СМИ об исследованиях

  |  23 сентября, 2015   |   Читать на сайте издания

Комарова попадет в сети политологов: «В мутной воде и рыбку ловить проще»

Губернаторов проверят на аффилированность с бизнесом
Арест Гайзера и его банды спровоцировал политологов более пристально присмотреться к главам регионов. Так, например, в ФоРГО проверят дружбу губернаторов и бизнесменов. Пока исследователи политики готовят очередной рейтинг, эксперты «ФедералПресс.Урал» рассказали о плюсах и минусах данной инициативы на примере Югры. В округе новый старый губернатор, а к новичкам – более пристальное внимание.
 
Аффилированность губернаторов с коммерческими структурами станет одним из критериев при составлении рейтинга эффективности глав регионов от Фонда развития гражданского общества. «Ранее негативная информация о наличии у глав регионов друзей и родственников среди господрядчиков использовалась при составлении рейтинга нерегулярно», – заявил накануне «Известиям» пред председатель правления ФоРГО Константин Костин.
 
По его словам, аналитики планируют обобщить сведения от Общероссийского народного фронта и других общественных организаций, а также надзорных ведомств, судов и журналистов. Подтверждение данных прокуратурой обойдется в десять баллов, а наличие судебных решений – в пятнадцать. «Это заставит глав регионов более активно реагировать на такие сигналы», – уверен Константин Костин.
 
Эксперты «ФедералПресс.Урал» решили не дожидаться выхода в свет очередного губернаторского рейтинга ФоРГО и уже сегодня дать оценку действиям губернаторов в этом направлении. Первой в сети политологов попалась Наталья Комарова. Недавно выбранный окружными депутатами губернатор руководит Югрой пять лет. Будучи президентом РФ, Дмитрий Медведев 1 марта 2010 года пересадил Наталью Комарову из депутатского кресла в губернаторское.
 
За время губернаторства Натальи Комаровой журналисты не раз писали о ее крепкой дружбе с нефтяниками, так же крепко глава округа дружит со своими СМИ. Настолько, что хотела телеканалу купить телеоборудование за 1,5 миллиарда. Впрочем, мнения политологов об аффилированность Натальи Комаровой с бизнесом значительно расходятся. «Позитивно отношусь к данным нововведениям в исследовании. Что касается Комаровой. У меня до сих пор остались вопросы без ответов по строительству нового перинатального центра в Сургуте, когда, ко всему прочему, после публикации моего поста с официального сайта Департамента здравоохранения ХМАО-Югры исчезла информация о проведенном конкурсе (ссылка в посте), когда после этого подключился ОНФ с обещаниями проведения проверок счетной палаты и генеральной прокуратуры, но этого не произошло. В общем, мутная история, а как говорится, в мутной воде и рыбку ловить проще, тем более если она золотая», – уверен югорский политолог Александр Лобов.
 
В столице Урала считают, что необходимо досконально разбираться с каждым шагом глав регионов. «Всем губернаторам бизнес-структуры так или иначе демонстрируют лояльность. Могут оплачивать рекламные щиты, участвовать корпоративным или административным ресурсом. А может это выражаться в какой-то предметной форме. Поэтому здесь надо тщательно смотреть, в чем «дружба» выражается. Если мы говорим о дружбе – то нужно рассматривать критерии дружбы. Если губернатор лоббирует интересы газодобывающего сектора, нужно разобраться, зачем он это делает: чтобы получить какой-то свой процент с этого (как, к сожалению, делается в некоторых структурах) или если он понимает, что налоги, полученные с этого сектора, пойдут на оплату социальных программ, то можно ли его осуждать? Если есть личный интерес как у человека, имеющего какие-то счета, – это одно, если он бьется за интересы региона – грех бросить в него камень», – считает директор Уральского отделения ФоРГО Анатолий Гагарин.
 
В то же время эксперт уверен, что губернатор должен учитывать интересы федерального центра, понимать, что кроме пополнения регионального бюджета есть еще необходимые отчисления в федеральный бюджет. По мнению Анатолия Гагарина, авторитет губернатора у представителей бизнеса играет важную роль в пополнении бюджетов всех уровней. «Поэтому дружба с газовиками, нефтяниками или строителями сама по себе не является основанием для каких-то обвинений. Нужно смотреть, зарабатываются ли на этой дружбе деньги. Вот небезызвестная копания в Коми как раз зарабатывала на этом деньги. Нужно отделять аффилированность от деловых отношений. Поддерживая деловые отношения, нельзя приближаться к уровню «ты мне – я тебе». Грамотные руководители именно так и выстраивают свою работу, в противном случае они рискуют быть обвиненными в аффилированности с одними бизнес-структурами и получают неудовольствие со стороны других бизнес-структур. В этом вопросе должен быть принцип равноудаленности», – резюмировал в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Урал» Анатолий Гагарин.
 
Еще один уральский политолог Александр Белоусов вообще считает, что отношения Натальи Комаровой с нефтяниками идут правильным курсом: «Аффилированность с экономическими структурами – понятие очень широкое, равно как и такое понятие, как взаимоотношения власти с бизнесом. В данном случае главное – кто кому подчиняется, кто является бенефициаром и насколько все это законно. У Комаровой – почти идеальная модель взаимоотношений с нефтяниками, когда бизнес независим от региональной власти и между ними происходит равноправный диалог. В Хантах происходит ровно то, о чем говорил Путин еще лет 10 назад: равноудаленность бизнеса от власти. И те отдельные напряжения, которые возникают в отношениях Комаровой и нефтяников, лишь свидетельствуют о том, что в целом процесс идет цивилизованный и исключительно в правовой плоскости».
 
Эксперты «ФедералПресс.Урал» также заявили, что в исследованиях ФоРГО необходимо учитывать «философию населения». Так, по словам политологов, такое явление, как дружба может в регионах восприниматься по-разному. «Российская практика показывает, что в регионах имеют место различные модели взаимоотношений между региональной властью и бизнесом. Особенностью экспортно ориентированных регионов, куда относятся и ХМАО, и ЯНАО, является высокая роль и влияние на региональную политику системообразующих предприятий. Как правило, губернаторы таких регионов являются ставленниками крупного бизнеса. Поэтому небольшую коррекцию позиции Натальи Комаровой вниз в рейтинге ФоРГО я допускаю. Тесные связи губернатора с ФПГ по-разному могут влиять на социально-экономическое развитие регионов (в одних субъектах – положительно, в других – наоборот). Что касается ХМАО, то, судя по многочисленным статистическим показателям, регион входит в топы», – уверен политолог Руслан Мухаметов.
 
Московские политологи, в свою очередь, уверены, что дружба губернатора с бизнесом идет только на пользу округу, она активно стабилизирует экономический рост в регионе, но вместе с тем и о погрешностях Хозяйки Югры в столице знают. «Сложно прогнозировать какие-то точные данные, но не думаю, что падение в рейтинге для главы Югры будет критическим. Все-таки ее связи с нефтяниками основаны на объективной необходимости налаживать тесную – в том числе и чисто человеческую, дружескую – коммуникацию с тем сектором экономики, который для региона является бюджетообразующим. А вот факты преференций, основанных на дружбе, конечно, могут стать такими звоночками. С одной стороны, похожие сигналы были, но оценивать их как подтвержденные факты злоупотреблений, мне кажется, не стоит. Зная осмотрительность Комаровой, вряд ли стоит ждать от нее серьезных просчетов такого рода в будущем, особенно, когда информация о том, что такие случаи берут на карандаш, уже широко известна», – уверен московский политолог Олег Захаров.
 
Согласно последнему, девятому, рейтингу эффективности губернаторов ФоРГО, Наталья Комарова обосновалась во второй группе «Высокий рейтинг» под номерами 41–43. Глава Югры получила от политологов 66 баллов, благодаря чему и продвинулась на два пункта вверх. Какова будет позиция Натальи Комаровой после выборов – покажет следующий рейтинг. А пока главы регионов с замиранием сердца следят за арестами своих коллег.
 
Дмитрий Фоминцев