http://kavkaz-expres.ru: Рейтинг эффективности губернатор ФоРГО: Северо-Кавказская проекция
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина подготовил девятый выпуск рейтинга эффективности губернаторов. При составлении рейтинга используются данные Фонда «Общественное мнение», Росстата, Национальной службы мониторинга, показатели социального самочувствия регионов, а также оценки федеральных и региональных экспертов, поэтому его можно считать актуальной оценкой работы губернаторов с мест. Можно ли говорить о его уникальности?
- Да. Можно. Особенностью данного выпуска рейтинга является то, что в него впервые включены главы двух новых субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города Севастополя. Кроме того, из рейтинга «исчезла» IV группа - рейтинг ниже среднего.
- Каковы причины исчезновения группы «смерти»? Губернаторы стали работать лучше?
- Откровенно слабые руководители покинули свои посты, те, кто остался, подтянулись. Не исключено, что остались регионы, в которых взаимоотношение губернаторов и политической элиты по-прежнему оставляют желать лучшего. В связи с этим председатель правления ФоРГО К.Костин отметил, что «ситуация везде немного улучшилась. У кого-то подросли показатели, а кого-то в результате ротации сменил другой руководитель». Кроме этого, этому способствовали несколько факторов. Во-первых, это результат целенаправленной политики федерального центра, направленной на повышение качества государственного управления, в первую очередь, на уровне субъектов РФ. Во-вторых, у ряда губернаторов, входивших в нее, произошёл объективный рост ключевых рейтинговых показателей, и, в-третьих, произошла отставка Главы Республики Северная Осетия-Алания Т.Мамсурова, ранее входившего в эту группу. Напоминает, что за всю историю существования четвертой группы более десяти руководителей, которые в ней находились, оказались в отставке по разным причинам.
- Какой смысл Вы вкладываете, говоря о «целенаправленной политики федерального центра, направленной на повышение качества государственного управления»?
- Данная политика связана с введением ограничения на пребывание в должности главы региона двумя сроками; продолжением курса на ротацию высших должностных лиц субъектов РФ, особенно в тех случаях, когда антирейтинг губернатора превышает показатели доверия к нему со стороны населения; приходом к управлению регионами новых политиков; внедрением общественного контроля над губернаторами, включая обеспечение прозрачности государственных затрат на уровне субъектов РФ.
- Какие факторы оказали влияние на позиции губернаторов в девятом рейтинге?
- Их несколько. Эксперты выделяют следующие: фактор выборов, то есть те главы регионов, которые планируют принять участие в предстоящих осенью выборах и при этом получили поддержку со стороны главы государства, укрепляют свои позиции в рейтинге; ситуацию в области экономического развития регионов и уровень эффективности антикризисной политики руководителей субъектов РФ, включая реализацию курса на импортозамещение и поддержку предпринимательской активности;качество реализуемой социальной политики, включая решение таких острых вопросов, как переселение из аварийного жилья, ситуация с безработицей и своевременной выплатой заработной платы; уровень эффективности регионального руководства в кризисных ситуациях, ставших причиной серьёзных социальных проблем (лесные пожары, наводнения и т.п.); эпизоды, касающиеся злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц в субъектах РФ; резонансныефакты, связанные с неэтичным поведением отдельных руководителей в отношении исторических событий и их символов, имеющих высокую общественную значимость.
- Как расположились в рейтинге Северо-Кавказские руководители?
- В I группе, как показали результаты проведённого исследования, ситуация в целом продолжает оставаться стабильной. Динамика внутри группы носит спокойный характер. В первую группу входят три Северо-Кавказских лидеров: Р.А. Кадыров (-1), Р.Б. Темрезов (+1) и Р.Г. Абдулатипов.
Первая группа - очень высокий рейтинг (свыше 75 баллов)
№
|
Регион
|
Итог
|
Динамика
|
7-8.
|
Кадыров Р.А. (Чеченская Республика)
|
93
|
↓ (-1)
|
18.
|
Темрезов Р.Б. (Карачаево-Черкесская Республика)
|
83
|
↑ (+1)
|
19-21.
|
Абдулатипов Р.Г. (Республика Дагестан)
|
81
|
|
Падение на одну позицию Р.А. Кадырова объясняется валом негативных публикаций в СМИ, что привело к снижению его рейтинга на один пункт. Напомним, что один из модулей рейтинга связан с оценкой широкого спектра качественных и количественных показателей сообщений в СМИ о деятельности главы региона. Данные берутся из Индекса медиа-эффективности глав регионов Национальной службы мониторинга. Он построен на основе анализа более 300 000 информационных сообщений в свыше чем 500 федеральных и 8 000 региональных СМИ (ТВ, радио, пресса, информационные агентства и Интернет-СМИ). При расчете индекса учитываются следующие параметры в рамках каждого информационного сообщения: роль глав регионов в сообщении: главная или второстепенная; позитивный/негативный контекст сообщения по отношению к главе региона; присутствие глав регионов в заголовке сообщения и/или на фото; цитируемость глав регионов.
Повышение в рейтинге Р.Б. Темрезова связано с реализацией программы переселения из аварийного жилья, ростом туризма и успехами в доведении средств государственной поддержки до предпринимателей.
Во вторую группу Девятого выпуска рейтинга ФоРГО (высокий рейтинг) вошел глава Республики Ингушетия Ю.Б. Евкуров (+3).
Вторая группа - высокий рейтинг (75-60 баллов)
№
|
Регион
|
Итог
|
Динамика
|
34-35.
|
Евкуров Ю.Б. (Республика Ингушетия)
|
70
|
↑ (+3)
|
Рост показателей социального самочувствия, по мнению экспертов ФоРГО, обеспечили ему хорошие результаты.
III группу (средний рейтинг) возглавил губернатор Ставропольского края В.В. Владимиров. На две позиции от него отстает руководитель Кабардино-Балкарской Республики Ю.А. Коков, Он опустился в рейтинге на один пункт.
Третья группа - средний рейтинг (60-50 баллов)
№
|
Регион
|
Итог
|
Динамика
|
52-56.
|
Владимиров В.В. (Ставропольский край)
|
60
|
|
62-66.
|
Коков Ю. А. (Кабардино-Балкарская Республика)
|
58
|
↓ (-1)
|
Отметим, что позиция В.В. Владимирова в рейтинге достаточно стабильна, хотя в предыдущих выпусках были и взлеты, и падения. Мы в предыдущих интервью предположили, что губернатор Ставропольского края через время выйдет из третьей группы и обоснуется в группе губернаторов с высоким рейтингом. На данный момент он в шаге от этой цели. Что бы не говорили его оппоненты, но многие показатели, влияющие на позиции губернаторов (о них мы говорили ранее), он выполняет.
- Вы упомянули о том, что на позицию губернаторов в рейтинге оказывают влияние качественные и количественные показатели сообщений в СМИ о деятельности главы конкретного региона. Какие еще показатели влияют на расстановку губернаторов в рейтинге ФоРГО?
- Данный рейтинг является интегральным исследованием на основе пяти тематических модулей. При рейтинговании губернаторов применяется шкала оценок от 1 до 100 баллов. Первый модуль - базовый (играет определяющую роль в формировании конечного результата – максимум 75 баллов из 100 возможных). Он основан на результатах исследования Фонда «Общественное мнение» «Георейтинг» (опрашивается 56900 респондентов, погрешность 1%) и экспертной оценке. В качестве социологических критериев первого модуля используются результаты ответов на следующие вопросы: «Если говорить в целом, Вы довольны или недовольны положением дел в нашей области (крае, республике, для Москвы и Санкт-Петербурга - городе)»? «Как Вам кажется, в целом ситуация в нашей области (крае, республике, для Москвы и Санкт-Петербурга - городе) сейчас улучшается, ухудшается или практически не меняется»? «Как Вы полагаете, нашей области (краю, республике, для Москвы и Санкт-Петербурга - городу) нужен новый глава или будет лучше, чтобы главой оставался нынешний руководитель»? «Как Вы считаете, руководитель нашей области (края, республики, для Москвы и Санкт-Петербурга - города) работает на посту главы региона хорошо или плохо»?
Экспертная оценка формируется на основе опроса экспертов, которых просят оценить по пятибалльной шкале следующие показатели в регионе: политическую ситуацию, социально-экономическое положение и уровень отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти конкретного субъекта РФ.
Второй модуль основан на данных о соотношении денежных доходов и расходов населения в конкретном регионе. Данные берутся из доклада «Социально-экономическое положение России» Федеральной службы государственной статистики.
Третий модуль основан на анализе показателей социального самочувствия регионов России.
Четвёртый модуль характеризует оценку экономической ситуации в субьектах РФ. Он основан частично на результатах исследования Фонда «Общественное Мнение» «Георейтинг», с использованием ответов на следующие вопросы: «Как бы Вы сегодня оценили состояние экономики нашей области (края, республики, для Москвы и Санкт-Петербурга – города) – как хорошее, удовлетворительное или плохое»? «Как Вы считаете, состояние экономики нашей области (края, республики, для Москвы и Санкт-Петербурга – города) – в настоящее время улучшается, ухудшается или не меняется»?
Пятый модуль, как мы отмечали раньше, оценивает широкий спектр качественных и количественных показателей сообщений в СМИ о деятельности главы конкретного региона.
Косов Геннадий,
доктор политических наук,
профессор Пятигорского государственного лингвистического университета,
руководитель филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) в г. Ставрополь