Виноваты новые критерии?
Как отмечают представители ФоРГО, методика рейтинга построена на основе пяти тематических модулей. Первый – объединяет социсследования Фонда «Общественное мнение» и экспертные оценки. Второй – основан на данных Федеральной службы госстатистики РФ. В третьем модуле оцениваются показатели социального самочувствия регионов России. Четвертый – основан на оценке экономической ситуации в российских субъектах. А в пятом – анализируется медиа-составляющая деятельности глав регионов. Кроме того, в методику десятого выпуска введены дополнительные понижающие коэффициенты – КОЛ-фактор и Фактор аффилированности, за счет которых динамика высших должностных лиц в десятом выпуске рейтинга возросла – ее средние показатели составили плюс-минус пять-шесть пунктов. «КОЛ-фактор оценивает способность глав регионов обеспечить условия для стабильной деятельности политических партий, а также для проведения конкурентных, открытых и легитимных выборов», – поясняют представители ФоРГО. Что касается фактора аффилированности, то в его основе лежит оценка способности глав субъектов РФ обеспечить условия для транспарентного экономического развития в условиях честной конкуренции, и анализ их невовлеченности в деятельность бизнес-структур.
«Предположу, что изменения в свежем рейтинге связаны с введением в него новых критериев, о чем говорят и сами эксперты ФРГО. Это КОЛ-фактор и фактор аффилированности. КОЛ-фактор – совокупность оценки конкурентности, открытости и легитимности, как и фактор аффилированности выступили в новом рейтинге в формате грузов, которые тянут вниз», – прокомментировал результаты рейтинга экспертному каналу краснодарский политолог Александр Топалов.
«Рейтинг эффективности губернаторов ФоРГО, если судить по заявленной ими методике его установления, существенно размыт во времени и не отражает положение дел в конкретный момент времени, например, на октябрь 2015 года. Ведь в нем среди прочих учитываются результаты социологических исследований, которые проводились как минимум месяц назад, данные Федеральной службы государственной статистики (а это как минимум «весенние» данные). Поэтому говорить, что именно, какое событие повлияло на перемещение вверх или вниз глав тех или иных регионов, можно только условно. Но при этом есть некоторые и вполне очевидные моменты», – уверен известный донской политтехнолог Сергей Смирнов.
Свежесть и неприкосновенность
Перейдем к показателям эффективности глав регионов ЮФО. В первой группе (очень высокий рейтинг – свыше 75 баллов) на 13 строчке оказался губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, прибавивший один балл по сравнению с показателями прошлого рейтинга.
Политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев, рассуждая о юбилейном рейтинге ФоРГО написал на своей станице в Facebook следующее: «С оценками ФоРГО я в целом согласен, рейтинг адекватен, но есть одна позиция, которая лично мне кажется чрезмерно комплементарной – это место в рейтинге губернатора Волгоградской области Бочарова».
По мнению политолога Александра Сайгина, Андрей Бочаров авторами рейтинга ФоРГО воспринимается как федеральная неприкосновенная фигура. «Понятное дело, что есть определенные критерии, по которым оценивается деятельность глав регионов России, однако авторы рейтинга немного лукавят, поднимая Бочарова, пусть и на одну позицию, особенно, если учитывать сентябрьские события в Волгограде. Волгоградцы заметили их очень хорошо, а составители разного рода рейтингов отчего-то проигнорировали. Речь идет о нетипичном для Волгограда смоге, смерти мальчика в фонтане и сразу нескольких применениях огнестрельного оружия гражданскими лицами. Надо отдать должное составителям рейтинга, которые после ареста Вячеслава Гайзера решили проанализировать бизнес-связи губернаторов и обратили внимание на равноудаленность Андрея Ивановича от различных финансовых группировок Волгоградской области. Однако это явно неглавный показатель стабильности на вверенной территории», – считает политолог.
Следом за Бочаровым – на 14 месте – оказался новоизбранный губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев с показателем 86 баллов.
«В случае с Кондратьевым «свежесть» его фигуры и демонстрация намерения переформатировать краевой ландшафт так, чтобы он перестал представлять из себя один большой клан, сыграли чрезвычайно высокую роль, – комментирует для «ФедералПресс.Юг» Александр Топалов. – Благодаря отсутствию явной аффилированности Кондратьева с какими-либо структурами, к нему нельзя применить понижающий коэффициент, что выигрышно на фоне других персон. Относительно спокойно и без реальных разбирательств по итогам прошли и выборы в Краснодарском крае – это плюс в копилку КОЛ-фактора по шкале конкурентности и легитимности. Все парламентские партии прошли в депутаты на выборах разного уровня, что соответственно уже хорошо в глазах составителей рейтинга. Касаемо лидеров Адыгеи и Астраханской области стоит думать ровно наоборот, но в разрезе все тех же КОЛ-фактора и фактора аффилированности».
«В достаточно высоком месте губернатора Вениамина Кондратьева в октябрьском рейтинге большая доля заслуг принадлежит нынешнему министру сельского хозяйства Александру Ткачеву, – комментирует для «ФедералПресс.Юг» Сергей Смирнов. – Именно он в бытность главы Краснодарского края заложил основу и для успешного развития экономики, и для высокого социального самочувствия его жителей».
Удачные выборы и затеянная возня
Во второй группе (высокий рейтинг) 25 строчку занял губернатор Ростовской области Василий Голубев. Политик прибавил пять пунктов по сравнению с предыдущими показателями. «На выборах Голубев показал хороший результат. Этот говорящий показатель, что губернатор со своим регионом справляется. Здесь все просто», – поделился своими наблюдениями с экспертным каналом донской политтехнолог Юрий Гиренко.
С ним соглашается его донской коллега, политтехнолог и гендиректор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов: «Губернатор Ростовской области Василий Голубев поднялся на пять пунктов благодаря успешно проведенным губернаторским выборам. Причем успешно не только для него лично, но и для области в целом: все пять кандидатов в губернаторы были успешно зарегистрированы (при этом понятно, что практически всем им была оказана в этом помощь и поддержка), кампания прошла без скандалов, нарушения в день голосования были минимальны и несущественны, никто из проигравших кандидатов результаты выборов всерьез не оспаривал. Именно это учитывалось введенным в методику исследования КОЛ-фактором».
Александр Жилкин, губернатор Астраханской области, занял лишь 82-83 строчку в третьей группе (средний рейтинг), набрав 42 балла, что на пять пунктов ниже показателей девятого выпуска. Максим Терский, редактор информагентства ast-news.ru абсолютно не согласен с такими результатами и считает подобную оценку необъективной. «Кое-кем затеяна возня против нашего губернатора, – отметил собеседник экспертного канала. – И все эти рейтинги – плод воображения определенных пиарщиков и заинтересованных лиц. Губернатор у нас хороший и продуктивный. Я лишний раз эту тему поднимать не хочу». При этом Терский добавил, что считает главу Астраханской области настоящим патриотом своего региона, который делает все возможное и невозможное, чтобы регион развивался. «А неаругментированный негатив – заказ недовольных коррупционеров, которых прижимают все чаще и чаще и не дают им вольготно чувствовать в наших краях», – выразил уверенность Терский.
В третьей группе – со средним рейтингом – на 56-57 строчке оказался Аслан Тхакушинов, глава республики Адыгея. Он набрал лишь 54 балла, что на четыре пункта меньше прошлых показателей. Как прокомментировал политтехнолог Юрий Гиренко, все закономерно: «в одном месте прибавилось – в другом убавилось». «Если кто-то поднимается, то соответственно – другие опускаются. Я не слышал, чтобы в Астрахани или республике Адыгея были какие-то скандальные случаи, – делится в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Юг» эксперт. – Но приподнялись, в первую очередь, те главы, в чьих регионах только что прошли выборы, а те, у кого выборов не было, и кто ничем ярким себя не зарекомендовал, соответственно опустились, здесь такое перераспределение. Губернатор Краснодарского края выше губернатора Ростовской области в силу того, что у Кубани успехи больше, край богаче, есть Сочи и т.д. Но опять же – и на Кубани только что прошли выборы, та же самая закономерность». При том, что Кондратьеву, по словам Гиренко, несколько сложнее, чем Голубеву. «У донского губернатора было пять лет, он за это время уже проявил себя. А кубанский глава совсем недавно стал губернатором, и там возникли трения между ним и старой командой экс-губернатора Александра Ткачева, поэтому там были вопросы и сомнения, но он эти сомнения, к счастью для себя, разрешил и соответственно, в первую очередь, эксперты отмечают тех, кто на виду, и тех, кто добился явных успехов. Что Голубев, что Кондратьев в последнее время таких успехов добились», – заключает политтехнолог Юрий Гиренко.
«ФедералПресс» Светлана Берило