А кому-то и сушить сухари...
В оценке работы губернаторов появились «понижающие коэффициенты». И это серьезно
Нет, не все спокойно в кулуарах региональной власти. Громкая история с сахалинским губернатором Хорошавиным, зачистка высокого начальства в Республике Коми, начавшийся суд над экс-главой Брянской области Николаем Дениным... Есть ощущение, что губернаторская вольница надоела не только жителям ряда регионов, но и Кремлю, мобилизующему ресурсы экономические и политические. Похоже, требования к руководителям на местах будут ужесточаться.
Эта тенденция просматривается в материалах очередного выпуска Рейтинга эффективности губернаторов, представленного Фондом развития гражданского общества. Рейтинг юбилейный, 10-й — и очень любопытный. Знающий человек из скучных таблиц способен определить, кто из региональных генералов может пока спать спокойно, чей сон будет с тревожными сновидениями, а кому есть смысл вообще не спать, а начать заготовку подсушенных хлебобулочных изделий.
Традиционно рейтинг строился на социсследованиях, данных Федеральной службы государственной статистики, показателях социального самочувствия регионов, оценках экономической ситуации и, наконец, на анализе медиаактивности глав регионов. И вот при составлении очередного выпуска рейтинга авторы ввели два новых показателя, так сказать, понижающие коэффициенты: КОЛ-фактор и фактор аффилированности.
С чем же это едят? КОЛ-фактор призван отражать состояние демократии в регионе. Скажем, такой интересный вопрос: как здесь проводятся выборы? Или еще: а как себя чувствуют местные партии и их активисты, не обижают ли их? Но это цветочки. А ягодки... С помощью показателя фактора аффилированности исследователи пытаются выяснить, насколько развиты условия для местного бизнеса, а главное, каково участие самого губернатора или связанных с ним сослуживцев и «родных человечков» в этом самом бизнесе. После недавних показательных арестов среди руководителей регионов этот вопрос перестал быть риторическим.
Обратимся к представленному рейтингу. КОЛ-фактор заметно снизил позиции у высших должностных лиц двух субъектов РФ — губернаторов Нижегородской области Валерия Шанцева и Ульяновской области Сергея Морозова. В регионе Шанцева зафиксирован конфликт элит, избыточное вмешательство в дела политической партии, проведение избирательной кампании с использованием инструментов административного давления. По мнению экспертов, все это может привести к обострению противоречий в регионе. Те же претензии и к ульяновскому губернатору: был замечен во вмешательстве в дела одной из политпартий, победившей на муниципальных выборах, в оказании давления на местных депутатов во время избрания главы муниципального образования. Формулировки, конечно, обтекаемые, но для опытных людей тут все ясно: распишитесь, господа губернаторы, в получении черной метки...
Но, повторю, особый интерес у экспертов вызвал фактор аффилированности. Здесь пятерка лидеров (или антилидеров?) выглядит следующим образом. Впереди глава Республики Хакасия Виктор Зимин. Прокуратура республики завершила следствие и утвердила обвинение против бывшего заместителя главы республики, министра сельского хозяйства Ивана Вагнера, который при помощи близких к нему фирм освоил более 2 млрд рублей бюджетных субсидий из 4,1 млрд, выделенных федеральным Центром. Чем не подвиг?
Второе место у калининградского губернатора Николая Цуканова. В этом регионе министр туризма Андрей Ермак лоббировал участие «своей» структуры при оценке стоимости земельного участка, принадлежащего Корпорации развития туризма Калининградской области. В результате бюджету области мог быть нанесен ущерб в размере 100 млн рублей. Прокуратура вскрыла еще несколько случаев, связанных с хищениями и коррупцией среди высоких чиновников, на которые не обращал внимания действующий губернатор.
Третье место ушло в Республику Крым — ее глава Сергей Аксенов недоглядел за рядом своих чиновников. Весной правоохранители задержали первого вице-премьера РК Михаила Шеремета и вице-премьера Дмитрия Полонского, а также главу республиканского госкомитета по кадастру Александра Спиридонова. А Главное следственное управление СК РФ по Республике Крым возбудило уголовное дело против экс-министра транспорта РК за махинации с оплатой паромных перевозок.
На подступах к пьедесталу остановился глава Пермского края Виктор Басаргин. Местный ОНФ выяснил, что власти Пермского края в 2015 году планировали потратить на свой PR до 180 млн рублей, а заказы на эту кампанию почему-то получили медиаструктуры, аффилированные с Кириллом Маркевичем, замруководителя администрации губернатора, курирующим СМИ. Логика понятна: зачем отдавать деньги из бюджета чужим изданиям, когда у господина Маркевича своих хватает? Здесь же по соседству оказался и руководитель Республики Алтай Александр Бердников (местная прокуратура установила факты нарушений закона в деятельности ГУП «Фармация» (учредитель — Минимущества республики).
Да и у тех, кто за списком «передовиков», настроение может быть тревожным. Чуть ли не в каждом регионе зафиксированы «скелеты в шкафу». Весь вопрос в том, кто и когда решит извлечь их на белый свет.
Лидеры без страха и упрека
Это руководители российских регионов, возглавившие 10-й Рейтинг эффективности губернаторов, представленный Фондом развития гражданского общества.
1. Анатолий Артамонов (Калужская область)
2. Дмитрий Кобылкин (Ямало-Ненецкий автономный округ)
3. Евгений Савченко (Белгородская область)
4. Владимир Якушев (Тюменская область)
5. Рустам Минниханов (Республика Татарстан)