СМИ об исследованиях

  |  09 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

http://www.rosinform.ru: Губернаторы выбрались из «группы смерти»: Рейтинг эффективности глав регионов

В этом году в регионах выберут 21 губернатора, в 11 субъектах пройдут выборы депутатов законодательного органа государственной власти и в 25 регионах – выборы депутатов органов муниципальных образований – административных центров субъектов российской Федерации. Главный вопрос – в какой степени эта осенняя тренировка сможет помочь партиям год спустя?

В сентябре 2015 года в России пройдет единый день голосования. В центре внимания окажутся выборы губернаторов, представителей законодательных органов субъектов РФ и глав административных центров. Именно они станут площадкой, на которой политические партии проведут генеральную репетицию перед избирательной «гонкой» в  Государственную Думу России 2016 года.
 
На этом фоне обнародованный рейтинг эффективности губернаторов имеет еще большее значение, нежели обычно. Фонд развития гражданского общества представил девятый по счету рейтинг эффективности губернаторов. В этот раз список возглавляют сразу два лидера, а графа аутсайдеров отсутствует вовсе.
 
 
 
Структурные изменения
 
 
Девятый рейтинг состоит только из трех групп. В первую вошли те руководители, чей показатель эффективности составил не менее 75 баллов. Впервые список возглавили сразу два губернатора -  Калужской области Анатолий Артамонов и Ямало-Ненецкого АО Дмитрий Кобылкин.
 
На один пункт по сравнению с прошлыми показателями снизился рейтинг эффективности чеченского лидера Рамзана Кадырова. Он по-прежнему остается в первой десятке, но теперь делит седьмое-восьмое место с кемеровским губернатором-старожилом Аманом Тулеевым, получившим добро президента на очередной срок.  Подкосили рейтинг Кадырова его призывы открывать огонь на поражение по правоохранителям, которые проводят спецоперации на территории Чечни.
 
Новичками первой группы «очень высокого рейтинга» стали губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко,  глава Сахалинской области Олег Кожемяко, получившие высокую оценку работы со стороны жителей региона и глава Крыма Сергей Аксенов.
 
Несмотря на схожие стартовые позиции двух новых регионов РФ (Крыма и Севастополя), у их глав оказалась приличная дистанция. Губернатор Севастополя занял лишь45-ое место и оказался лишь во второй группе "середнячков".
 
"Оба руководителя показали хорошие результаты, но у Аксенова они объективно выше. В Севастополе не так выстроена внутриэлитная ситуация, внутри власти никак не закончатся споры о полномочиях, поэтому чувствительными оказались и медийный модуль, и соцопросы", - сказал глава ФоРГО Константин Костин.
 
 
 
Куда делись аутсайдеры?
 
 
Ранее к «двоечникам» традиционно причисляли тех, чья работа оценивалась «ниже среднего». Исчезновение  графы составители объясняют несколькими факторами.
 
В первую очередь, «результативностью политики федерального центра, направленной на повышение качества государственного управления». Под этим подразумевается ограничения на пребывание в должности главы региона двумя сроками, продолжение курса на ротацию губернаторов с низким рейтингом доверия населения и внедрение общественного контроля над губернаторами.
 
Радикальной мерой борьбы с аутсайдерами стали регулярные отставки. Тех губернаторов, для кого фонд отводил нижние позиции, в скором времени увольняли. Таких набралось порядка десяти. В разное время в группу попадали уволенный губернатор Брянской области Николай Денин, арестованный по обвинению в коррупции экс-губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин и отставленный челябинский губернатор. Попрощались со всеми.
 
Другие же губернаторы, вдохновившись примером, вовремя решили исправиться и догнать коллег со средними показателями. Так из «группы смерти» вышли пермский губернатор Виктор Басаргин, тверской руководитель Андрей Шевелев и глава Ярославской области Сергей Ястребов.
 
«Работа по ротации кадров дает свои результаты, но мы не говорим, что четвертая группа ликвидируется навсегда. Если рейтинг губернаторов снизится, то они вновь будут включены в четверную группу», — подчеркивает Константин Костин.
 
 
 
Позитивные сдвиги
 
 
Из других позитивных сдвигов Константин Костин отмечает рост рейтинга тех губернаторов, кто примет участие в сентябрьских выборах. «Идущие  на выборы губернаторы получают доверие президента», говорит руководитель ФоРГО Константин Костин. В частности, на четыре пункта вырос рейтинг губернатора калининградской области Николая Цуканова, которого президент вопреки слухам не отправил в отставку.
 
В этом году в регионах выберут 21 губернатора, в 11 субъектах пройдут выборы депутатов законодательного органа государственной власти и в 25 регионах – выборы депутатов органов муниципальных образований – административных центров субъектов российской Федерации. 
 
Скорее всего, региональная избирательная кампания в этом году хоть и станет для большинства участников непростой, но больших неожиданностей не принесет. Основной вопрос – в какой степени эта осенняя тренировка сможет помочь партиям год спустя. Ведь оптимистичных социально-экономических прогнозов на 2016 год сегодня нет, а события меняются быстрее, чем бы того хотелось.
 
Напомним, по итогам выборов в 2016 году фракцию в Госдуме смогут создать партии, набравшие более 5% голосов (раньше он составлял 7%). Непарламентские партии обязаны будут предоставить в ЦИК 200 тыс. подписей граждан в свою поддержку. Несмотря на ужесточение условий, партии не намерены отступать. Многие из них уже готовятся к сентябрьским выборам.
 
Владимир Кудашов, политтехнолог партии «Родина»: 
Владимир Кудашов, политтехнолог партии «Родина»: , В настоящий момент партия «Родина» формирует списки на участие в выборах муниципального уровня, выборах в законодательное собрание и в выборах глав субъектов. Что касается высших должностных лиц, мы сможем определиться после подготовки документов, которые будут озвучены на конференции для выдвижения. А что касается выборов в законодательные органы власти, которые пройдут в 11 субъектах, то мы будем принимать участие во всех. А муниципальные выборы мы планируем закрыть в максимально возможном объеме, насколько нам позволит наша партийная инфраструктура. При выборах в Госдуму непарламентские партии будут испытывать те же сложности, что и в региональных выборах. Это применение административного ресурса и некоторая несогласованность деятельности субъектовых избирательных комиссий с центральной избирательной комиссией, с позицией администрацией президента на проведение максимально открытых и честных выборов. Мы будем с этим бороться: доказывать свою точку зрения, обращаясь в суды, в вышестоящие избирательные комиссии, будем следовать той букве закона, которая нам позволяет беспрепятственно дойти до каждого избирателя .
 
 
 
Надежда Корнеева, заместитель председателя партии «Патриоты России»
Надежда Корнеева, заместитель председателя партии «Патриоты России», В регионах 3-4 мы точно пойдем (в Брянске, в Калуге наверняка). Сентябрьские выборы непростые: количество документов и бюрократических процедур зашкаливает. Понятное дело, что парламентская партия может рассчитывать на 1-2 мандата. А нам для этого нужно составить список на 50-80 человек в регионе и на всех них подготовить огромное количество документов. Процедура очень бюрократизирована и осложнена. К тому же вернули сбор подписей: чтобы регистрировать кандидата теперь приходится собирать подписи. Процедура непростая, но мы будем участвовать и в выборах губернаторских, и в органы заксобрания (в 9-10 точно), и в столицы регионов мы пойдем.
 
Кстати, соответствовать губернаторам – лидерам рейтинга будет все сложнее. Уже при следующей оценке эффективности составители задействуют еще несколько критериев: антикризисное управление, поддержка предпринимательской активности и импортозамещения.
 
"Сейчас мы фиксируем ровную стабильную ситуацию в целом по стране, антикризисные меры и на федеральном, и на региональном уровнях дали свой эффект",— говорит глава ФоРГО Константин Костин.
 
Правда, в сентябре в рейтинг будет включен дополнительный модуль, который будет фиксировать динамику показателей НДС, косвенно замеряя показатели занятости населения и изменения состояния налогооблагаемой базы в регионах.
 
Марина Староверкина