СМИ об исследованиях

  |  09 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

«Глаза на лоб лезут, когда я вижу эту социологию»

Свежих оценок ФоРГО ждали всю весну: интрига с Кобылкиным, новый статус Басаргина, потенциал Комаровой и объяснение по Куйвашеву.

С раннего утра эти цифры — на столах у губернаторов. Прокремлевский Фонд развития гражданского общества вновь поставил оценки главам регионов: насколько они эффективно работали весной. Интрига сложилась заранее: зимой сменился лидер — ямальский губернатор Дмитрий Кобылкин впервые за время существования рейтинга опустился ниже. А потом было два специсследования и свердловского губернатора Евгения Куйвашева называли лидером падения. И вот результаты. Во-первых, сработал сам рейтинг — региональные начальники однозначно и без оговорок выполняют все установки Москвы. Во-вторых, ликвидирована «группа смерти» — всех неэффективных «зачистили». Что случилось с уральцами — вы узнаете первыми.
 
Рейтинг эффективности российских губернаторов Фонд развития гражданского общества готовит с января 2014 года. Отдельной его «фишкой» всегда было наличие группы глав с низкой эффективностью, которую журналисты называли «группой смерти». Но
 
если в футболе это «пул» сильнейших команд, битва между которыми идет не на жизнь, а на смерть, то в исследовании ФоРГО таковыми были губернаторы, которым предстояла отставка.
 
И вот в девятом рейтинге ее не стало.
 
В Фонде указывают: за прошедшие полтора года кадровая политика Кремля дала результаты. «Это целый комплекс мер, связанный с периодической ротацией губернаторов (в том числе тех, которые долгое время пребывают на своем посту) и введением механизмов общественного контроля над расходами региональных бюджетов. Повлияло и сокращение предельного количества сроков, которые может занимать глава региона. Все эти меры дали свой результат и привели к повышению эффективности работы глав регионов», — объясняет руководитель центра политических исследований ФоРГО Андрей Кочетков. Председатель правления Фонда Константин Костин добавляет, что за всю полуторагодовалую историю рейтинга более десяти его аутсайдеров по разным основаниям уже лишились своих постов.
 
Еще одну причину исчезновения «смертников» называет руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Губернаторы-аутсайдеры, понимая сложность своего положения и желая принять участие в выборах, взялись за свой пиар, начали перезагрузку и перестроили свою работу с населением.
 
Следующая особенность исследования — появление в нем глав Крыма и Севастополя. Уровень эффективности Сергея Аксенова и Сергея Меняйло довольно высок: в рейтинге они занимают 24 и 45 место соответственно. Не стали объектами изучения вновь назначенные и новые главы Северной Осетии-Алании, Краснодарского края, Пензенской и Тамбовской областей — они не успели проработать в должности два месяца, необходимые для включения в рейтинг.
Губернаторы УрФО в целом демонстрируют стабильность. Из всех региональных начальников большого Урала группу сменил лишь глава Пермского края Виктор Басаргин, долгое время бессменный участник «группы смерти». В девятом рейтинге эффективности он занимает 78-81 позиции, улучшив свои показатели на два балла. Несмотря на то, что ему не удалось получить разрешение на досрочное переизбрание, а ощутимых успехов в регионе пока нет, жители Пермского края позитивно оценили его работу.
 
«Если мы посмотрим на данные социологических исследований в отношении деятельности Басаргина, то увидим позитивную тенденцию. Мнение экспертов для нас важно, но 75 из 100 баллов нашего рейтинга формируют соцопросы — то, как сами люди оценивают работу своих губернаторов. Жители региона деятельность Басаргина стали оценивать лучше, и здесь придраться не к чему», — комментирует взлет главы Пермского края Андрей Кочетков. «У него действительно есть некоторое повышение показателей доверия и социального самочувствия в субъекте, достаточное для того, чтобы перешагнуть границу третьей группы», — добавляет Константин Костин.
 
Более заметно улучшение позиций главы Ямала Дмитрия Кобылкина. С момента создания рейтинга он всегда был первым, но в январе стал вторым, уступив лидерскую позицию губернатору Калужской области Анатолию Артамонову. Сейчас у них одинаковое количество баллов и одно на двоих первое место. Вернуть утраченные позиции вновь помогла народная любовь. «Я смотрю социологию по ЯНАО — и каждый раз глаза лезут на лоб! Не знаю, как они этого добиваются, но у них всегда фантастический рейтинг президента, „Единой России“, самого Кобылкина. После того, как глава региона остался в кресле (многие его провожали в Москву), понижать оценки стало не за что. В любом случае политическая крыша у него прочная, хотя и денег на СМИ они тратят немало», — комментирует Калачев.
 
Немного отстает от соседа, но по-прежнему находится в группе с высоким рейтингом глава «тюменской матрешки» Владимир Якушев. Он занимает 4-5 позиции (вместе с Вячеславом Гайзером из Коми), по сравнению с предыдущим исследованием его показатели остались на прежнем уровне. То же самое можно сказать и о главе Челябинской области Борисе Дубровском. Губернатор демонстрирует отсутствие какой-либо динамики, занимает 16-е место.
 
41-43 позиции во второй группе достались «хозяйке Югры» Наталье Комаровой (вместе с Алексеем Орловым (Калмыкия) и брянским губернатором Александром Богомазом). За прошедшие четыре месяца она улучшила свои позиции на два балла. «Для главы региона, который занимает второе место по ВВП и где добывается практически 60 процентов всей российской нефти, это место крайне низкое», — считает глава «Политической экспертной группы». Положительную динамику политолог объясняет избавлением от необходимости идти на прямые выборы и исчезновением слухов о ее уходе в министерство природных ресурсов или Совфед. «Из ХМАО поступает масса негативных сигналов: проблемы межэтнических отношений, взаимодействия хантов с нефтяниками. Удивительной для меня стала статья в Википедии, написанная в негативном ключе», — констатирует эксперт.
 
В третьей группе, помимо Виктора Басаргина, находятся главы Свердловской и Курганской областей. Евгений Куйвашев остался на прежних 52-56 позициях (так же, как ставропольский губернатор Владимир Владимиров, глава Мурманской области Марина Ковтун и губернатор Липецкой области Олег Королев). И это одна из сенсаций рейтинга, поскольку по промежуточным итогам марта Куйвашева называли лидером падения. Глава Фонда Константин Костин объясняет это тем, что «экспертный модуль (в одном из которых Куйвашев стал лидером падения), с одной стороны, представляет интерес, потому что эксперты очень быстро реагируют на те или иные события, но, с другой — в рамках интегрального исследования эти резкие колебания существенно сглаживаются, потому что есть другие факторы. Самые главные факторы — это данные социологии, оценка работы властей со стороны граждан».
 
Результаты работы курганского губернатора Алексея Кокорина ухудшились на три балла (74-77 место вместе с главой Карелии Александром Худилайненом, калининградским губернатором Николаем Цукановым и президентом Удмуртии Александром Соловьевым). Не исключено, что причиной этого стали последствия кризиса, считают эксперты.
 
Главным вызовом для глав регионов летом остается экономическая ситуация. Несмотря на то, что кризисные факторы в значительной степени были сглажены (удалось не допустить резкого повышения цен и роста безработицы), ослаблять антикризисное управление губернаторам нельзя, предупреждают в фонде.

Елена Журавлева