СМИ об исследованиях

  |  19 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

http://красноярскаягазета.рф: Муниципальные комбинации

КРАСНОЯРСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛАСС БЛИЗОК К РАСКОЛУ
События на июньской сессии горсовета Красноярска вызвали неожиданно большой общественный резонанс в региональных масс-медиа. Неожиданно потому, что к зрелищному шоу в муниципальном парламенте вроде бы пора уже привыкнуть.
ВЗРЫВ ЭМОЦИЙ, возможно, связан с тем, что 9 июня в зале заседаний горсовета сошлись несколько линий с изрядным конфликтным потенциалом. Понятно, что тема прямых выборов мэра Красноярска, ставшая центральной на этой сессии, равнодушной никого оставить не могла. Но опять же - что мы тут нового услышали и увидели? То, что депутаты не стали форсировать развитие событий в этом сюжете, на самом деле сенсацией не является. Еще до сессии многие депутаты не скрывали, что планируют перенести на осень и спорный вопрос изменений в муниципальный Устав, и законодательную инициативу о сохранении в Красноярске нынешней модели формирования исполнительной власти.
Единственным реальным откровением, которое мы услышали на сессии, стал призыв Александра Коропачинского и примкнувшего к нему Владимира Егорова рассмотреть вопрос об отставке председателя муниципального парламента Валерия Ревкуца. Опять же нова эта тема лишь для публичного пространства. О том, что некоторые депутаты недовольны работой председателя, в коридорах красноярской власти шепчутся уже давно. То, что эти разговоры вышли на поверхность в июне, вряд ли можно назвать случайностью. Не исключено, что вопрос об отставке Ревкуца напрямую связан с подковерной борьбой вокруг будущего всей красноярской власти. Председательское кресло может стать одним из стратегических пунктов «расторговки» группы депутатов с краевой властью по вопросу внесения поправок в Устав. Как известно, для того, чтобы поправка об избрании главы Красноярска стала нормой муниципальной конституции, необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее двух третей депутатского корпуса. При нынешнем раскладе в горсовете заручиться поддержкой как минимум 24 сторонников непопулярного решения выглядит, мягко говоря, пока не слишком реально.
С другой стороны, есть четкая норма, которая предписывает органам местного самоуправления приведение городских правовых актов в соответствие с региональным законодательством до 17 июня. Прокуратура края по этому поводу в марте даже специальное напоминание для всех муниципалитетов на своем сайте разместила. И подавляющее большинство территорий края эти требования четко выполнило. Почему же забунтовал Красноярский горсовет?
Причин несколько. Во-первых, выборы мэра в Красноярске должны состояться в 2017 году. Понятно, что могут случиться форс-мажорные ситуации вроде досрочного ухода со своего поста Эдхама Акбулатова, после чего может возникнуть правовая лакуна, но пока такой радикальный сценарий депутатами всерьез не рассматривается. Хотя Аркадий Волков на сессии о такой возможности сказал, но его пуля цели не достигла. Может быть, и зря.
Во-вторых, угроза роспуска горсовета хотя теоретически и существует, но пока выглядит не слишком опасной, несмотря на предупреждение того же Волкова. Как пояснил автору этих строк председатель постоянной комиссии горсовета по местному самоуправлению, квалифицированный юрист Виталий Дроздов, чтобы распустить муниципальный парламент, потребуется минимум 8-9 месяцев и множество довольно сложных процедур. Это означает, что времени для внесения «мэрской» поправки в Устав пока предостаточно и до радикального развития событий дело дойти не должно.
В-третьих, нужно учитывать политико-психологический контекст. Очевидно, что если бы горсовет Красноярска сейчас принял изменения в Устав, то это могло бы быть использовано властью в качестве одного из козырей «Единой России» в крупномасштабной избирательной кампании в других муниципалитетах края. Дескать, смотрите, любители оппозиции, даже непокорный горсовет Красноярска согласился с отменой прямых выборов!
Больше вопросов вызывает неторопливость депутатов в вопросе внесения в краевой парламент законодательной инициативы о сохранении в столице региона прямых выборов мэра. Казалось бы, уже и текст инициативы утвердили, и соответствующее обоснование написали, однако в повестку июньской сессии эта важнейшая политическая тема так и не попала. Возможно, этот козырь муниципальные депутаты придерживают преднамеренно, чтобы осенью разыграть свою комбинацию в сложной игре с краевой властью и красноярским градоначальником. Еще один нюанс - после принятия горсоветом (пусть и формально обязательной) поправки в Устав, отменяющей выборы, трудно было бы объяснить и горожанам, и депутатам ЗС, почему вдруг появилась законодательная инициатива о сохранении выборов мэра в Красноярске. Примерно такая логика присутствовала на прошлой неделе у противников инициативы депутата краевого парламента Владимира Седова, который внес поправку о возвращении ачинцам права самим выбирать главу города. Ее заблокировали представители партии власти, ссылаясь в том числе и на то, что горсовет Ачинска не стал настаивать на прямых выборах.
Можно предположить, что поведение горсовета Красноярска изрядно нервирует региональных начальников. Конечно же, им хотелось бы оперативно закрыть тему «мэрской» поправки в Устав. Ведь наверняка по этому поводу возникают неприятные вопросы к серому дому и у кремлевских кураторов, которые могут недоумевать, почему Виктор Толоконский, всего за год блистательно приведший к единому знаменателю краевую элиту, не может до сих пор убедить в своей правоте депутатов главного муниципалитета региона. Примечательно, что в опубликованном на этой неделе губернаторском рейтинге близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества Толоконский потерял два балла по сравнению с предыдущей версией. «В Красноярском крае эксперты фиксируют наличие конфликтной ситуации «районно-городских» элит и краевой власти. Широкую огласку получил скандал с проведением публичных слушаний по отмене прямых выборов главы Красноярска. 
Иными словами, несколько прямолинейные попытки Толоконского усилить влияние краевого центра над муниципалитетами встречают определенное сопротивление муниципальных элит и общественности», - говорится в комментарии к рейтингу ФРГО его составителей. 
В этих комбинациях есть и «фактор Акбулатова». Судя по последним публичным действиям красноярского градоначальника, в мэрии серьезно обеспокоены неутихающими слухами о возможной отставке главы. По этому поводу Эдхам Шукриевич, ранее подобные слухи принципиально не комментирующий, был вынужден недавно в эфире телекомпании «ТВ Центр Красноярск» сделать недвусмысленное заявление.
«Я не веду никаких переговоров о смене места работы. Я хочу здесь работать. Я хочу выйти здесь на пенсию, чтобы нести ответственность за те решения, которые я принимаю сейчас. Я не собираюсь никуда уезжать. У меня очень много планов, которые еще не реализованы. Я их обязательно должен реализовать», - подчеркнул красноярский мэр. Конечно, «хромой уткой» никому быть не хочется. Однако желание самого Акбулатова работать на посту мэра Красноярска не означает, что оно соответствует планам других крупных политических игроков. Многие наблюдатели обратили внимание на очередной выпад спикера краевого парламента Александра Усса в сторону городской власти, прозвучавший на прошлой неделе. На этот раз поводом стало развитие ситуации с проектом новой схемы теплоснабжения Красноярска. В мае этот проект был подписан Акбулатовым и отправлен на утверждение в Москву. Председатель ЗС, не называя фамилий, жестко прокомментировал это поспешное, по его мнению, решение.
«Никто никого не пытал, не арестовывал, никакой обязанности подписать документ, с которым ты не согласен, не было - и ведь его берут и подписывают. А вслед шлют какие-то бумажки с просьбой что-то учесть. У нас ведь не происходит ни солнечного затмения, ни потопа», - эмоционально высказался Александр Викторович. Можно по-разному относиться к этим словам, но отметим, что за последние полгода таких неоднозначных решений городской власти, дающих поводов для жесткой критики, накопилось немало. Можно с сожалением констатировать, что сегодня Красноярск далек от политической стабильности. Эта турбулентность может быть весьма заразной и для других территорий региона. Правда, уход Акбулатова эту нестабильность только усилит. Поэтому тем, кто хотел бы скорой смены власти в краевом центре, придется еще потерпеть.
 
Красноярск, ИА «1-LINE», 10 июня 2015 г.