http://econompolit.ru: Ростовский губернатор оказался незаменимым - Кавполит
Но никаких сомнений в том, что в сентябре он будет избран на новый срок, нет: Голубев сейчас на хорошем счету в Москве. В активе губернатора — решение проблем украинских беженцев, хорошие показатели в жилищном строительстве, успешная работа по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Однако за пять лет во главе Ростовской области Василию Голубеву, делегированному на Дон федеральным центром, не удалось избежать серьезных конфликтов с местной элитой. Особенно широкую огласку получила борьба за ростовский аэропорт, в которой руководство Ростовской области изначально заняло сторону группы «Ренова» Виктора Вексельберга в ее противостоянии с местным бизнесменом Иваном Саввиди.
В то же время Василий Голубев в полном соответствии со сложившейся в Ростовской области политической культурой всегда проявлял осмотрительность и не раз действовал по принципу «семь раз отмерь». Это помогло ему одержать ряд аппаратных побед, а окончательное решение дать губернатору выставить свою кандидатуру на второй срок, похоже, созрело в Москве после того, как руководство Ростовской области эффективно справилось с задачей приема беженцев с воюющей Украины.
Выборы без выбора
«Некоторое время назад я говорил, что непременное условие моего второго губернаторского срока – это доверие президента и доверие жителей Ростовской области. Доверие президента оказано. Но впереди большая и серьезная работа – это доверие людей. Убежден, что нам предстоит много трудиться», – прокомментировал Василий Голубев указ президента Владимира Путина о своем назначении временно исполняющим обязанности губернатора Ростовской области, подписанный 8 июня.
Губернаторские выборы, предстоящие в сентябре, обойдутся без интриги. Уже известно, что соперниками Василия Голубева, скорее всего, выступят два депутата Госдумы – первый заместитель руководителя фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов и коммунист Николай Коломейцев. Это известные и довольно популярные на Дону политики, но их шансы на победу мизерны.
По большому счету, для жителей Ростовской области нет ничего удивительного в таком предвыборном раскладе. Последний раз реальная борьба на выборах здесь происходила еще в далеком 1996 году, когда действующий губернатор Владимир Чуб победил своего давнего оппонента, коммуниста Леонида Иванченко, а на следующих выборах в 2001 году его от греха подальше просто не зарегистрировали кандидатом.
Выборы губернатора Ростовской области, предстоящие в сентябре, обойдутся без интриги
С тех пор никаких ярких самодеятельных фигур на донском политическом поле не появлялось, и местная оппозиция к такому положению дел вполне привыкла. В качестве показательного примера можно привести выборы мэра Ростова в начале 2010 года, когда главный конкурент действующего главы города Михаила Чернышева – коммунист Евгений Бессонов – попросту сдал кампанию задолго до дня голосования, хотя мог как следует попортить нервы партии власти.
Помимо сложившихся традиций на руку Василию Голубеву играет то, что его аппаратные позиции сейчас сильны как никогда. В последней версии рейтинга эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества он получил 72 балла из 100, и принципиальных сомнений в его избрании на второй срок нет, пожалуй, ни у кого. Хотя еще год-два назад таких сомнений было немало: слухмейкеры регулярно прочили Голубеву либо досрочную отставку, либо завершение губернаторской карьеры по истечении первого срока.
Обратной стороной успехов Голубева стали непростые отношения новой региональной власти с местными элитами
Причины появления этих слухов лежали на поверхности. Василий Голубев – один из наиболее заметных губернаторов «медведевского» призыва, неоднократно декларировавший верность уже порядком позабытой программе «четырех "И"» Дмитрия Медведева времен его президентства (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции). Пять лет назад главной задачей, стоявшей перед Голубевым, было внести определенное оживление в жизнь Ростовской области, которая при предыдущем губернаторе, политическом долгожителе Владимире Чубе долго «варилась в собственном соку».
Решить эту задачу Голубеву в целом удалось. После того как Ростов-на-Дону оказался в списке российских городов, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года, здесь началась реализация нескольких крупных проектов, которых региону давно не хватало – строительство нового аэропорта, стадиона, ряда современных автомагистралей. Кроме того, активизировались темпы жилищного строительства, по которым миллионный Ростов серьезно отстал от своего главного южного соперника – Краснодара. Но обратной стороной этих успехов стали непростые отношения новой региональной власти с местными элитами.
Осмотрительный «варяг»
Пять лет назад назначение Василия Голубева было для донского истеблишмента полнейшей неожиданностью. Задолго до завершения очередного срока своих полномочий предыдущий губернатор Владимир Чуб, руководивший Ростовской областью с 1991 года, определил в качестве преемника своего молодого заместителя Сергея Назарова. Однако тогдашний президент Дмитрий Медведев предпочел кандидатуру Голубева, который на тот момент возглавлял Ленинский район Московской области.
Впрочем, под определение «варяга» Василий Голубев подходил не вполне, поскольку он родился и провел школьные годы в Ростовской области, хотя вся его последующая биография была связана с Москвой и Подмосковьем. Такой же жизненный путь прошел и ближайший к Голубеву чиновник – Сергей Горбань, сначала занявший пост вице-губернатора, а в конце прошлого года возглавивший администрацию Ростова-на-Дону.
Уроженец Азовского района, Горбань сначала сделал карьеру в Минобороны, а затем при «генерал-губернаторе» Борисе Громове в 2002 году перешел в администрацию Московской области, где тогда работал и Василий Голубев. С тех пор их пути не расходились: сначала Голубев пригласил Горбаня своим замом в Ленинский район Подмосковья, а затем и в правительство Ростовской области.
За несколько месяцев Голубев почти обновил высший эшелон донской власти, избавившись от знаковых фигур эпохи Чуба
Всего за несколько месяцев Василий Голубев почти полностью обновил высший эшелон донской власти, избавившись от всех знаковых фигур эпохи Чуба, в том числе от его несостоявшегося преемника Сергея Назарова. На место ушедших в отставку чиновников нередко приходили люди, не имевшие опыта работы в Ростовской области, что закономерно вызывало недовольство местных элит.
В то же время Василий Голубев проявлял изрядную осторожность и никогда не вступал в открытые конфликты с людьми, близкими к экс-губернатору Чубу (ныне – сенатор от Мурманской области). Особенно показательна в этом отношении история непростых отношений Голубева с мэром Ростова Михаилом Чернышевым.
То, что новый губернатор не слишком доволен его работой и хотел бы видеть на его месте свою «правую руку» Сергея Горбаня, стало понятно довольно быстро. Но, в отличие от ряда других регионов, где конфликт с мэром регионального центра стоил губернатору карьеры, Василий Голубев не стал предпринимать в отношении Чернышева резких движений. Тем более что сам мэр оказался не так прост, как казалось: в конце 2011 года тогдашний прокурор Ростовской области Валерий Кузнецов попытался возбудить против него уголовное дело, но уже через несколько месяцев отправился в отставку сам.
В результате вопрос о власти в Ростове-на-Дону был решен лишь в конце прошлого года, когда Михаил Чернышев подал в почетную отставку в обмен на довольно декоративную должность вице-губернатора по внешним связям и территориальному развитию. После чего главой администрации, как и ожидалось, был избран Сергей Горбань, но уже по новой схеме – через конкурс на должность сити-менеджера. Прямые выборы главы Ростова, как и во многих других региональных центрах, были упразднены.
Технично был выведен из игры и самый влиятельный донской бизнесмен эпохи Владимира Чуба – владелец группы «Донинвест» Михаил Парамонов. Несколько лет назад Василий Голубев публично заявил о готовности спасти от банкротства его автозавод в городе Таганроге и даже смог подключить к этому вопросу президента Владимира Путина. Однако договориться не удалось, после чего «империя» Парамонова рухнула в одночасье: «ТагАЗ» подал на банкротство, а банк «Донинвест», некогда имевший репутацию «кошелька» обладминистрации, лишился лицензии.
Пятилетка открытых дверей
Найти общий язык с донским крупным бизнесом для Василия Голубева действительно оказалось сложной задачей. Сигналов о том, что отношения нового губернатора с деловым сообществом складываются непросто, было немало. «Правительство Ростовской области не выполнило ни одного своего обещания. Инвесторам не стоит сюда приходить, обманут», — заявил в начале 2012 года экс-депутат Госдумы, владелец холдинга «Русская свинина» и Ростовского электрометаллургического завода Вадим Варшавский.
Отдельной причиной для недовольства бизнесменов было нарушение сложившейся в эпоху Владимира Чуба практики делегирования наиболее лояльных крупных предпринимателей в Госдуму. На думских выборах 2011 года в парламент по списку «Единой России» от Ростовской области удалось пройти всего одному представителю местного делового сообщества – руководителю группы строительных компаний «Дон» Алексею Кнышову, да и тот вскоре был вынужден отказаться от мандата из-за скандала с бизнесом за границей. Остальные же донские депутаты явно были согласованы с федеральным центром.
Действительно, при Василии Голубеве в Ростовской области произошла определенная смена вектора в отношениях с бизнесом. Практически сразу после его назначения губернатором многие политические комментаторы предположили, что с появлением этой фигуры на Дону существенно усилится влияние крупных федеральных холдингов. При Владимире Чубе Ростовская область имела репутацию региона, закрытого для внешних игроков, и в определенный момент это стало негативно сказываться на ее развитии. Уже к концу прошлого десятилетия по экономической динамике Дон стал проигрывать соседнему Краснодарскому краю.
Основания рассчитывать на то, что Голубев «откроет» регион, были довольно убедительные, учитывая, что у нового донского губернатора были давние связи с «Газпромом». На территории Ленинского района Подмосковья было прописано одно из крупнейших подразделений холдинга – ООО «Газпром межрегионгаз», занимающееся газификацией регионов. А супруга губернатора Ольга Голубева в свое время работала в компании «Стройтрансгаз» – крупнейшем подрядчике «Газпрома».
Гипотеза о том, что Василий Голубев будет покровительствовать внешним инвесторам, подтвердилась быстро. Уже в начале 2011 года стало известно, что холдинг «Ренова» Виктора Вексельберга намерен принять участие в проекте строительства в Ростовской области нового международного аэропорта. О том, что Ростову нужен новый аэропорт, говорилось еще с советских времен, но только с появлением Голубева эта инициатива обрела конкретные очертания.
Основания рассчитывать на то, что Голубев «откроет» регион, были довольно убедительные
Однако на пути у планов строительства «Южного хаба» встал основной владелец действующего аэропорта – известный ростовский бизнесмен и бывший депутат Госдумы Иван Саввиди (компания «Донской табак», мясокомбинат «Тавр» и другие активы). Он неоднократно выступал против закрытия старого аэропорта, особенно резко критикуя идею отдать его территорию под застройку жилой недвижимостью (главным девелопером в данном случае по умолчанию предполагались структуры «Реновы»).
Борьба за аэропорт длилась без малого три года и кончилась победой альянса донского правительства и «Реновы», под контроль которой воздушная гавань перешла в прошлом году. Но и здесь региональные власти проявили весьма показательную осторожность: по сути дела, конфликт не выходил за рамки правового поля, а за стенами судов стороны вели себя вполне корректно, не переходя на личности. Более того, в разгар борьбы за аэропорт Сергей Горбань даже нанес Ивану Саввиди «визит вежливости», дав понять, что власть открыта к диалогу с бизнесменом.
Точка в истории вокруг аэропорта была поставлена в ноябре прошлого года, когда Василий Голубев, Виктор Вексельберг и министра транспорта РФ Максим Соколов заложили первый камень «Южного хаба». Обратного хода этот проект не имеет, поскольку новый аэропорт входит в обязательства России по организации мирового футбольного первенства. А кредитором этого проекта на 15 млрд рублей вполне предсказуемо согласился выступить Газпромбанк.
Еще один крупный игрок, появившийся в Ростовской области в связи с чемпионатом мира, – девелоперская группа «Крокус» известного бизнесмена азербайджанского происхождения Араса Агаларова. Именно эта компания стала генеральным подрядчиком строительства на левом берегу Дона нового футбольного стадиона, где пройдут матчи мундиаля.
На рынке жилищного строительства крупнейшими игроками в Ростовской области за последние годы также стали инорегиональные компании. Еще при Владимире Чубе ЗАО «Патриот», одно из подразделений столичного холдинга «Интеко», начало возведение микрорайона «Ливенцовский» на западной окраине Ростова-на-Дону. А при Василии Голубеве в регион пришла краснодарская группа компаний «ВКБ», инициировавшая строительство крупнейшего на юге России жилого комплекса «Суворовский». В сравнении с этими двумя гигантами силы местных строителей были явно неравны.
Украинский козырь
Недовольство местного бизнеса повышенным вниманием губернатора к внешним игрокам в какой-то момент донеслось и до главы государства. Главным «возмутителем спокойствия» оказался все тот же Иван Саввиди, еще со времен работы в Госдуме имеющий хорошие связи на федеральном уровне (в частности, он входит в попечительский совет хоккейного клуба «Динамо» (Москва), членами которого также являются многие высокопоставленные силовики).
В августе 2013 года в ходе визита в Ростовскую область президент Владимир Путин как бы невзначай поднял тему российских инвестиций в Грецию. Конкретных имен при этом не называлось, но было понятно, что речь идет именно о Саввиди, который незадолго до этого купил на своей исторической родине ряд крупных активов.
«Если инвестор выбирает такую явно проблемную страну для своих инвестиций и предпочитает ее Ростовской области, то возникает вопрос: почему? Давайте об этом тоже поговорим. Чего здесь не хватает? Может быть, корень проблем в том, что предприниматели называют частой сменой правил игры?» – задался рядом неудобных для Василия Голубева вопросов Владимир Путин.
Инвестиционный климат ушел на второй план, когда донской регион неожиданно оказался прифронтовой зоной
Именно тогда в кулуарах донской власти заговорили о том, что губернатора ждет скорая отставка. Но всего через несколько месяцев на Украине, имеющей с Ростовской областью границу протяженностью около 700 километров, началась гражданская война, и вопросы инвестиционного климата тут же ушли на второй план, поскольку донской регион неожиданно оказался прифронтовой зоной.
В этой ситуации Василий Голубев вновь проявил предусмотрительность и сыграл на опережение: меры по приему возможных беженцев были приняты в Ростовской области еще в марте прошлого года, когда война на Донбассе была лишь одним из возможных вариантов развития событий. Поэтому начало активных боевых действий не застало Ростовскую область врасплох – тысячи людей быстро получали необходимую помощь во временных лагерях, а тем, кто принимал решение остаться в России, донские власти оказывали помощь с жильем и трудоустройством. Всего за год, прошедший с начала войны, в Ростовской области были размещены почти 113 тысяч граждан Украины, 37 тысяч из них остаются на территории региона.
Качественная работа по приему беженцев с Донбасса резко повысила политический капитал Василия Голубева. «На Ростовскую область легла особая нагрузка. Хочу поблагодарить и вас, и всех ваших коллег, и людей, всех, жителей Ростовской области, за человеческое, доброе отношение, за поддержку вынужденных переселенцев, беженцев с Украины», – сказал губернатору Владимир Путин в октябре прошлого года. После этого тема возможной досрочной отставки Василия Голубева практически сошла на нет, и губернатору лишь оставалось доработать положенный срок, чтобы объявить о готовности идти на вторую пятилетку.
Впрочем, все это вовсе не означает, что конфликтный потенциал в Ростовской области исчерпан. Например, как утверждают источники, близкие к правоохранительным органам, у донских властей сложились крайне непростые отношения с руководством министерства внутренних дел.
Выстроить систему жесткого единоначалия донскому губернатору не удалось (да и вряд ли он к этому стремился)
Еще в январе 2013 года Василий Голубев попросил главу МВД Владимира Колокольцева усилить штатную численность сотрудников полиции в связи с тем, что действующий штат не справляется с нагрузкой. В ответ на это предложение в ГУ МВД по Ростовской области был назначен новый начальник Андрей Ларионов, прибывший из Ульяновской области.
Но кадровые перестановки явно не способствовали улучшению криминогенной обстановки. Как сообщил Василий Голубев в ходе подведения итогов деятельности ГУ МВД в 2014 году, несмотря на активное привлечение общественности к охране порядка, количество преступлений, совершенных в общественных местах, увеличилось на 36,7%.
Число преступлений, совершенных ранее судимыми, выросло почти на 20%, а преступлений в состоянии алкогольного опьянения – более чем на треть. К тому же руководство донской полиции в последнее время регулярно сотрясали скандалы, красочно описанные в недавней публикации депутата Госдумы Александра Хинштейна.
В совокупности все эти сюжеты говорят об одном: второй срок Василия Голубева – особенно учитывая грядущий чемпионат мира по футболу – не обещает быть простым. В отличие от соседней Кубани при экс-губернаторе Александре Ткачеве, выстроить систему жесткого единоначалия донскому губернатору не удалось (да и вряд ли он к этому стремился), а согласование разных групп интересов в условиях нарастающего экономического кризиса станет все более сложной задачей.
Сергей Танакян Автор статьи