Как формируется рейтинг?
Что касается самого рейтинга ФоРГО, то при его составлении используются данные Фонда «Общественное мнение», Росстата, Национальной службы мониторинга, показатели социального самочувствия регионов, а также оценки федеральных и региональных экспертов. В число факторов, учитываемых при подведении итогов рейтинга, входит качество реализуемой социальной политики, включая переселение из аварийного жилья, ситуацию с безработицей и своевременной выплатой зарплаты, а также эффективность действий руководства регионов в чрезвычайных ситуациях (лесные пожары, наводнения). Помимо вышеперечисленных факторов на позиции глав регионов влияют эпизоды, касающиеся злоупотребления служебным положением, и резонансные факты, связанные с неэтичным поведением отдельных руководителей в отношении исторических событий и их символов, имеющих высокую общественную значимость.
Данный рейтинг является так называемым интегральным исследованием на основе пяти тематических модулей.
Первый модуль играет определяющую роль в формировании конечного результата, так как дает максимум 75 баллов из 100 возможных. Он основан на результатах исследования Фонда «Общественное мнение» «Георейтинг», в рамках которого опрашивается 56 900 респондентов, и экспертной оценке. В качестве социологических критериев первого модуля используются результаты ответов на вопросы об общем положении дел и ситуации в регионе, о необходимости избрания нового главы и результатах его работы на своем посту. Экспертная оценка формируется на основе опроса экспертов, которых просят оценить по пятибалльной шкале политическую ситуацию, социально-экономическое положение и уровень отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти конкретного субъекта РФ.
Второй модуль основан на данных о соотношении денежных доходов и расходов населения в конкретном регионе. Эти данные берутся из доклада «Социально-экономическое положение России» Федеральной службы государственной статистики.
Третий модуль основан на анализе показателей социального самочувствия регионов России, то есть настроения жителей.
Четвертый модуль характеризует оценку экономической ситуации в субъектах РФ. Он основан частично на результатах исследования Фонда «Общественное мнение» «Георейтинг» с использованием ответов на вопросы, касающиеся состояния экономики региона и тенденций ее развития.
Пятый модуль оценивает широкий спектр качественных и количественных показателей сообщений в СМИ о деятельности главы конкретного региона.
Почему Абдулатипов в первой группе?
Таким образом, получается, что в мае текущего года глава Дагестана на основе вышеперечисленных модулей смог набрать 81 балл из 100. Учитывая известную сложность региона, результат, безусловно, вселяющий оптимизм в дагестанцев и заслуживающий уважения у глав остальных субъектов Российской Федерации. Так что же конкретно повлияло на такие оценки Абдулатипова?
Первая половина мая была посвящена мероприятиям, связанным с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, в подготовке и проведении которых активно участвовал и руководитель Дагестана. Так, помимо участия на параде Победы на центральной площади Махачкалы, Абдулатипов посетил Героя РФ – участника Великой Отечественной войны Магомеда Гамзатова.
Затем тема победных торжеств плавно трансформировалась в хлопоты, связанные с Едиными госэкзаменами, уровень проведения которых уже не первый год является проверкой для руководителей российских регионов. И пока каких-то вопиющих нарушений при проведении ЕГЭ в Дагестане не выявлено. Более того, власти республики заявили, что проблема нашумевшего ЕГЭ-туризма в Дагестане также решена, и теперь все приехавшие в республику на время выпускных испытаний дети сдают экзамен в отдельном пункте в ДГТУ, а не в сельских школах, где уровень контроля на низком уровне.
Кроме того, в мае был избран глава администрации Дербента – города, который в год своего 2000-летия довольно долго находился без руководителя. Им стал Азади Рагимов, на которого глава Дагестана, очевидно, возлагает большие надежды.
Помимо этого, СМИ сообщали, что в преддверии стартующего в Каспийске чемпионата России по вольной борьбе глава Дагестана посетил ряд спортивных объектов. А на развитие самого города – спутника дагестанской столицы – будет выделено более миллиарда рублей из фонда развития моногородов. На эти деньги планируется строительство дороги, газопровода, системы водоснабжения и водоотведения.
Вряд ли радует дагестанцев и гостей нашей республики современный вид побережья Каспийского моря. По этому поводу высказался заместитель Председателя Правительства РД Магомед Исаев, который назвал неудовлетворительное состояние пляжей неуважением ко всем жителям республики.
Так выглядел общий новостной фон мая, на который, безусловно, повлияло празднование юбилея Победы, всегда вызывающее рост патриотических настроений у населения. Но нельзя сводить место Абдулатипова в рейтинге ФоРГО лишь к этому фактору. В первой двадцатке глава Дагестана находится уже не первый месяц, а по результатам прошлого года он даже был признан одним из самых стабильных среди всех руководителей российских регионов.
И дело тут, скорее всего, в экономических показателях Дагестана. Именно стабильными успехами в социально-экономическом развитии республики запомнился Абдулатипов экспертам в прошедшем году. А темпы экономического развития Дагестана за первые пять месяцев текущего года не снизились. В особенности это касается агропромышленного сектора, на который Абдулатипов возлагает большие надежды в свете решения общероссийских проблем импортозамещения и поддержания продовольственной безопасности. Экономика сама по себе представляется важным аспектом в текущем году. Нынешние экономические сложности еще могут привести к снижению уровня жизни в республике, и от ее главы во многом будет зависеть оперативность принятия решений. Абдулатипову еще придется доказывать свою эффективность, активно занимаясь регулированием, в том числе в сфере продовольственной безопасности, обеспечения занятости.
Медийная составляющая рейтинга
В целом рейтинг ФоРГО показывает, что важнейшим фактором является не только деятельность губернаторов, но и информационное освещение того, что они делают. Если деятельность глав субъектов неправильно объясняется, то это, как правило, приводит к издержкам в имидже. И в этом свете тот самый пятый тематический модуль, формирующий конечный результат рейтинга, оценивающий показатели сообщений в СМИ о деятельности главы региона, играет немаловажную роль. Да, он дает максимум пять баллов в итоговый результат, но от освещения в СМИ работы руководства региона напрямую зависят и итоги базового первого модуля, способного принести в «копилку», как уже отмечалось, 75 баллов.
Итак, данные для пятого модуля берутся из Индекса медиаэффективности глав регионов Национальной службы мониторинга, который строится на основе анализа более 300 000 информационных сообщений в свыше чем 500 федеральных и 8 000 региональных СМИ. При расчете индекса учитываются такие параметры, как роль главы региона в сообщении (главная или второстепенная), позитивный или негативный контекст сообщения по отношению к главе, присутствие руководителя региона в заголовке сообщения или на фото.
В этом отношении значительную роль может сыграть законопроект, разработанный представителями трех думских фракций («Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ) и уже поддержанный сопредседателем Общероссийского народного фронта, депутатом от «Единой России» Ольгой Тимофеевой, который запрещает губернаторам тратить бюджетные средства на информирование граждан о своей деятельности. Предполагается, что нарушители закона, который, по мнению экспертов, имеет большие шансы быть принятым, могут быть наказаны даже тюремным заключением. Такая инициатива родилась, после того как стали известны подробности нашумевшего дела против губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, потратившего на госзаказ по статье «Улучшение имиджа губернатора» в течение трех лет 680 млн бюджетных рублей. Не секрет, что сегодня почти каждый глава региона заключает со СМИ контракты на освещение его деятельности, которое потом, по сути, превращается в банальное прославление первого лица.
Законопроект не запрещает финансирование региональных СМИ, а лишь запрещает это прославление глав регионов. Очевидно, что бесконтрольное восхваление глав стоит контролировать, но в то же время нельзя ограничивать работу по освещению деятельности органов власти, информированию населения о происходящих процессах.
Нужен ли рейтинг?
Отношение к рейтингу ФоРГО со стороны руководителей российских субъектов разное. Понятно, что главы, занимающие низшие строчки рейтинга, всячески пытаются откреститься от него. Так, например, губернатор Карелии Александр Худилайнени вовсе усомнился в достоверности исследования и заявил: «Понимание и поддержка населения Карелии у нас есть, а если хочется публиковать какие-либо рейтинги, то пусть публикуют. Начальству виднее, что важней для населения: рейтинги или отношение жителей и реальная работа». Пожалуй, никто не станет спорить с этими доводами. Ведь реальная работа, реальные результаты важнее любого рейтинга.
Что же касается самого рейтинга, то особенностью майского выпуска стало то, что в нем уже не было четвертой группы с рейтингом ниже среднего, так называемой группы смерти. Это объясняется объективным ростом ключевых показателей рейтинга у губернаторов, которые в предыдущем списке попали в «группу смерти». Так, из нее вышли пермский губернатор Виктор Басаргин, тверской руководитель Андрей Шевелев и глава Ярославской области Сергей Ястребов. И хотя они по-прежнему находятся на последних строчках, но только теперь в группе со средним рейтингом эффективности.
Еще одной причиной исчезновения группы отстающих стали регулярные отставки губернаторов с низким рейтингом. Всего за время существования рейтинга были уволены около десятка глав регионов, которых ФоРГО ставил на нижние позиции. Например, в февральском рейтинге в последнюю группу входили на тот момент глава Еврейской автономной области Александр Винников и руководитель Северной Осетии Таймураз Мамсуров, которые впоследствии лишились своих постов. Кроме того, в разное время в группу входили уволенные губернаторы Брянской и Челябинской областей Николай Денин и Сергей Юрченко, а также арестованный по обвинению в коррупции губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.
Такая, на первый взгляд, логичная тенденция на самом деле может привести к негативным последствиям. Речь идет о том, что каждый региональный глава будет заниматься тем, что будет делать все для того, чтобы не оказаться в конце рейтинга. И хорошо, если это выльется в повышение работоспособности, сближение с народом, решение назревших проблем, борьбу с коррупцией. Но шансов на это мало. Скорее получится так, как с некоторыми студентами в вузах, которые, для того чтобы получить зачет по итогам семестра, не утруждают себя попытками вникнуть в учебный материал, а элементарно делают и говорят то, чего он них хочет преподаватель. Они, как правило, посещают все занятия и ведут себя на них «правильно». В итоге получают зачет, что называется, «автоматом», но не получают знаний. Примерно таким же образом могут себя повести и некоторые главы регионов, играя на публику, но не привнося ничего в развитие региона. В данном контексте важно то, что в случае со студентом никто не является виноватым. Студент выполнил все требования преподавателя и, соответственно, получил зачет. Он никого не подкупал, никому не угрожал, а выполнив все достаточные для получения зачета требования, его получил. Не виноват и преподаватель, который, увидев, что студент посещал все его занятия и «правильно» отвечал на нужные вопросы, поставил этот самый зачет. Все формально верно и законно, но студент не получил главного – знаний.
Поэтому главе Дагестана, как и всем главам субъектов Российской Федерации, безусловно, необходимо прислушиваться к рейтингам, чтобы понимать, какие реально объективные проблемы существуют. Но в то же время не следует забывать, что руководителей регионов их жители оценивают не только по их ярким цитатам, но и по конкретным делам. И хочется надеяться, что именно это останется решающим фактором в оценке их деятельности. А народ получит решение наболевших проблем, как студент, наконец, получит знания.
Камиль Джабраилов