«Мы пытаемся слезть с расчлененки». Эксперты не нашли информационной политики в Волгоградской области
В среду, 10 июня, в пресс-центре «Волга» прошел круглый стол, на котором обсуждались вопросы информационной политики в регионе, а также взаимодействия власти и СМИ. Участниками дискуссии стали политологи, общественники и редакторы местных изданий. Как оценивают эксперты информационную политику в Волгоградской области – выясняла корреспондент «ФедералПресс».
По мнению редактора «МК-Волгоград», политического эксперта Евгения Калинина, стоит разделить внешнюю составляющую информационной политики и «присутствующие постоянно регулирующие инструменты» в этой отрасли. «Что касается внешней доминанты, то если раньше она была, то сейчас ослабла и вообще не просматривается, – уверен эксперт. – Сильных трендов, которые могли быть заданы, в регионе сейчас нет. Система грантов тоже работает не особо, так как гранты некоторые воспринимают, как основной источник своего пополнения доходов. Что касается внутренней составляющей, то последней раз сформировать информационную политику в хорошем смысле этого слова в нашем регионе пытался Олег Матвейчев при губернаторстве Анатолия Бровко. Что касается внутренней саморегулирующейся системы, то здесь нет такого потенциала, чтобы формировать фирменную для региона повестку. В основном все подстраиваются под читательскую аудиторию».
В то же время Евгений Калинин считает, что электронные СМИ совершили в этом плане революцию, так как они работают по-другому, иначе выстраивая свою информационную политику. «Электронные СМИ оказывают огромное влияние на внутреннее информационное пространство региона. Многие придерживаются мнения, что оно чересчур негативное, не такое, какое хотелось бы. Надо понимать, что это не мы, а публика формирует этот фон», – заявил главный редактор «МК-Волгоград».
По мнению редактора журнала «Быть человеком» Антонины Донцовой, не публика требует негатив, а СМИ предлагают ей «расчлененку», подсаживая ее тем самым на такие темы. «Сейчас мы пытаемся слезть с «расчлененки», говорим, что у нас ничего не получится и читать нас никто не будет. Это не значит, что мы призываем лить елей. Должна быть и критика, но критика конструктивная. У нас осталось в регионе мало журналистов, которые предлагают конструктив. Кроме того, нужно разделить бренд города, информационную политику с имиджем власти. Это все сейчас сильно срослось. Я знаю ряд СМИ в регионе, которые готовы собраться, разработать свою информационную политику региона», – высказалась на этот счет Антонина Донцова.
По словам политолога Александра Сайгина, следует четко понять, что понимается под информационной политикой – процесс, отношение или среда. «Если это среда, то у нас в регионе ее практически нет.
Если это взаимоотношения между властью и СМИ, то они есть и сформированы определенным образом. Я считаю, что они вполне неплохие для той же власти. Тот же рейтинг ФоРГО одним из критериев оценки определяет упоминаемость в СМИ – позитивную и негативную. С этой точки зрения информационная политика органов власти Волгоградской области выстроена идеально – минимум негативных упоминаний. Про Бочарова, в отличие от его предшественника, пишут гораздо меньше негатива. Другой вопрос, какие цели? Если цель, чтобы губернатор был хорошим, – она исполнена. Если есть иная цель, то ее пока не видно», – заявил Александр Сайгин.
При этом политолог придерживается мнения, что информационной политики как процесса в регионе также практически нет, так как далеко не все журналисты понимают, что и зачем они делают. «СМИ называют четвертой властью, поэтому информационная политика может выстраиваться как властные отношения. Но беда в том, что в Волгоградской области отсутствует понятие репутации. Можно сколько угодно взывать к совести, но это не сработает. Если возьмем в качестве примера бизнес, то стоит отметить, что большинство наших компаний не проявляют никакого интереса к информационной политике. Что касается общества, то оно может только потреблять. К сожалению, у нас не проводятся исследования, поэтому неизвестно сколько процентов населения черпают информацию только из региональных СМИ, сколько из федеральных, какое их соотношение и т. д.», – добавил Сайгин.