СМИ об исследованиях

  |  10 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

Рейтинг ФоРГО: Аксенов – среди высокоэффективных губернаторов, а Меняйло потерял позиции из-за конфликта с Чалым

По предположению политолога Алексея Зудина, некоторые экспертные оценки могут быть завышенными из-за посткрымского патриотизма
Фонд развития гражданского общества обнародовал девятый рейтинг эффективности российских губернаторов – его особенностью стало то, что в нем дебютировали глава Крыма Сергей Аксенов и губернатор Севастополя Сергей Меняйло, показав неплохие как для новичков результаты. Первый оказался в группе очень высокого рейтинга, получив 24 место, Сергей Иванович – в группе высокого рейтинга, заняв 45 место. По мнению экспертов, Аксенов добился хороших результатов работы – и ему надо как минимум продолжить нынешнюю деятельность, а Меняйло подвели противоречия со спикером Заксобрания Алексеем Чалым, с которым нужно наладить взаимоотношения. Подробности – в материале «ФедералПресс.Крым».
Для каждого лидера субъекта Российской Федерации важна оценка их деятельности, поэтому включение в рейтинг эффективности губернаторов, который ежеквартально составляет Фонд развития гражданского общества, необходимо и для оценки ситуации в Республике Крым и Севастополе в целом, и для оценки деятельности Сергея Аксенова и Сергея Меняйло, пояснила руководитель отделения ФоРГО в Симферополе Наталья Киселева. По ее словам, глава Республики Крым и губернатор Севастополя не единственные новички в рейтинге – в таком же статусе выступают губернаторы Сахалинской области (Олег Кожемяко), Амурской области (Александр Козлов), Еврейской автономной области (Александр Левинталь) – разница между ними в том, что Аксенов и Меняйло работают уже больше года и включены в список впервые, а Кожемяко, Козлов и Левинталь недавно назначены. «Для дебютантов Сергея Аксенова и Сергея Меняйло 24-е и 45-е места – это хорошие показатели, среди новичков рейтинга их «обогнал» только губернатор Сахалинской области. Следует сказать, что для Сергея Аксенова и Сергея Меняйло важны не только первый рейтинг эффективности, но и дальнейшая динамика, на которую влияют критерии оценки, учитывающие и данные социологических исследований, и сведения Росстата, и экспертные оценки, и медийные показатели. Разница в баллах между Аксеновым и Меняйло не значительная – всего 13 баллов, но она объективна, так как социология фиксирует разный уровень популярности главы Крыма и губернатора Севастополя, на который в свою очередь влияет фактор несогласованности отношений между законодательной и относительной ветвями власти. Противоречия между ними постоянно отражаются в СМИ и обсуждаются в обществе», – рассказала Наталья Киселева.
Она добавила, что высокие оценки глав Республики Крым и Севастополя обязывают их только к действиям, направленных исключительно на улучшение ситуации в регионах, ведь любое ухудшение – хоть социологических, хоть экспертных оценок – может автоматически привести к понижению позиций в рейтинге эффективности.
Меняйло нужна команда для нормальной работы с Заксобранием
Член Общественной палаты Крыма Вадим Петров заметил, что 25 место Сергея Аксенова и 45 место Сергея Меняйло в рейтинге ФоРГО – вполне приемлемые результаты для первого их участия в подобном исследовании, они отражают реальную ситуацию в Крыму – оценка главы республики вполне объективна, оценка губернатора Севастополя вероятно обусловлена более сложной ситуацией в контексте взаимоотношений представительской и исполнительной ветвей власти города, которые представляют Чалый и Меняйло соответственно. «Оценки справедливы и отражают уровень руководства Республикой Крым и Севастополем, который мы наблюдаем сегодня. Аксенову и Меняйло есть к чему стремиться. С другой стороны, факт того, что они сразу попали в первую половину рейтинга, свидетельствует об их соответствии предъявляемым Москвой требованиям, учитывая особую проблемность регионов в нынешней ситуации, связанной с обстоятельствами внешнего характера – западными санкциями и торговой блокадой со стороны Украины. В таких условиях Аксенову и Меняйло регулировать многие процессы – в том числе экономического и социального строительства – достаточно сложно по сравнению с их коллегам на материке», – подчеркнул Петров.
По его мнению, губернатору Севастополя надо создавать команду, которая была бы в состоянии нормально работать с Законодательным собранием, так как, по оценкам жителей города, противоречия между исполнительной и законодательной ветвями власти замедляют интеграцию Севастополя в юридическое, правовое и другие пространства Российской Федерации – и нужно совершенствовать внутригородские связи, для чего имеется резерв в плане увеличения эффективности деятельности власти в целом. Если говорить о Республике Крым, добавил Вадим Петров, то Государственный совет и Совет министров действуют более синхронно, решают возникающие задачи без каких-либо конфликтов в вопросах путей ликвидации проблем – в этом плане Республика Крым безусловно выигрывает, в том заслуга в равной степени принадлежит главе РК Сергею Аксенову и спикеру парламента РК Владимиру Константинову.
«Вообще ситуация в Республике Крым будет зависеть не от одного Аксенова – если улучшится внешний фон, в котором сегодня существует и развивается Крым, это безусловно скажется на эффективности деятельности Аксенова. Полагаю, в настоящее время Сергей Валерьевич делает все, что в его силах – ну, не может он, например, окончательно разрулить транспортную проблему, поскольку этого нельзя сделать без строительства моста через Керченский пролив. Что касается организации средств доставки в Крым пассажиров (в частности, туристов) иными путями, Аксенов принимает наиболее деятельное участие в том – будь то строительство терминалов международного аэропорта «Симферополь» или улучшение работы Керченской паромной переправы: и там, и там глава РК бывал не раз, именно под его руководством оптимизировались все процессы. Аксенов сегодня делает максимум возможного для развития крымской промышленности, оптимизации процессов в аграрном секторе. Хотя можно говорить о необходимости продолжения работы по подбору членов руководящей команды – такие процессы продолжаются и в Совете министров РК, и в местных органах власти. То, как быстро отреагировало региональное отделение партии «Единая Россия» на ситуацию в Красноперекопске (где председатель городского совета Валентина Финиковская и глава городской администрации Сергей Карманов не поделили рынок – за что оба написали заявления об увольнении) свидетельствует о том, что республиканские власти реагируют на подобного рода вещи – и в случае необходимости способны принимать действенные меры по решению проблем, связанных с недостаточной готовностью муниципальных властей принимать справедливые решения», – отметил член Общественной палаты Крыма.
Аксенову позволяют продолжать нынешний курс
На высокие позиции Сергея Аксенова и Сергея Меняйло в рейтинге губернаторов ФоРГО повлиял факт того, что Крымский федеральный округ для Российской Федерации является одной из государственных витрин, предположил директор Центра политологических исследований Финансового института при правительстве РФ Павел Салин. «Около 15 лет есть витрина под названием Кавказ, где президент Владимир Путин продемонстрировал способность решать такую тяжелую проблему как кавказский конфликт. Затем – начала формироваться витрина под названием Дальний Восток: поворот России, начавшийся гораздо раньше, чем год назад, в контексте конфликта с Западом – когда стартовала подготовка к саммиту АТЭС. Была и есть витрина под названием Калининград. Крымский федеральный округ тоже стал витриной – и сейчас, во-первых, ясно, что ему федеральный центр будет больше уделять внимания, чем среднестатистическим российским регионам, – с финансовой и прочих точек зрения, во-вторых, федеральный центр будет делать ставку на несменяемость власти в Республике Крым и Севастополе, чтобы там минимизировать внутриэлитные конфликты. Полагаю, 24 место Сергея Аксенова опровергает слухи о том, что его собираются отправлять в отставку. Что касается 45 места Сергея Меняйло, полагаю, что он не вошел в первую часть рейтинга, поскольку в Севастополе существуют мощные контрэлиты, контролируемые спикером Заксобрания Алексеем Чалым. Соответственно, продолжает существовать центральный конфликт по линии глава города-глава местного парламента. Конечно, его можно разрешить, но я, честно говоря, не вижу возможностей для этого. Если брать не чисто личные интересы Сергея Меняйло и Алексея Чалого, а их разные взгляды на развитие Севастополя, то первый выражает позицию военных (Севастополь – чисто военная точка с военной экономикой), у второго совершенно иные идеи относительно кластеров и всего прочего. Я не вижу потенциала для разрешения конфликта, поскольку речь идет о двух принципиально разных проектах. Полагаю, их по-прежнему будут разводить по сторонам достаточно высокопоставленные чиновники», – рассказал Павел Борисович.
Он продолжил тем, что Москва сейчас меньше ориентируется на отношение населения к руководителям регионов, даже если ситуация в регионе не самая хорошая, то для губернаторов самое главное – блокировать уход информации о каких-либо социальных конфликтах на сторону, чтобы ею не смогли воспользоваться зарубежные пропагандисты.
«Аксенов – по сравнению со среднестатистическим губернатором - проводит свою политику, гораздо меньше оглядываясь на интересы федерального центра. Хотя у него и нет такой степени свободы, как у главы Чечни Рамзана Кадырова, но он и не зажат в тиски, как среднестатистический губернатор центральной России. Судя по всему, ему позволяют продолжать нынешний курс деятельности, дальше – посмотрим, что будет», – констатировал Павел Салин.
«То, что глава Крыма и губернатор Севастополя оказались «в плюсе», полностью соответствует и моим оценкам. Обсуждать можно величину положительного знака. Рейтинг составляется на основе оценок экспертов, не исключено влияние посткрымской патриотической волны: эксперты тоже люди - поэтому, мне кажется, некоторые оценки могут оказаться несколько завышенными. В частности, я имею в виду то, что итоги деятельности Сергея Меняйло оспариваются предыдущим лидером города Алексеем Чалым. В Севастополе во внутриэлитных отношениях есть проблемы, судя по всему, определенные проблемы присутствуют и в плане способности властей справляться с существующими вызовами. Хочу напомнить, что согласно одному из последних опросов Фонда «Общественное мнение» показатели готовности жителей Севастополя к протестным действиям оказались гораздо выше, чем в Республике Крым. В ближайшей перспективе политическая ситуация на Крымском полуострове может стать объектом дестабилизирующего воздействия со стороны США, эту перспективу тоже необходимо принимать во внимание», – заметил член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.
По его мнению, Сергею Аксенову и Сергею Меняйло для недопущения понижения, или для сохранения, или для повышения позиций в рейтинге ФоРГО необходимо прежде всего эффективно справляться со своими обязанностями, поддерживать на высоком уровне открытость в своей работе, последовательно противодействовать коррупции и действовать таким образом, чтобы и в обстановке патриотической консолидации политические процессы и в Республике Крым, и в Севастополе оставались конкурентными.
 
Алексей Лохвицкий