СМИ об исследованиях

  |  14 октября, 2015   |   Читать на сайте издания

http://www.apn-nn.ru: Куда ни кинь – везде клин

Определяющим фактором, обусловившим резкое снижение позиций Валерия Шанцева в рейтинге губернаторов Фонда развития гражданского общества стало то, что Нижегородская область находится в системном кризисе – и это теперь понятно всем, не только нижегородцам.
 
С одной стороны, это кризис политический, с другой – экономический. Что ни говори, наш регион зашлакован долговыми обязательствами – если 83 процента дохода идет на оплату долговых обязательств, то это не лезет ни в какие рамки. Сначала говорилось, что 50 процентов – опасно, потом сказали, что можно позволить поднять до 70 процентов. Но сейчас-то – 83 процента!
 
Раньше можно было говорить, что пусть с политикой у нас не все в порядке, но уж с экономикой областная власть держит регион на приличном уровне. Теперь так уже не скажешь. Куда ни кинь – везде клин.
 
Поэтому если мы рассматриваем любое социально-территориальное образование в структуре тех трех систем институтов (политических, идеологических и экономических), о которых говорит нобелевский лауреат Карл Поланьи, то мы видим, что во всех трех сферах Нижегородская область – одна из худших. До недавнего времени не было кризиса хотя бы в идеологической сфере, но теперь мы наблюдали и конфликты в духовном управлении мусульман, и структурированные конфликты в межнациональных отношениях (пусть и не той глубины, что мы видим в южных регионах). А уж об экономике и политике говорить нечего. Поэтому скрыть одно за счет другого уже не получается.
 
И когда нашего губернатора называют достаточно опытным хозяйственником, то полезно вспомнить нашего же земляка, Сергея Герасимовича Митина, который имеет уже не меньший опыт губернаторской деятельности в Новгородской области, которая по изначальному потенциалу значительно уступала нашему региону. Однако Митин сумел поднять Новгородскую область, где ничего нет – у нас есть хотя бы отдельные районы с черноземными территориями, там – серозем и бесплодные земли; если у нас были предприятия, остававшиеся на плаву, то там их не было изначально; если у нас хорошее с логистической точки зрения положение, то там и этого не было. Тем не менее, Новгородская область не закредитована, не имеет серьезных конфликтов в элите, достаточно заметно развивается. А почему? У руля области стоит доктор экономических наук, человек компетентный и в политике (он был, кроме прочего, и депутатом Госдумы).
 
А у нас… рыба гниет с головы. Как психолог, я могу подтвердить, что с годами у человека заостряются такие качества, как негибкость, ригидность, как переоценка собственного «я». Все это не способствует человеку в определенном возрасте принимать адекватные решения, оценивая быстро меняющуюся ситуацию. К сожалению, наша страна попала в вихрь быстро меняющихся событий. Тем, кто стоит у руля, наверное, надо понимать, что в возрасте 50-55 лет пора переходить на более спокойную работу. Или на пенсию.
 
Что касается прогноза экспертов ФоРГО о дальнейшем обострении ситуации в Нижегородской области, то это совершенно логичный вывод. Наша страна находится не в безвоздушном пространстве – геополитическая ситуация обостряется, осложняется и общая экономическая ситуация. Все это будет транслироваться и в регионы, где естественным образом обострятся отношения между региональным центром и муниципалитетами. Уже в силу этого обстановка изменится к худшему, это объективные причины.
 
В такой ситуации нужна очень большая гибкость управленческих структур, в частности, областных, чтобы каким-то образом снизить негативное влияние на регион внешней ситуации. Но такой гибкости мы не видим. Напротив, в отстаивании своей позиции областные структуры, похоже, не гнушаются использованием «черного пиара». Дальше уже идти некуда. Ни о какой способности к компромиссу, ни о какой готовности совместными усилиями попытаться разрешить возникшие трудности речи не идет. Все пытаются ломать через колено. Возможно, это пусть и не хорошо, но приемлемо в сытые годы, но никак не в той ситуации, в которой находится сегодня наша страна.