборов».
 
С этим утверждением московских аналитиков в Воронеже  согласятся далеко не все.
 
И еще. При обильном   разъяснении действия новых коэффициентов, авторы забыли  прокомментировать традиционные факторы динамики. И  совершенно непонятно, за что Гордеев получил единственный «небольшой плюсик». При минус пяти за фактор - минус четыре очка совокупных потерь, а где разница?
 
В общем, при всем уважении к титаническому труду исследователей, итоги рейтингования оставляют сомнения.
 
За "аффилированность" много не дают.
 
Почему-то движения в рейтинге других губернаторов  вызывают гораздо меньше  сомнений. Например, коэффициент КОЛ-фактора способствовал 10-балльному  снижению позиций у губернаторов Нижегородской Ульяновской областей - Шанцева и Морозова.
 
Нижегородские метаморфозы эксперты объяснили развитием в регионе конфликта элит, избыточным вмешательством в дела политической партии, проведением избирательной кампании с использованием инструментов административного давления, что при дальнейшем развитии событий может привести к еще большему обострению противоречий в регионе.
 
КОЛ-фактор губернатора Ульяновской области объясняется тем, что он явно вмешался в дела политической партии. Игнорировал решения  руководящих органов партии в части выдвижения кандидатов на должности в муниципальном образовании, оказывал административное давление на депутатов в целях избрания главы муниципального образования вопреки решениям руководящих органов партии.
 
Но неужто все лидеры хладнокровно стояли над межпартийной схваткой, неужели воздерживались от рекомендации «своих человечков» на депутатские посты? Увы, все факты, взятые в качестве  основания для понижающей корректировки рейтинга – это публикации в местных, а чаще в федеральных СМИ. То есть, тоже не всегда объективный фактор.
 
Впрочем, катастрофического падения рейтинга губернаторам не смогли принести даже факты явного злоупотребления.
 
Губернатор, по новым условиям,  может опуститься ниже на пять пунктов в рейтинге,  если в СМИ  всплывут негативные данные о фактах конфликтов интересов и непрозрачности тендеров, а также признаках коррупционного поведения.
 
Минус десять  баллов получит губернатор за факты более официальные - протесты и представления органов прокуратуры по поводу конфликтов интересов и  участия в них должностных лиц региона, а также при наличии сведений правоохранительных органов о распределении бюджетных средств в интересах аффилированных структур.
 
Если же имеются судебные решения в отношении представителей исполнительных органов власти региона за коррупцию, то понижающий коэффициент  будет на уровне  минус 15.
 
Но настоящий провал может случиться, если только глава субъекта просядет в рейтинге  по всем статьям сразу -  на 30 баллов.
 
Так вот, ниже 10 пунктов не опустился никто.
 
Автор: Лев Рыбкин