СМИ об исследованиях

  |  10 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

http://myslo.ru: У Тульской области и ее губернатора очень хороший потенциал

Myslo побывал на презентации в Фонде развития гражданского общества в Москве, где группа политологов представила IX выпуск рейтинга эффективности губернаторов. Владимир Груздев занимает 50-е место и входит во вторую из трех группу глав регионов - с высоким рейтингом. Общий балл Владимира Груздева - 61 (из 100).
Представили рейтинг Константин Костин, председатель правления ФоРГО, Леонид Давыдов, эксперт рейтинга, Андрей Кочетков, руководитель Центра политических исследований ФоРГО, и Константин Калачев, руководитель политической экспертной группы.
Новация этого рейтинга - исчезновение «группы смерти», то есть категории глав регионов с наихудшими показателями, которую так не любили губернаторы и так любили журналисты. Этот факт характеризует «результативность политики федерального центра». Низкий рейтинг губернатора перестал быть неминуемым поводом к его отставке.
- Определяющее значение в нашем рейтинге имеет отношение к губернатору и оценка его работы со стороны населения, - сказал Константин Костин. -  Конечно, тут влияет возрастной показатель. Чем моложе население, тем выше уровень социального оптимизма в обществе. Что касается тульского губернатора Владимира Груздева – это губернатор с высокими показателями эффективности, у него прекрасный уровень доверия населения. Он ни разу за весь срок своей работы не брал свою губернаторскую зарплату, перечисляя ее в детдома. Я бываю в Тульской области. Правда, не могу говорить про всю область, а только про Щекинский район – у меня там живут родные со стороны отца. Многие проблемы региона возникли задолго до появления Владимира Груздева. Например, загрязнение территории после Чернобыля. На мой взгляд, позиция губернатора адекватная, есть потенциал для роста. И у Тульской области, и у ее руководителя хороший потенциал. От того, как он будет реализовываться, зависит дальнейшее положение Груздева в следующих рейтингах.
По словам Константина Калачева, нельзя сбрасывать со счета «проклятие»  городов, расположенных рядом с Москвой: «цены московские, а зарплаты тульские, в Москве все хорошо, а у нас все плохо».
- Конечно, Груздев сделал много. Реально по сравнению с Дудкой он выглядит очень хорошо. Правда, уже прошло то время, когда Груздева сравнивали с Дудкой, теперь его сравнивают самим с собой, - говорит Константин Калачев. – Тульская область – регион, где традиционно отношение к региональной и местной власти скептическое. Но Груздев хороший эффективный губернатор, он старается.   
Оба политолога отметили, что у нас есть «слабое место» - блок внутренней политики, взаимоотношения с федеральными партиями на территории области. Припомнили нам предвыборные скандалы и публичную полемику с Сергеем Мироновым.
- Обычно падение рейтинга губернатора – это результат коллективных усилий. У тех губернаторов, у которых замы по внутренней политике соответствуют занимаемой должности, у них все хорошо, - считает Константин Калачев.
- Надо понимать значение внутриполитического блока. Обычно губернаторы очень серьезно относятся к экономике. Вице-губернатора по экономике как невесту выбирают. А на внутреннюю политику могут назначить руководителя аппарата или секретариата – авось справится. Это неправильный подход, особенно с учетом развития общества. Мы оцениваем работу внутриполитического блока у всех губернаторов, особенно второй части турнирной таблицы, - говорит Константин Костин.
А по каким критериям вообще определяют эффективность губернаторов?
Как сказал Андрей Кочетков, при составлении рейтинга увеличилось количество факторов, влияющих на него. Во-первых, избирательный фактор. На втором месте - способность глав субъектов осуществлять эффективную экономическую политику в условиях кризиса, в том числе импортозамещение и стимулирование предпринимательства. На третьем месте - качество социальной политики, в том числе выполнение майских указов президента по переселению из ветхого и аварийного жилья. На четвертом месте - уровень решения в условиях экстремальной ситуации, например, в условиях лесных пожаров. Важный фактор – злоупотребление служебным положением, факты коррупции, случаи уголовных дел, возбуждаемых против областных чиновников – все это крайне отрицательно сказывается на рейтинге губернаторов. Есть и специфические факторы - неэтичное поведение и заявления глав регионов, связанные с историческими символами и событиями, например, с 70-летием Победы и проч.
По словам Константина Костина, в блоках факторов, определяющих рейтинг, не выделены отдельно экономические показатели, хотя они играют определяющую роль на качество жизни граждан:
- В следующем X-м рейтинге мы введем экономический модуль. Мы будем отслеживать динамику валового продукта, сравнивать ее с прошлым годом. Если будет заметное падение, превышающее прогнозные цифры минэкономразвития, то это будет негативный фактор для губернатора. Обсуждается также и уровень закредитованности, качество долгов, финансирование различных проектов, которые позволят нарастить регионам налогооблагаемую базу.
Константин Калачев, также считает, что экономический модуль необходим:
- В Китае главные критерии эффективности руководителей – динамика ВВП и объем привлеченных инвестиций. Считаю, это самые правильные экономические критерии.
 
Татьяна Алексеева