Дефолт Новгородской области – это еще не самое страшное
Губернатор Новгородской области Сергей Митин – крепкий середнячок. Таким же середнячком выглядела до последнего времени Новгородская область под его руководством – ни громких достижений, ни оглушительных провалов.
В рейтингах Фонда развития гражданского общества регион традиционно находится в районе сорокового места. Ни вверх, ни вниз.
Худо-бедно развивается туризм, открылся новый свинокомплекс, IKEA строит завод по производству.
При этом неоднократно обещанный аэропорт Кречевицы так и не открылся, и единственным способом добраться в город из Москвы без пересадок является ночной поезд, который большую часть года приходит в столицу еще до открытия метро.
Около шести лет назад я жил в Великом Новгороде и присутствовал на встрече Митина с руководством Октябрьской железной дороги. Задал вопрос о том, нельзя ли перенести прибытие новгородского поезда на более удобное время.
Получил от железнодорожников ответ, что нет, нельзя – временной слот определяется размером города, а Новгород – не такой уж крупный населенный пункт. Хотя если руководство области обратится к ним – то можно подумать над изменениями в графике.
Потом слово взял губернатор – и сказал, что, по его мнению, время прибытия крайне удобно: можно на машине без пробок доехать до дома. Как ранее говорила впоследствии обезглавленная королева Мария-Антуанетта: «У них нет хлеба? Так пусть едят пирожные!»
Также в новгородском поезде уже много лет существует вагон «люкс», который в народе называют «губернаторский». Стоимость проезда в нем в отдельные периоды доходила до 18 тысяч рублей. Сложно представить даже суперуспешного бизнесмена, который отдаст стоимость перелета в Нью-Йорк за ночь в поезде. А казенные деньги – кто ж их считает…
***
Тем не менее считать все-таки стоило. За последние пять лет размер долга Новгородской области вырос вдвое и составляет сейчас 14,5 млрд рублей, или 83% от собственных доходов. Около 60% – долги коммерческим банкам. На обслуживание долга в прошлом году ушло 800 млн рублей.
На прошлой неделе многие федеральные СМИ написали о том, что Новгородская область в феврале допустила технический дефолт по кредиту банку ВТБ. Отметим, что петербуржское издание писало об этом достаточно подробно еще в марте, но тогда на публикацию не обратили внимания.
Сейчас, после публикации в РБК со ссылкой на Standart & Poors, ситуация освещалась куда более широко. Между тем никакой новой информации за прошедшие месяцы не появилось – ВТБ отказался перекредитовывать регион, при этом денег на погашение текущего кредита у области не было. С технической точки зрения это называется дефолт.
И новгородские власти тогда теми же словами опровергали информацию о дефолте: «Была ситуация в феврале, когда на объявленный нами аукцион по привлечению коммерческих кредитов банки не вышли. Правительство области провело встречи с крупными банками, в Минфине РФ.
В настоящее время объявлен новый аукцион, в марте мы привлекаем коммерческий кредит в 2 млрд рублей. В апреле – еще 2,2 млрд рублей. Средства пойдут на погашение ранее взятых кредитов», – заявила тогда руководитель департамента финансов Новгородской области Елена Солдатова. Ровно то же самое, что сейчас.
***
Впрочем, более пристальное внимание к финансовым проблемам Новгородчины, вполне возможно, вызвано до сих пор не завершившимся политическим скандалом в регионе. Противостояние губернатора с градоначальником областной столицы – настолько банальное и привычное для российских регионов явление, что писать об этом как-то даже неловко. Но то, как топорно Митин «убирал» новгородского главу Юрия Бобрышева, – отдельная история.
Не знаю, кто отвечает у новгородского губернатора за пиар, но противостояние Митина с Бобрышевым по негативному эффекту затмило и его достопамятное заявление по поводу неприезда первых лиц государства на празднование 1150-летия российской государственности, и реакцию на падение балконов в свежепостроенном доме для ветеранов, и то, как были проведены выборы в 2012 году.
Еще была трагедия в Оксочах, где погибли 37 пациентов психдиспансера, и уголовное дело против первого вице-губернатора Арнольда Шалмуева, обвиненного в хищении десятков миллионов рублей из бюджета.
В последних двух случаях пиарщики сумели убедить Митина не делать непродуманных заявлений, а по поводу отсутствия Путина и Медведева в Новгороде Митин, напомним, сказал: «Это хорошо, что не было первых лиц, випов. Тогда бы нам пришлось вводить массу ограничений, перекрывать тут все. А мы же знаем, как новгородцы относятся к «мигалкам».
Про рухнувшие под весом снега балконы он заявил: «Заделать там все аккуратно – и можно без балконов этот дом эксплуатировать».
А про выборы был опубликован феерический текст в американском The Time:
«Бороненко оказалась женщиной средних лет, бывшей сотрудницей телевидения. Представилась она «политтехнологом-фрилансером». Ее ярко-оранжевые короткие волосы гармонировали с длинными накладными ногтями. Когда я появился, перед ней стоял высокий бокал с виски. «Вы весь день общались с чиновниками, – сказала она. – Теперь вам пора познакомиться с подбрюшьем».
Первым делом она официально заявила следующее: да, она организовывала кампанию кандидата от «Патриотов России», но нанял ее на эту работу аппарат губернатора. Когда я спросил ее, что это означает с точки зрения независимости ее кандидата, она скептически посмотрела на меня и сказала: «Это Россия. Забудьте о независимости. Никакой независимости здесь нет».
Кандидат был наряжен в синий переливающийся костюм. Я обнаружил его в компании двух «политтехнологов». Говорили со мной в основном они. Один из них – Константин Симонов, одетый в тренировочный костюм, сидел в углу рядом с импровизированным баром с водкой, виски, пакетами с соком и бумажными стаканчиками.
Я достал копию губернаторской стратегии и спросил, как они относятся к тому, что их называют «управляемыми». В этом момент Симонов встал, опершись на костыли – у него была сломана нога, – и закричал: «Все управляемо! Вы тоже управляемы! В каком-то смысле все мы управляемы!»
Конечно, хуже провести выборы можно – чему пример Балашиха, где наблюдателя оставили без селезенки. Но, как говорится, лучше уж Балтийск, чем Балашиха.
Новгородские выборы обошлись без кровопролития, но были совершенно бессмысленными и вызывающе неконкурентными. «Победив» виртуальных соперников, Митин абсолютно утратил те немногие остатки легитимности, которые были у него после назначения на губернаторский пост в 2007 году.
Война против Бобрышева велась и на пропагандистском фронте, и финансовыми методами – у областной столицы отбирали финансы, и в результате пакет социальных льгот в городе минимален.
Но, как в советском анекдоте про подорожавшую водку – «Папа, ты теперь будешь меньше пить?» – «Нет, сынок, это ты будешь меньше есть» – хуже становилось горожанам, а не мэру. Возбужденное против Бобрышева Следственным комитетом уголовное дело было немедленно отменено прокуратурой. То есть к войне подключились и федеральные ведомства.
В результате мэра 29 мая отправила в отставку городская дума. Умнее всех в день голосования поступил депутат от «Яблока», музыкант и пивоторговец Константин Хиврич: он уехал с гастролями в Казань. Сам новгородский мэр в тот день также отсутствовал в городе: он находился в Германии. 11 июня Бобрышев подал в Новгородский районный суд заявление с просьбой отменить решение гордумы – так что точку в этом деле ставить еще рано.
То есть даже рутинное дело по решению проблем с руководством областного центра новгородский губернатор выполнить не смог.
***
Многие губернаторы отправлялись в отставку за меньшее, чем Митин. Почему он до сих пор занимает свой пост – сказать сложно. В 2007 году его назначение было безусловным позитивом – Новгородская область представляла собой бандитскую вольницу, где неугодных коммерсантов сжигали заживо.
Перед Митиным тогда стояла задача разобраться с «хозяевами города»: почетным гражданином Тельманом Мхитаряном (приговорен к 11 годам) и Николаем Кравченко (скончался при загадочных обстоятельствах в СИЗО Киева в дни переворота). «Авторитетов» Митин из области убрал, и это его однозначная заслуга. Вот только другого позитива что-то не вспоминается, сплошь скандалы.
«Варяг» вполне может оказаться успешным губернатором – это подтверждают и москвич Шанцев в Нижнем Новгороде, и югорчанин Собянин в Москве. А может и не оказаться – как нижегородец Митин в Великом Новгороде. Вопрос в том, что еще должно случиться на родине российской демократии для того, чтобы это стало очевидно всем?
Антон Крылов