| 05 августа, 2015 | | | Читать на сайте издания |
Следственный комитет РФ издал «Белую книгу» о преступлениях киевского режима против собственного народа, в основу которой легли многочисленные факты военных злодеяний, совершенных в ходе карательной операции в Донбассе, сообщает ИА ТАСС
Как пояснил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, представленный материал является результатом «объективного анализа ситуации на юго-востоке Украины с позиции соблюдения прав человека и принципа верховенства права». В книге собраны свидетельства участников событий, фотодокументы и отчеты международных организаций, зафиксировавшие доказательства применения запрещенных средств и методов ведения войны.
«Карательные зачистки населенных пунктов, убийства женщин и детей, похищения и убийства журналистов, пытки мирных граждан и пленных потрясают до глубины души каждого нормального человека», — отмечает во вступительном слове председатель СК Александр Бастрыкин.
Ранее он заявлял, что настоящее время в производстве СК РФ находится 54 уголовных дела по подобным фактам. В рамках расследования допрошены более 100 тыс. человек. И 20 тысяч из них признаны потерпевшими. Общий объем доказательств по преступлениям киевского режима составляет более 2,5 тыс. томов. И Следственный комитет готов передать эти материалы в любой международный суд.
Но «уголовно-правовых мер для торжества справедливости недостаточно», признает Бастрыкин: «Люди должны знать правду об этой страшной братоубийственной войне, развязанной националистическим режимом Украины».
В СК надеются, что эта «Белая книга» привлечет «внимание международного сообщества и международных правозащитных структур к вопиющим фактам насилия в отношении гражданского населения», а также «побудит международное сообщество к более активным действиям по мирному урегулированию конфликта».
Но будет ли цель достигнута? Удастся ли донести до мирового сообщества трагедию Донбасса и правду о тех, кто в ней повинен? Кто попытался «украинизировать» русскоговорящий регион при помощи пушек, танков и минометов. А когда это не получилось, решил уморить непокорных голодом, холодом и жаждой.
Украинские СМИ уже отреагировали так, как им и положено — назвали собранные в книге доказательства сфабрикованными. Но если офицер ВСУ, сбивший в прошлом году насмерть девочку в Константиновке, получает от Порошенко орден вместо тюрьмы, то чего от них, в принципе, можно ждать?
— Страдание людей, разрушение инфраструктуры и, вообще, какие-либо беды на Украине, в России или в Белоруссии совершенно не волнуют тех, кто пытается управлять миром с помощью конфликтов и манипулирования политическими элитами, — уверен замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. — Для тех, кто ставит перед собой целью достижение глобальной гегемонии, все эти люди — фактически 90% мирового населения — биологический мусор.
Должен сказать, что и до войны в Донбассе существовала масса конфликтов, масса войн, в которых погибало громадное количество людей. Мы можем вспомнить агрессию против Югославии, отторжение от нее части территории. Бомбежки Белграда. Мы можем вспомнить Ирак, Афганистан, Сирию… и много чего еще. Фактически, все это свидетельствует, что главным для подобного рода сил является достижение своих меркантильных целей.
«СП»: — То есть, адекватной реакции от международного сообщества ждать не стоит?
— Все равно издание этой книги очень полезно и нужно. Потому что для любой информационной борьбы требуются конкретные факты, зафиксированные факты. Как раз они и представлены в «Белой книге» Следственного комитета РФ.
Безусловно, надо сделать перевод этой книги на иностранные языки. И я думаю, в скором времени это будет сделано.
Но вопрос в том, что у России сейчас просто недостаточно ресурсов для того, чтобы продвигать, как идею трибунала по Донбассу (или в будущем, может быть, даже идею трибунала по бывшей Украине), так и информацию о преступлениях, которые совершали ВСУ и «добровольческие батальоны» на территории Донецкой и Луганской народных республик, а также в других городах и весях. Поэтому, безусловно, если мы будем просто соревноваться с глобальной медиакратией — CNN, BBC, то мы проиграем.
«СП»: — А как же «выигрывает тот, на чьей стороне правда»?
— Мы не можем убедить людей… Не потому, что правда не на нашей стороне. А просто потому, что у нас нет технических инструментов для того, чтобы эту правду до каждого донести. Потому что, к сожалению, даже возможности телеканала RT, не сопоставимы с мощью тех шести или восьми крупных мировых холдингов, которые объединяют большинство средств массовой информации западных стран.
Поэтому наша задача — это просто сохранить правду. Сохранить альтернативное мнение. Чтобы человек, который ищет, мог его найти. Чтобы он мог сформировать свое независимое мнение, опираясь на эти, ставшие уже фактически историческими, документы. Именно в этом и есть главное достоинство книги.
Я думаю, что этих книг будут еще издавать достаточно много. Они пополнят библиотеки. Будут предоставляться для историков. Для журналистов. Для всех, кто хочет ознакомиться с настоящей историей конфликта и разобраться в сути происходящего.
«СП»: — Понятно, что все это не вполне вписывается в западную информационную концепцию. Но где наши правозащитники? Из-за синяка от омоновской дубинки они готовы дойти до Страсбурга. Здесь убивают женщин, стариков и детей, и за все это время ни один не поднял голос. Это как?
— Если говорить о международных правозащитных организациях, то надо понимать, что чаще всего эти организации ангажированные. И фактически созданы для определенного политического и информационно-психологического давления. То есть, для манипуляции общественным мнением.
А что касается наших правозащитников, то, действительно, среди них много персонажей, которые искренне и от всей души ненавидят нашу страну и все, что с ней связано. Главной задачей подобной прослойки людей, зачастую грамотных и хорошо образованных, является разрушение нашей страны. Ее культуры, ее истории. С целью трансформации и переформатирования по тем канонам, которые они считают правильными.
Одного известного оппозиционного деятеля недавно спросили, почему он не обращает внимания на нарушение основного права человека — права на жизнь — на Украине, и очень болезненно реагирует на мелкие правонарушения здесь, в России. Он откровенно признался, что защита прав человека на Украине не является задачей оппозиционного движения в России. Задачей является борьба с российской властью.
Главный эксперт Фонда развития гражданского общества, политолог Станислав Апетьян не сомневается, что все собранные в книге факты будут отторгнуты Западом:
— Дело даже не в том, что издана она на русском. На каком бы языке ее не издали, вряд ли она хоть каким-то образом сдвинет официальную позицию тех стран, которые сейчас активно занимаются продвижением темы трибунала по «Боингу». При этом, абсолютно игнорируя все прочие события, которые произошли за последние полтора года в Донбассе. Я не думаю, что эта книга хоть каким-то образом повлияет на ситуацию.
Напомню, что ранее МИД России уже издавал несколько «Белых книг». Надо признать, что никакого эффекта они не произвели. И тут вопрос не столько в технологии,
Наверняка многие смотрели последнее заседание Совбеза ООН, на котором обсуждался вопрос создания трибунала по «Боингу». Совершенно очевидно, что туда все страны пришли уже с определенным, заранее подготовленным мнением. Мнением, зачастую явно сформированным позицией их ключевых, стратегических партнеров — в частности, по НАТО. Или спонсоров, если мы говорим о странах «третьего мира», которые так или иначе финансово зависимы от МВФ и Соединённых Штатов Америки.
Поэтому, к сожалению, сколько подобных материалов ни издавай, сколько о военных преступлениях в Донбассе ни говори, никакого существенного влияния на западные политические круги это не окажет. Как и на общественное мнение, которое формируется в основном под влиянием массмедиа, где политическая ангажированность тоже заметна и очевидна.
«СП»: — Может быть, надо как-то изменить тактику?
— Если задача повлиять на простых людей (т.е. на общественное мнение), то, конечно, нужно было бы использовать несколько другие технологии. В частности, работать в интернете. И как минимум на английском это все делать. А еще лучше — на всех основных европейских языках.
А так книгу мало кто прочитает. Да, ее можно раздать дипломатам, журналистам, даже каким-то представителям НКО. Но дальше этого ограниченного круга она не пойдет.
Я достаточно скептически, оцениваю возможности быстро повлиять на общественное мнение, например, жителей европейских стран. Это довольно сложная работа, которая выстраивается годами. Американцы создавали здесь сеть различных фондов, различных экспертных структур на протяжении двадцати лет. И сейчас эту систему даже сложно реконструировать. Потому что она сложная, большая и достаточно глубоко проникшая в разные аспекты российской общественной деятельности. Это длительная работа. Это невозможно сделать за полгода, невозможно сделать за год.
«СП»: — Не хочется, чтобы все усилия Следственного комитета ушли в песок…
— Почему в песок? Понятно, что до российского общественного мнения это все доносится. На позицию россиян по тем или иным вопросам это оказывает влияние.
Другое дело, что, конечно, с работой вовне все не так хорошо. Некоторые каналы влияния у России появились. Есть определенная аудитория у телеканала RT. Работает вполне успешно проект Sputnik в интернете. Но этого недостаточно.