В России не осталось плохих губернаторов
Из рейтинга эффективности региональных лидеров исчезла группа с оценками «ниже среднего».
В очередном выпуске рейтинга эффективности губернаторов, который публикует во вторник близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества (ФРГО), показатели региональных лидеров попали в прямую зависимость от того, получили ли они право идти на досрочные выборы в сентябре этого года: те, кому президент разрешил избираться досрочно, демонстрируют уверенный рост. Кроме того, из рейтинга исчезла последняя, четвертая, группа губернаторов (с оценками «ниже среднего», т. е. менее 50 баллов по 100-балльной системе). Эксперты объясняют это результативной политикой федерального центра, предусматривающей, в частности, курс на ротацию регионального руководства, приход в политику новых управленцев и общественный контроль над губернаторами. Входившие ранее в исчезнувшую группу руководители регионов дружно улучшили свои показатели, переместившись во вторую и третью группы, а еще один – глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров – ушел в отставку, говорится в пояснительной записке к рейтингу.
При оценке эффективности принимаются во внимание несколько критериев: антикризисная политика губернатора, включая курс на импортозамещение и поддержку предпринимателей; реализация социальной политики – переселение из аварийного жилья, своевременная выплата зарплаты и ситуация с безработицей; уровень эффективности регионального руководства в форс-мажорных ситуациях – борьба с лесными пожарами и наводнениями; количество эпизодов, связанных со злоупотреблением служебным положением, или скандалы, связанные с неэтичным поведением руководства региона.
В первой группе (свыше 75 баллов) наибольший рост показали руководитель Коми Вячеслав Гайзер и губернатор Камчатского края Владимир Илюхин (последний отличился удачной реализацией программы по переселению из аварийного жилья). Новички группы – руководитель Ленинградской области Александр Дрозденко и руководитель Республики Крым Сергей Аксенов (он включен в рейтинг впервые). Во второй группе (от 60 до 75 баллов) существенный рост у ростовского губернатора Василия Голубева, который успешно решает гуманитарные проблемы в пограничном регионе, а также Владимира Волкова (Мордовия) и Сергея Жвачкина (Томская обл.), перешедших из третьей группы во вторую. Константин Ильковский (Забайкальский край), напротив, «ушел в минус», не справившись, по мнению экспертов, с ростом безработицы и лесными пожарами.
Уже со следующего выпуска к критериям оценки эффективности губернаторов может добавиться новый фактор, который будет характеризовать ситуацию с экономикой субъекта. «Мы будем сравнивать динамику валового регионального продукта с аналогичным периодом прошлого года. Если показатели будут хуже, чем прогнозировало Министерство экономического развития, – это будет являться понижающим фактором, если лучше – то добавит баллов в рейтинге», – рассказывает руководитель ФРГО Константин Костин. В качестве «градусника» для оценки будет взят НДС, который собирается с товаров и услуг в регионе. «Он четко администрируется», – поясняет Костин.
«Реально на устойчивость и эффективность губернаторов влияют только три вещи: рейтинг поддержки населением (и, соответственно, уровень популярности), поддержка со стороны «Политбюро 2.0», т. е. в федеральных элитных группах, и уровень конкуренции вокруг региона», – полагает политолог Евгений Минченко. Ярославская область, например, не слишком привлекательный регион, поэтому низкий рейтинг ее руководителя и даже попадание в «группу смерти» может не привести к отставке, потому что желающих занять место в финансово непривлекательном регионе нет, подчеркивает эксперт. А есть, напротив, регионы, за которые идет постоянная борьба, – Ленинградская и Свердловская области, Санкт-Петербург.
Сюзанна Фаризова