Подобные показатели, по мнению политологов, дают поводы для заявлений о злоупотреблении административным ресурсом в этих регионах.
«Проблема для губернаторов, особенно тех, кто убедительно побеждает в первом туре, состоит в том, что конкуренты смотрят на недостатки избирательных процедур. И особое внимание уделяется досрочному голосованию в регионах, где зафиксирован аномально высокий уровень „досрочки“. Вопросы сразу же возникают, если это голосование проходит не в таких регионах, где есть флот, труднодоступные территории или предприятия, работающие вахтовым методом», — заявил Об этом, в частности заявил глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин «Интерфаксу».
Таким образом, по мнению, Костина, главы Калужской и Кемеровской областей могут стать объектами критики.
«В этих двух регионах кампании проходят по референдумному сценарию, то есть, оба губернатора уверенно побеждают в первом туре. И в этой связи, не очень понятно, зачем, с точки зрения здравого смысла нужна такая „помощь“, — сказал глава ФоРГО. — Необоснованно высокий уровень досрочного голосования может нести в себе негатив для губернатора на среднесрочную перспективу, как в отношениях с федеральным центром, так и с точки зрения ситуации в регионе. На этапе избирательной кампании это вызывает подозрения, острую критику. И для следующего периода работы на губернаторском посту это тоже очень неполезно, поскольку оппоненты все время будут это припоминать, высказывать подозрения в применении административного ресурса. Например, могут привести такой аргумент, что если были злоупотребления на этапе досрочного голосования, то возможны и ожидаемы злоупотребления в иных ситуациях».
По оценке эксперта, выявление подобных рисков для губернаторов стало определенной закономерностью.
«В последнее время везде, где был отмечен высокий уровень досрочного голосования, по результатам выборов задавалось очень много вопросов. И восприятие выборов, как легитимных, прозрачных, отражающих реальную ситуацию в регионе, было искажено. Так было, например, в Санкт-Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, где губернаторы и так имели очень высокие результаты», — подчеркнул Константин Костин.
«Результаты этих губернаторов были под 80 и даже под 90%. Они и так лидировали, и без того имели очень высокие рейтинги. Зачем стремиться к 100%? Это дает лишний повод для разговоров. А что касается такой „помощи“ губернаторам Калужской и Кемеровской областей, то, возможно, либо на среднем уровне кто-то все это организовывает, либо какие-то консультанты в предвыборном штабе дают такие рекомендации. Это некий рефлекс из прошлого, — заявил глава ФоРГО. — Что такого происходит в этих двух регионах, мешающее избирателям придти и проголосовать 13 сентября?».
Коллегу в его мнении полностью поддерживает и президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. «Субъектам в ходе нынешних выборов нет необходимости повышать показатели, — подчеркнул эксперт в комментарии „Ридусу“. — Излишни высокие показатели на тех или иных выборах — это следствие завышенных амбиций определенных глав регионов».
По его словам, в условиях, когда поставлены ясные задачи на повышение прозрачности и легитимности выборов, цифры по досрочному голосованию, подобные тем, что показаны на губернаторских выборах в Калужской и Кемеровской областях, не только «бессмысленны», но и «вредны». Абзалов напомнил позитивный пример последних выборов мэра Москвы, когда «было отмечено сокращение показателей по досрочному голосованию».