СМИ об исследованиях

  |  16 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

Евгений Куйвашев: либо ты работаешь на благо региона, либо нет

Губернатор Свердловский области Евгений Куйвашев рассказал в интервью ТАСС об экономическом развитии региона на фоне санкций, идее "Инженерной школы", визите в Екатеринбург посла США Джона Теффта и об уникальном уральском характере.
 
─ Ваши коллеги, Евгений Владимирович, выстроились в очередь к президенту Путину, добровольно слагают полномочия, чтобы, заручившись поддержкой главы государства, стать и. о. на четыре месяца, а осенью пойти на губернаторские выборы. Их примеру последовать не хотите?
─ У каждого свои мотивы, не берусь рассуждать за других. У меня сегодня есть задачи поактуальнее. Надо реализовывать принятые программы, перегруппировывать силы, двигаться дальше. В области живет четыре с половиной миллиона человек, и люди ждут от власти конкретных результатов. Могу сказать, что за три года сделано немало, регион динамично развивается. Те, кто не приезжал в Екатеринбург хотя бы пару лет, замечают перемены к лучшему ─ в социальной сфере, жилищном строительстве, возрождении промышленности Урала.
─ Тем не менее, Фонд развития гражданского общества снизил вашу позицию на пять ступенек в недавнем рейтинге эффективности губернаторов. В том числе, из-за претензий Общероссийского народного фронта по поводу средств Корпорации развития Среднего Урала, которые, по мнению ОНФ, расходуются не так, как надо.
─ Видимо, кто-то в чем-то не разобрался, но слух пополз. Речь о выставочном центре "Екатеринбург-Экспо". Все с точностью до наоборот: это я, став полпредом президента в Уральском федеральном округе, попросил разобраться, куда идут деньги, выделяемые на "Экспо". Счетная палата проверила, возбуждено уголовное дело, ведется следствие. Я давно работаю в публичной сфере и знаю, как порой поднимают шум на ровном месте. Если есть претензии, надо обсуждать их, а не навешивать ярлыки. На мой взгляд, сейчас ─ именно сейчас! ─ следует заниматься экономикой, остальное может подождать. Для нашего промышленного региона это очень актуально. Если упустить момент, проблемы в будущем гарантированы.
─ Тут ведь важна консолидация элит, в обстановке раздрая много не навоюешь.
─ С промышленниками общий язык мы находим, хорошо понимаем друг друга, совместно выстраиваем стратегию. Сейчас стараемся получить максимум от складывающейся конъюнктуры. В структуре ВРП Свердловской области 50% производимой продукции ─ металлургия, машиностроение, более 20% приходятся на оборонку и строительство, далее ─ сфера услуг, средний и малый бизнес.
В металлургии и машиностроении, которые во многом ориентированы на экспорт, у нас возможность выиграть за счет ослабления рубля и привлечения заказчиков внутри страны. Если раньше они приобретали продукцию за рубежом, то из-за санкций и роста стоимости иностранной продукции мы становимся для них ключевым партнером. В качестве примера: в конце прошлого года "Газпромнефть" сделала большой заказ на буровые установки на "Уралмаше", а раньше нефтяники покупали продукцию за рубежом.
Гособоронзаказ по-прежнему стабилен, и наши предприятия работают. Что касается строительства, то за четыре месяца региону удалось выполнить полугодовой план по вводу жилья. Такая динамика в строительной отрасли во многом обусловлена эффективнейшим решением руководства страны о поддержке ипотеки, и те возможности, которые предоставляет это решение, нам надо использовать по максимуму.
В итоге в первом квартале 2015-го валовый региональный продукт вырос на 132% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это в рублях. В отгрузке рост ВРП ─ почти на 2%. Инвестиции в основной капитал идут весьма серьезные, собираемость налогов хорошая, плановые показатели наполнения бюджета строго выдерживаем. Но главное для нас сейчас ─ в этой ситуации создать прочную основу, сформировать такую экономическую модель, которая позволит развиваться далее при любом изменении внешней конъюнктуры. И мы сейчас  создаем максимально благоприятные условия для развития среднего и малого бизнеса. Здесь есть проблемы, и наша команда сориентирована на их решение. Уральцы всегда были очень предприимчивыми людьми. Это в крови. У нас в среднем и малом бизнесе занято почти шестьсот тысяч человек. Здесь большой потенциал для обеспечения стабильности экономики региона.
─ К намеченной на июль выставке "Иннопром" готовитесь?
─ Конечно. Только из Китая в этом году ожидаем делегацию порядка двух тысяч человек во главе с министром промышленности КНР. Будет много интересного.
─ Поделитесь.
─ Пока не могу. Военная тайна. Приезжайте ─ сами увидите.
─ А что скажете о перспективах банкротства Альфа-банком "Уралвагонзавода"?
─ Считаю, здесь больше шума. В итоге будет найдено решение, обойдется без ареста счетов и прочих нервотрепок. "Уралвагонзавод" ─ особая структура. Он работает сугубо на государственных заказах или заказах от госкомпаний. Все зависит от возможностей и потребностей государства в вооружении, а РЖД ─ в вагонах.
─ Область в состоянии каким-то образом оказать помощь заводу?
─ Мы нацелены на приобретение конверсированной продукции и очень заинтересованы в успешной реализации проекта Уралвагонзавода по трамваю. Пока его нет, идут испытания, мы ждем и даже специально замедлили покупку специальных низкопольных трамваев к чемпионату мира по футболу 2018 года. Общаемся с коллегами, если УВЗ успеет сделать хороший серийный трамвай, с радостью купим продукцию у земляков, а не у кого-то из иностранцев.
Кстати, мы теперь и самолеты будем делать. Уральская горно-металлургическая компания недавно купила авиазавод в Чехии, выпускающий ближнемагистральный самолет Л-410. Купила с производством, лицензиями, сертификатами, со взлетно-посадочной полосой, словом, со всей начинкой. Будем возрождать региональную авиацию.
Уже говорил, что экономика в области экспортно-ориентированная, нам надо держать в постоянном тонусе международные контакты.
─ Из-за санкций объемы снизились?
─ Нет. У политиков свои отношения, а бизнесу надо зарабатывать. Как сотрудничали мы с Siemens, так и продолжаем, компания Danone открыла у нас молокоперерабатывающий завод. И с другими западными партнерами аналогичная история. В 2014 году вложили миллиард рублей в развитие фармацевтического кластера, готовы обеспечить инсулином всю страну, начали производить антибиотики. Тут же на нас вышли представители немецкого концерна Bayer, предложили партнерство. Мы не против.
Правда, дополнительные проблемы с кооперацией все же появились. По большей части ─ на Украине.
─ На нее многое завязано?
─ Да, было. Сейчас постепенно развязываем. Вот пример. Раньше высокоточное чугунное литье наши предприятия получали с Ровенского литейного завода Украины. В России этого никто не делал, хотя давно шли разговоры о необходимости создания своего производства. События последнего года подтолкнули. Теперь у нас есть аналогичный завод. Купили станки у китайцев. Качество продукции отличное! Только открыли производство, а "Пневмостроймашина" сразу сделала заказов на два года вперед. Тут же!
─ А почему вы американского посла не приняли, когда Джон Теффт приезжал в Екатеринбург? У области ведь немалый товарооборот со Штатами…
─ Дело в том, что наша встреча ─ или ее отсутствие ─ никак не могли и в итоге не повлияли на наше сотрудничество с американским бизнесом. За время санкций оборот со странами Евросоюза у нас упал на 17%, а с американцами… вырос в два раза. Такая вот удивительная история. Что же касается посла… Мы понимали: господин Теффт приезжал не новые деловые контракты заключать, это не его компетенция, он хотел посмотреть, как действуют санкции, и доложить в Вашингтон. Какой мне резон помогать в этом? Кроме прочего, по-человечески я не мог не отреагировать на травлю, которую Штаты устроили России. Мне это глубоко не симпатично. Но это моя личная позиция, не отражающаяся на работе с американским бизнесом. Как говорится, котлеты отдельно, мухи отдельно. С послом встречался президент областного Союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский. Теффт спросил, как дела, Дмитрий Александрович честно ответил, что хорошо. У него в ТМК рост…
─ Откуда разговоры, что Куйвашев не принят частью местного сообщества?
─ Надо же людям о чем-то говорить, правда? Если не находят серьезных поводов придраться, цепляются к мелочам. Ну, какой же я чужак? Коренной уралец. Родился, правда, не в Свердловской, а в Тюменской области. Но дело не в этом. Мы все россияне. На мой взгляд, важнее, как ты себя показываешь. Понимаете, нет своих и чужих. Либо ты работаешь на благо региона, либо нет. За три года на посту губернатора сложно добиться фантастического прорыва, но надо каждый день делать хотя бы маленький шаг вперед, и результат придет.
─ Рассказывают, тюменцев подтягиваете…
─ В администрации губернатора ни одного нет.
─ Зато в правительстве области они курируют финансы, строительство, инвестиции.
─ История простая. Назначение губернатором стало для меня неожиданностью. Мой предшественник Александр Мишарин попал в автоаварию и очень тяжело восстанавливался после этого, было ясно, что к руководству регионом он вернуться не сможет. А я был полпредом президента в Уральском федеральном округе. Вот меня и направили…
 
Стал разбираться. К прежнему областному министру финансов появились серьезные вопросы. И в своем выборе я остановился на Галине Кулаченко. Она с восемнадцати лет в финансовой сфере, никто не ставит под сомнение ее профессионализм. На первом месте ─ деловые качества. Строительный блок курирует вице-премьер Валентин Грипас. В прошлом он возвел большое количество спортивных объектов и сейчас отвечает за реконструкцию центрального стадиона Екатеринбурга к чемпионату мира по футболу. Это весьма специфическая работа.
Заниматься инвестициями я доверил опытному специалисту Алексею Орлову. В последние годы он руководил кадастровой палатой Ленинградской области. Можно еще назвать министра культуры Павла Крекова, уроженца Тобольска. Профи высшей пробы, вам любой скажет.
Когда Александр Мишарин ушел, тут же его полкоманды разбежалось. Как корова языком слизала! Сели в самолет и улетели в Москву. Элементарно не с кем было работать. Через два дня под окнами моего кабинета демонстрация: "Верните "Автомобилист" в КХЛ!". Начали разбираться, оказывается, на хоккейном клубе повисло двести миллионов рублей долга… Нашли способ отстоять команду.
Еще через день женщины с колясками митингуют: "Дайте детские сады!" 58 тысяч мест был дефицит.
За три года мы реконструировали и построили дошкольных учреждений почти на пятьдесят тысяч мест. Представляете? До конца 2015-го полностью закроем тему. Не скрою, горжусь этим. Мы сейчас новый проект запускаем, когда под одной крышей – в буквальном смысле ─ будет и детсад, и средняя школа. С единым педагогическим коллективом. Для ребят это возможность расти в знакомой, привычной с ранних лет среде. Пришел малыш, а спустя время вышел 18-летний человек, готовый к самостоятельной жизни. Это все делается в рамках так называемой "Уральской инженерной школы".
Идея мне как в голову пришла? Пару лет назад вручал золотые медали выпускникам. Каждому задавал стандартный вопрос: "Кем хочешь быть?" Из десяти человек вразумительно ответили двое, остальные мямлили что-то неопределенное. Разве подобное возможно? Я понял, что надо немедленно заняться профориентацией, выстроив линейку от детсада до вуза так, что на максимально раннем этапе выявлять способности и призвание ребенка. Мы открываем курсы для воспитателей и учителей, закупаем микроскопы, компьютеры для детсадов, заказываем специалистам обучающие программы… Чтобы это имело практический выход, создаем на крупных предприятиях области базовые кафедры с передовым исследовательским оборудованием. Там талантливые ребята смогут реализовывать самые смелые идеи, защищать патенты, ноу-хау.
Мне интересно решать такие задачи, готов рассказывать об этом часами, а моим оппонентам, подозреваю, и думать об этом скучно. Гораздо веселее обсуждать ситуацию с рейтингом губернаторов. Понимаю, почему так происходит. Урал всегда был политизированным регионом. Может быть причина в том, что со времен Демидовых сюда приезжали жить и работать очень активные люди, в Великую Отечественную войну на Урал были эвакуированы многие предприятия, наука, творческая интеллигенция из Ленинграда, Центральной России… Эти края всегда притягивали инициативных и самостоятельных. Так сформировался уникальный уральский характер.
─ Родина Бориса Ельцина, кроме всего прочего.
─ Очень уважаю первого президента России и ценю сделанное им для страны. Но то, что здесь нельзя расслабляться ─ факт. Для многих российских регионов проблемой является дефицит политической жизни. В Свердловской области это не так. Гражданское общество исторически очень сильно в регионе. У нас большое количество СМИ, занимающих абсолютно различные политические позиции, много политических, общественных объединений – оппозиционных, центристских, коммунистических и это, конечно, отражается в электоральных процессах. Но в итоге уральцы как люди предприимчивые, рациональные и при этом ─ патриоты России всегда делают выбор в пользу тех, кто придерживается патриотических взглядов и кто предлагает решать задачи, а не болтать о них на площадях. Повторю, это правильно, это мобилизует власть, мотивирует на работу. Расслабиться не дадут.
У нас люди имеют свое мнение и готовы его отстаивать. Это складывалось исторически, и обратите внимание: мы на Урале любим и умеем работать, уральцы открывали эти края для России, строили заводы и создают сегодня современную отечественную продукцию, которой гордится вся страна. Уверен, слова "Урал – опора России", это не просто лозунг, так оно и есть.
─ Уезжать отсюда не собираетесь?
─ Никуда. Буду жить здесь и работать. На Урале и для Урала.
 
Беседовал Александр Живов