СМИ об исследованиях

  |  22 сентября, 2015   |   Читать на сайте издания

«Только рейтингами эту ситуацию не изменишь» Губернаторов проверят на аффилированность с местным бизнесом

 
Фонд развития гражданского общества включит в свой рейтинг эффективности глав регионов новый критерий, сообщает газета «Известия». Эксперты начнут проверять, насколько губернаторы вовлечены в коммерческие процессы в своих регионах и имеют ли бизнес-интересы. Оценка будет проводиться на основе открытой информации от правоохранительных органов, судов и общественных организаций, а также публикаций в СМИ. Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.
 
 
— Скажите, пожалуйста, по-вашему, необходимо ли учитывать отношения с местным бизнесом, если да, то как?
 
— Безусловно, необходимо. Но надо сказать, что связь с местным бизнесом существует практически у всех губернаторов и практически у всех мэров. Этот критерий, безусловно, нельзя обходить вниманием. Другое дело, что не всегда эта информация на поверхности. И как это можно совместить с публичным характером рейтинга, эти непубличные коммерческие отношения, я пока не очень понимаю. Говорят, что это будет делаться на основе открытых источников, но не всегда эта информация есть в открытых источниках. Хотя, конечно, в каждом регионе все про своего губернатора обычно все знают, где его фирма, а где фирма его какого-то конкурента или другого человека.
 
— А всегда ли связь с бизнесом — это негативный фактор, плохо влияет на коррупционную составляющую?
 
— В нашем случае, да, потому что это аффилированный бизнес, который действует на рынке как бы не по правилам. Получается, что есть предпринимательская среда, которая не имеет административного ресурса, и она в худшем конкурентном положении, чем фирмы, которые близки губернатору, мэру или каким-то чиновникам региональным. Получается недобросовестная конкуренция. В этом смысле это плохо. В принципе у нас законом запрещено заниматься бизнесом чиновникам именно по этой причине, потому что они могут применять административный ресурс для достижения своей прибыли. Много таких случаев, когда с помощью административных методов устраняют конкурентов либо вводят какие-то правила, которые им мешают работать. Например, африканская чума свиней неожиданно находится в свиных хозяйствах, которые не принадлежат губернатору. У губернатора все в порядке, у него хорошая свинина. Много раз такое бывало, поэтому, конечно, это незаконно, нехорошо и неправильно.
 
— Как вы думаете, это исследование, которое сейчас предлагают провести, как-то связано с последними событиями, в частности Турчак, Гайзер? 
 
— Безусловно, на счет Турчака не знаю, есть ли тут какая-то прямая связь, а вот что касается Гайзера, конечно. Получилось так, что в рейтинге Гайзер был на хороших позициях, и вдруг неожиданно он глава организованной преступной группы и значит находится под стражей. Так получается, что у него 4-5 баллов. Притом, что Гайзер в разработке находится уже много лет, что говорит о том, что эта информация не доходила до тех, кто составляет рейтинг, то есть они просто ею не владели. И это поставило под вопрос вообще сам рейтинг. Получается, что теперь, конечно, надо пересматривать его критерии и учитывать все эти факторы. Другое дело, ведь информация-то есть на многих губернаторов, но не всех губернаторов берут в разработку. 
 
Поэтому как успевать вовремя понижать того или иного губернатора, который пойдет на выход, я не знаю, как будет делаться. Но это отражает такую нашу специфику, политическую и экономическую, которая у нас в стране существует и в регионах. Здесь, конечно, только рейтингами эту ситуацию не изменишь и не победишь. По идее, в принципе надо браться за ту ситуацию, когда губернатор связан с бизнесом, когда он нечестно работает. Это затронет очень многие регионы, я думаю, что достаточно сложно будет сделать.
 
— Но ведь это в отдельных случаях даже может быть и борьбой между элитами, если все-таки такое исследование будет иметь место?
 
— Конечно, исследование может в итоге достигать разных целей, оно может отражать борьбу между элитными группами за те или иные регионы, оно может просто отражать положение губернатора относительно федерального центра, его политические позиции в регионе. Ситуации-то везде разные, иногда бывает внутрирегиональная борьба между элитными группами, она выходит на федеральный уровень. Иногда бывает, что за регион борются федеральные группировки, как это бывало в последних случаях громких отставок. И рейтинг, конечно, с этим связан, но когда борются федеральные группировки давно, то об этом либо знают, либо не знают, эта информация либо на поверхности, либо не на поверхности. По тому же Хорошавину сигналы федеральные подавались, начиная с 2013 года, с конца года, и было, в принципе, понятно, и можно было успеть там ему понизить рейтинг в нужное время. 
 
По Гайзеру такого не было, ему даже успели выписать благодарность за хорошо проведенные выборы в законодательное собрание республики. Эта благодарность есть от лидера партии, от премьер-министра, которая была вынесена за несколько дней до того, как он был арестован. Это означает, что информация не попадала туда, в этот контур. Она оставалась внутри правоохранительных органов, может быть, еще где-то. И вот в таких случаях, я не думаю, что как-то будут успевать менять рейтинги.
 
— Но там ведь даже в СМИ, видно, ничего не попадало, поскольку все люди были в шоке, якобы он пользовался почетом.
 
— В СМИ, на самом деле, писали раньше об этой ситуации, по ней было очень много публикаций еще когда формировалась вся эта ОПГ в 2006-2007 годах, и тогда ни для кого был не секрет, что там существует некое сообщество, которое связано как-то с тем или иным бизнесом, в том числе и крупным, здесь, в Москве. Потом, на этапе, когда Медведев уходил с президентской должности, так как он назначал Гайзера, стали говорить, что, возможно, Гайзер в числе других губернаторов-назначенцев может и не удержаться, там была серия публикаций. Но после этого вроде как все стало спокойно и оказалось, что с этого времени идет разработка криминальной составляющей по регионам. Но в рейтингах это вообще ни разу не отражалось, это не попадало в рейтинги. Получается, что это особенная ситуация.