Рейтинг ФоРГО становится для губернаторов инструкцией к действию
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил девятый рейтинг губернаторов, основной особенностью которого стало наличие сразу двух лидеров и полное отсутствие «группы смерти». Ситуация в I группе, в которую входят главы регионов с очень высоким рейтингом - выше 75 баллов, продолжает оставаться стабильной. Однако в данном выпуске впервые первое место разделили сразу два руководителя – губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. О том, почему последний рейтинг показывает такую спокойную динамику и чем на этот раз порадовал политологов Уральский Федеральный округ говорит руководитель филиала Фонд развития гражданского общества в УрФО, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, политолог Анатолий Гагарин:
«Я думаю, что наши рейтинги являются, без преувеличения, инструкцией к действию. Те люди, которые принимают решения, руководство страны, они во многом опираются на наши рейтинги. И губернаторы, если не хотят расстаться со своей должностью, тоже делают выводы. Бывает, конечно, и непонимания, когда губернаторы говорят, что не понимают, на какие такие показатели мы опираемся, на что мы всегда говорим, что достаточно заглянуть на сайт и понять, что наши рейтинги являются интегральными, составляются по результатам шести модулей. Здесь нет никакой предвзятости и субъективизма – только объективная оценка. И объективная оценка говорит о том, что так называемая «группа смерти» перестала существовать – не знаю, надолго или нет. Хотелось бы думать, что губернаторов, чье присутствие в этом кресле вызывает сомнения, уже и не будет. Например, глава Осетии уже вполне мог покинуть свой пост – а теперь видно, что он покинул «группу смерти» и перешел на более высокий уровень, в третью группу. Это касается, в том числе, губернатора Пермского края.
В целом мы фиксируем улучшение социально-экономических показателей губернаторов, которые входят в УрФО. И это очень хорошие данные. Конечно, есть и некоторые снижения показателей – я имею в виду губернатора Курганской области. Это связано как раз с тем, что Курганская область находится в сложном социально-экономическом положении, достаточно большой урон был нанесен природными катаклизмами в прошлом году, и те большие результаты, которых хотели добиться аграрии в Курганской области были реализованы не полностью. Там порядка 30% урожая осталось не убрано. Хотя надо отметить, что и губернатор, и его команда делали все, чтобы спасти урожай и действительно спасли его, находились в полях, работали. В этом смысле к команде предъявлять претензии нельзя. Я думаю, что Шадринский экономический форум, который состоится в июне, покажет определенные результаты. По крайней мере, те договоренности с инвесторами, которые есть уже сейчас, будут приобретать зримые очертания. И надеюсь, что Шадринский форум поможет перейти из режима ожиданий в режим реальных свершений. Еще надо отметить, что Курганская область достаточно инерционна, и команде Кокорина сложно ее раскачать.
Если говорить о других субъектах, то здесь положение очень неплохое. Кобылкин вернулся в графу лидеров, как это было в прошлом году. Комарова повысила свое положение на два балла, и это для губернатора, который исполняет обязанности, очень хороший показатель, учитывая, что округ политически напряженный, и в этом состоянии возникают всякого рода слухи , информационные завихрения. И тем не менее, губернатор с командой уверенно работают над повышением социально-экономических показателей. Если взять Свердловскую область, то мы видим, что несмотря на некоторые упущения, которые были сделаны в прошлых месяцах, (я имею ввиду экспертно-медиальные рейтинги, которые были между интегральными, и показывали падение), губернатор вернулся в когорту сильных губернаторов, и он постарается сохранить эту позицию. Я был на заседании общественно-политического совета, и могу сказать, что социально-экономические показатели Свердловской области растут, несмотря на кризис, импортозамещение реализуется, майские указы исполняются, и главный вопрос – установление контактов с элитами, у губернатора стал решаться. Наш рейтинг это зафиксировал и в плане экономического развития, и в плане отношений с элитами. В целом, за небольшим исключением, губернаторы УрФО показывают неплохие результаты. Я думаю, что к следующему кварталу губернаторы повысят свои показатели, тем более, что сейчас уже не возникает разговоров о том, что «я не знаю, что такое рейтинг ФоРГО, я не понимаю, как с ним работать». Наши губернаторы все прекрасно понимают, и работают над тем, чтобы показатели были позитивными.
Что касается того, что в этом году первое место впервые разделили сразу два губернатора, то я думаю, что если посмотреть на наши рейтинги, то достаточно часто случалось, что губернаторы занимают одни и те же позиции. Просто вверху колонки место занимал тот человек, у которого более уверенное положение, и который несколько раз занимал эту позицию. А вообще так часто бывает, что губернаторы имеют равное количество баллов, но занимают разные строчки. В этом нет ничего экстраординарного, но интересно, что у нас на сегодняшний день два лидера. Это очень хорошо. Надо отметить, что в губернаторском корпусе происходит некая сепарация, и те губернаторы, которые показывали низкий рейтинг, выпадают из списка, в том числе и из-за ротаций. И то, что на первый план выходят энергичные, сильные губернаторы, которые предпринимают массу усилий, чтобы субъект достиг высоких показателей. Благодаря нашему рейтингу эти люди видны, мы можем зафиксировать динамику, выявить сильных руководителей, тех, кто достоин повышенного внимания СМИ и высоких оценок. Это хорошая воспитательная функция нашего рейтинга, позволяющая создать конкурентную среду для губернаторов, полезную для всех нас».