Экспертный совет | Экспертные мнения: Против коррупции бессильны даже казни
Федеральный центр в последнее время делает упор на борьбу с коррупцией. Поэтому большое значение для оценки эффективности глав регионов приобретает их способность обеспечить экономическое развитие подконтрольных им субъектов в условиях честной конкуренции и невовлеченность в деятельность бизнес-структур.
В этой связи Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) под руководством Константина Костина вводит в методику рейтингов эффективности губернаторов дополнительный понижающий коэффициент для глав исполнительной власти тех регионов, в отношении которых есть информация об их причастности к продвижению интересов формально и неформально аффилированных коммерческих структур, нецелевом использовании бюджетных средств, факты конфликта интересов при распределении бюджетных средств и нарушения этических норм государственного служащего. О том, какими методами можно отвратить губернаторов от коммерческой деятельности, говорит Вера Захарова, доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС, директор по развитию и внешним коммуникациям АТиСО:
«Губернаторы, занимавшиеся коммерческой деятельностью до их избрания, обязаны полностью отойти от имевшего места бизнеса или других видов деятельности, связанных с получением прибыли. Исключение не должны составлять даже члены семьи и родственники губернатора. Известным фактором является то, что многие губернаторы занимаются коммерческой деятельностью, оформляя ее на своих близких родственников, друзей, близких знакомых, естественно, при этом используя свой административный ресурс для своего собственного обогащения.
Если доказан факт, что его близкие родственники занимаются коммерческой деятельностью, аффилированной с губернатором, рейтинг такого губернатора должен быть минимальным, а соответствующим федеральным структурам следует внимательно изучить схему взаимосвязи губернатора с бизнесом, в котором он опосредованно участвует.
К сожалению, даже самые жесткие меры, принимаемые в отношении к государственным чиновникам, не ликвидируют коррупцию. Пример Китая, когда сотни чиновников казнят в течение года за коррупцию, не пугают других представителей власти заниматься тем же самым. Полагаю, что в настоящее время эффективными будут самые древние методы по работе с кадрами в государственном и муниципальном управлении – это подбор, «выращивание», воспитание, испытание кадров государственной и муниципальной службы и, соответственно, строгие меры наказания и достойные меры поощрения тем, кто честно служит, исполняя свои функции в государственных органах. А если обнаруживаются связь губернатора с бизнесом, то это резко может снизить показатель эффективности деятельности губернаторов».