СМИ об исследованиях

  |  15 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

Кто, если не мистер Путин?

На сегодня Владимир Путин использовал ровно половину своего третьего президентского срока
За последние 15 лет действующий президент России стал и продолжает быть доминирующей политической силой в стране. Согласно прежней редакции Конституции, выборы главы России должны были состояться уже в марте следующего года, однако внесенные в нее изменения продлили срок президентских полномочий с 4 до 6 лет, и выборы пройдут лишь в начале 2018 года. Так или иначе, действующая политическая система и противостоящая ей внесистемная оппозиция представляют достаточно слабую альтернативу президенту страны, а большинство заметных политиков ― скорее лагерь старожилов, чем новая генерация политических личностей.
 
Летом 1999 года имеющий серьезные проблемы со здоровьем и рейтинг на уровне социологической погрешности Борис Ельцин после долгих исканий наконец-то определился с человеком, который сможет заменить его на посту главы государства. Премьер-министром РФ стал мало знакомый российскому обществу Владимир Путин, а в преддверии нового 2000 года президент Ельцин назначил премьер-министра Путина исполняющим обязанности главы России.
 
В тот же период и родилось ставшее крылатым выражение «Who is mister Putin?», прозвучавшее впервые из уст одного из иностранных журналистов.
 
Бежавший в начале 2000-х годов, а ныне покойный бизнесмен Борис Березовский, имевший особое влияние на Бориса Ельцина, не раз приписывал себе авторство проекта президентства Владимира Путина и партии «Единство», которая чуть позже трансформировалась в доминирующую политическую организацию страны ― «Единую Россию».
 
Партия «Единство» была создана за несколько месяцев, под парламентские выборы в конце 1999 года, и смогла получить около четверти мест в парламенте, что стало приятной неожиданностью для Кремля.
 
ДАВНИЕ СОРАТНИКИ
 
Возглавить партию «Единство», которая должна была стать оплотом Владимира Путина в Госдуме, было поручено тогдашнему главе МЧС РФ Сергею Шойгу, ныне занимающему пост министра обороны. Как показывают последние опросы, действующий глава Минобороны и сегодня для граждан России остается вторым после Владимира Путина политическим авторитетом страны, способным набрать на выборах существенное количество голосов.
 
Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за апрель этого года, при оценке качества работы чиновников Сергей Шойгу получил самый высокий балл (4,68) среди всех членов российского кабинета министров. Предновогодний опрос «Левада-центра» также показал, что Шойгу идет на втором месте после президента РФ среди всех политиков страны, которым граждане высказывают доверие (24% опрошенных).
 
«На Шойгу работает его позиция министра обороны вкупе с его коммуникативным талантом. Армия в России зачастую является лидером доверия. Так было даже в 90-е годы, в период развала страны, ― армия являлась институтом, пользующимся наибольшим доверием населения, ― заметил президент Института национальной стратегии Михаил Ремезов. ― Разумеется, играет свою роль и имидж Шойгу, умеющего создать вокруг себя репутацию "человека дела", но это скорее относится к умению и навыкам правильно себя подать, а потому и является заслугой его как талантливого коммуникатора. В первую же очередь отношение к Сергею Шойгу поддерживает высокий статус армии как государственного института».
 
Кроме Сергея Шойгу еще ряд федеральных министров в последние годы завоевал симпатии россиян. Один из них ― министр иностранных дел Сергей Лавров, который на фоне последних событий на Украине и санкционных войн с западными странами смог добиться существенного роста доверия.
 
По апрельским данным ВЦИОМ, Сергей Лавров уступил всего три сотые процента Сергею Шойгу в опросе граждан об оценке работы министров российского правительства. В опросе доверия россиян «Левада-центра» Сергей Лавров также идет прямо за министром обороны, набрав 22% голосов.
 
Рассматриваться в качестве реальной альтернативы Владимиру Путину пока еще может и действующий премьер-министр страны Дмитрий Медведев, занимающий, по опросу «Левада-центра», третье место в кабмине по доверию населения ― 18%. Однако, как уже не раз отмечали эксперты, это далеко не те показатели, что были у Медведева в годы его президентства в 2008–2012 годах, когда за него проголосовало большинство россиян. А его поступок в 2011 году, когда он добровольно передал Владимиру Путину право избираться президентом страны, вызвал у значительной части его сторонников заметный скептицизм по поводу дальнейшей политической карьеры.
 
По-прежнему достаточно популярен у россиян и 51-летний зампред правительства, курирующий оборонно-промышленный комплекс, Дмитрий Рогозин. Он является одним из немногих российских министров, имеющих опыт создания собственной партии — «Родина» — и успешного участия в выборах в Госдуму. Партия «Родина», на годы ушедшая в небытие, в последнее время начала возрождаться ― получила регистрацию в Минюсте РФ и готовится к выборам в следующий созыв Госдумы.
 
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЛИДЕРЫ
 
Нижняя палата федерального парламента ― Госдума ― последние 20 лет остается основной кузницей кадров на выборы президента России. Притом те же 20 лет эта кузница определенно не отличается разнообразием претендентов. Существуют два столпа: лидер КПРФ Геннадий Зюганов и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, которые традиционно, за исключением 2004 года, участвуют в выборах главы государства. Лишь в 1996 году коммунист Зюганов действительно претендовал на избрание ― а по некоторым данным, и выиграл президентскую гонку ― и составлял настоящую конкуренцию Борису Ельцину. Более заметных успехов этому парламентскому дуэту добиться не удалось.
 
По июньским данным 2015 года Фонда общественного мнения (ФОМ), рейтинг Владимира Жириновского составляет около 5%, рейтинг коммунистического вождя Геннадия Зюганова и того меньше ― 3%. Лидер третьей парламентской оппозиционной партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, по оценкам все того же ФОМа, имеет рейтинг у населения России около 0%. Другой лидер эсеров ― Николай Левичев ― на выборах мэра Москвы в 2013 году, по всей видимости, смог достичь электорального потолка СР на сегодняшний день, набрав 2,79%.
 
11 июня 2015 года в нижнюю палату парламента был внесен проект закона о переносе выборов в Госдуму с декабря на сентябрь 2016 года. Последние социологические исследования показывают, что никакие новые партии пока не могут претендовать на вход в парламент и действующим трем, а может, и двум (на фоне электоральных проблем эсеров) фракциям нужно будет в 2018-м или выставлять на выборы на тот момент почти 72-летнего Жириновского и 73-летнего Зюганова, или попытаться сгенерировать внутри своих фракций новые заметные политические фигуры.
 
«Сегодня политическая система построена так, что даже если кандидатом на президентских выборах выступит персона из депутатской среды, то у нее за плечами должен быть уже какой-то более содержательный профессиональный опыт ― губернаторство, министерская работа, ― считает директор Института политики и государственного права Виталий Иванов. ― Что же касается основных парламентских партий, то очевидно, что для их лидеров Зюганова и Жириновского эти парламентские выборы будут последними и замены им из числа партийцев пока нет».
 
Кроме долгоиграющих политиков-мужчин ― лидеров фракций Госдумы в парламенте есть еще две женщины, которые достаточно популярны у граждан и одну из которых на прошлых выборах рассматривали как наиболее оптимальную и компромиссную кандидатуру для выдвижения на пост президента.
 
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко накануне 2014 года согласно опросу «Левада-центра» была признана женщиной года в России. Однако такая популярность оказалось относительной, и все тот же предновогодний опрос «Левада-центра» о доверии политикам показал, что, несмотря на предыдущие результаты опросов, процент доверия населения Валентине Матвиенко составил лишь 5%.
 
Еще одной женщиной-политиком, о которой уже в 2011–2012 годах говорили как о возможном кандидате на пост президента, является экс-эсер Оксана Дмитриева. Тогда, на волне протестных движений, представители и парламента, и несистемной оппозиции рассматривали ее как компромиссный и сильный вариант для противостояния возвращающемуся в президентское кресло Владимиру Путину. На сегодня Дмитриева закончила свою карьеру в рамках партии эсеров, хоть и продолжает быть депутатом. Текущие электоральные исследования не говорят о сколько-нибудь заметной популярности Дмитриевой у граждан.
 
НЕСИСТЕМНЫЕ ИГРОКИ
 
Более всех недовольными действующей властью и желающими не допустить четвертого президентского срока Владимира Путина являются представители либеральных внепарламентских партий. Среди организаций, которые представляют правый несистемный фланг,  еще два года назад безусловно выделялась партия РПР-ПАРНАС, которая была готова сконцентрировать основные либеральные голоса россиян.
 
Однако последние события ― убийство сопредседателя РПР-ПАРНАС Бориса Немцова, уход в 2014 году из партии одного из ее лидеров и основателей Владимира Рыжкова и дискредитирующие выступления еще одного сопредседателя партии и экс-премьера страны Михаила Касьянова в Конгрессе США — заставили многих политологов назвать весь этот партийный проект провальным.
 
Сам Михаил Касьянов ни в одном из опросов россиян за последние пару лет не смог достичь популярности даже 5%.
 
Самым успешным с точки зрения выборов и популярным в либеральной среде политиком все последние годы остается дважды осужденный глава «Фонда по борьбе с коррупцией» Алексей Навальный, занявший осенью 2013 года второе место на выборах столичного градоначальника с показателем 27,24%.
 
Еще одним внесистемным тяжеловесом остается Геннадий Гудков, в 2011 году активно поддержавший протестные митинги и, как отмечают многие эксперты, принесший благодаря этому партии эсеров неожиданно высокий процент голосов на парламентских выборах. Сейчас Гудков-старший прекратил участие в проекте эсеров, после скандала со своим бизнесом покинул Госдуму и вошел в политический проект «Альянс зеленых и социал-демократов».
 
Ранее ряд политологов утверждал, что для либерального лагеря выдвижение Гудкова-старшего может стать даже более выгодным с точки зрения получения голосов, чем Алексея Навального, заставившего поволноваться осенью 2013 года Сергея Собянина. Аргументами в пользу Геннадия Гудкова были отсутствие судимостей и скандалов вокруг них, как у Навального, и опыт работы в законодательной власти.
 
Сегодня некоторые эксперты отмечают, что по факту ни у Гудкова-старшего, ни у Навального нет шансов на избрание, а набрать больше них голосов могут и другие представители либеральных идей.
 
«Скорее всего, оппозиции не удастся определить единого кандидата. О своем желании участвовать в выборах уже заявил многолетний лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский, который оттянет часть голосов правых избирателей. Появятся и другие кандидаты, которые также поделят голоса, ― сказал профессор ВШЭ Олег Матвейчев. ― Самым перспективным кандидатом, с моей точки зрения, может стать Михаил Касьянов. Но и ему не удастся набрать существенное количество голосов».
 
Кроме вышеуказанных несистемных игроков есть еще две фигуры либерального толка, интересные с точки зрения возможного выдвижения в кандидаты на пост президента.
 
Осенью 2014 года в Париже отсидевший более чем 10-летний срок бизнесмен Михаил Ходорковский заявил, что готов стать президентом России. Несмотря на данное сразу после освобождения обещание не участвовать в политике, весь 2014 год Ходорковский именно ею и занимался, посетив в Киеве Евромайдан и делая громкие заявления о российской власти. Однако, несмотря на то что он остается иконой для либеральной общественности, в социологических опросах россияне не говорят о Ходорковском как о человеке, которого они хотели бы видеть в Кремле.
 
Кроме Ходорковского также можно выделить губернатора Кировской области Никиту Белых, который, занимая высокий пост в исполнительной власти, не изменяет своим либеральным взглядам. При этом единственный российский губернатор-либерал, по последним данным рейтинга эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) от 9 июня 2015 года, занял 72–73-е места, разделив их с главой Алтайского края Александром Карлиным. Такие показатели свидетельствуют о том, что пока Никите Белых не приходится думать о возможном президентстве РФ, а нужно скорее задумываться о своем будущем в Кировской области.
 
СИЛЬНЫЕ ГУБЕРНАТОРЫ
 
На фоне демонстрирующего слабые позиции Никиты Белых в субъектах России за последние годы сложился целый пласт сильных хозяйственников, которые на региональном уровне продемонстрировали свое умение управлять регионами.
 
По данным рейтинга эффективности губернаторов ФоРГО, последние годы выделяются два губернатора ― глава Калужской области Анатолий Артамонов и глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. Эти два чиновника традиционно сражаются за первую строчку рейтинга ФоРГО. Кроме этого, есть и другие губернаторы, демонстрирующие хорошие результаты, например Олег Кожемяко, который входил в лидирующую группу глав субъектов федерации, еще возглавляя Амурскую область. Причем, недавно перейдя на должность главы Сахалинской области, он тоже занимает лидирующие строчки. Среди мэров можно выделить московского градоначальника Сергея Собянина, также входящего в лидирующую группу глав субъектов федерации.
 
«Сегодня, несмотря на высокие рейтинги некоторых глав регионов, наиболее вероятной кандидатурой я бы назвал Сергея Собянина. Он долгое время возглавлял администрацию президента. Его перевод из Тюменской области в центр, на руководство главным регионом страны, стал серьезным жестом доверия президента, ― сказал заведующий международным отделом Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Константин Андрианов. ― Что же касается прочих, то, на мой взгляд, маловероятен приход кого-либо из них на пост президента, тем более президента, который, как я полагаю, не планирует пока оставлять руководство страной и пойдет на четвертый срок».
 
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЛИДЕРЫ
 
По данным последнего рейтинга Института социально-политических и экономических исследований (ИСЭПИ), самым перспективным политиком России назван сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов. Второе место за ним занял федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, недавно добившийся широкой амнистии для осужденных предпринимателей. Однако ни первый, ни второй пока не имеют опыта участия в выборах. Впрочем, и граждане России знают о них довольно поверхностно, если не сказать, что значительная часть россиян не знает ни первого, ни второго, а потому перспективность обоих в области политики пока остается только на бумаге.
 
Сами выборы президента страны должны пройти весной 2018 года и на фоне санкционных войн с западными странами и экономических проблем могут принести ряд сюрпризов. При этом данные ВЦИОМ от 7 июня приводят индекс одобрения работы президента страны в 81%,  а данные ФОМ за 31 мая показывают, что 75% россиян готовы проголосовать за Путина на выборах президента. Такой реакционный рост показателей Владимира Путина произошел в последний год с небольшим, после присоединения Крыма и на фоне заметного патриотического подъема в обществе. Но общественное настроение и отношение, как показывает действительность, могут легко поменяться за очень короткий промежуток времени, и к выборам 2018 года вполне может появиться новый, не известный иностранным журналистам мистер.
 
Матвей Елагин