Девятый выпуск рейтинга эффективности глав регионов страны, который подготовил Фонд развития гражданского общества, полон неожиданностей. Во-первых, из него исчезла целая группа губернаторов, но зато впервые попали главы новых российских регионов – Крыма и Севастополя. Кроме того, до минимума сокращается разрыв между губернаторами в пределах одной группы, а губернаторы, которым предстоят выборы осенью 2015 года, демонстрируют уверенный рост показателей. Кто вообще покинул рейтинг, какие оценки заслужили главы Крыма и Севастополя, почему первых губернаторов может быть двое и какие меры федерального центра привели к исчезновению из рейтинга целой группы губернаторов – в материале РИА «ФедералПресс».
Фонд развития гражданского общества представит сегодня, 9 июня, девятый по счету рейтинг эффективности губернаторов. В 2015 году это уже второй подобный продукт, до этого фонд представлял исследование региональной политики в феврале. Тогда, напомним, впервые за все время существования рейтинга, сменился лидер. Им стал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, который обогнал главу ЯНАО Дмитрия Кобылкина. В девятом рейтинге интрига не сохранилась, и первое место в рейтинге разделили сразу два руководителя – губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и губернатор Ямало-Ненецкого АО Дмитрий Кобылкин. Это случилось впервые в истории подготовки рейтинга. «Оба руководителя уже давно демонстрируют схожие рейтинговые показатели, так что в данном случае принципиально ситуация не изменилась», – говорится в пояснительной записке к документу.
В группе лидеров рейтинга – то есть в I группе наиболее эффективных губернаторов – ситуация стабильна. Плюс два балла – и это наиболее заметные показатели в группе – у главы Коми Вячеслава Гайзера и губернатора Камчатского края Владимира Илюхина. Первый заслужил такую оценку благодаря высоким показателям доверия и оценки работы жителями региона. Второй успешно решал социальные проблемы региона, включая переселение из ветхого и аварийного жилья. Один балл в рейтинге потерял президент Республики Татарстан Рустэм Минниханов: на рейтинг повлияли негативные публикации в региональных СМИ, они касались взаимоотношения государственных служащих и бизнеса.
Новички в I группе – губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко (+1, успехи в социально-экономической политике) и глава Республики Крым Сергей Аксенов, получивший высокую оценку работы со стороны жителей субъекта РФ. Он занял сразу 24-е место (отметим, что глава Севастополя Сергей Меняйло – 45-й, он находится во второй группе рейтинга).
Вылет из рейтинга
Появление в списке российских губернаторов глав Крыма и Севастополя – безусловно, одна из самых ярких новинок девятого рейтинга, но далеко не единственная. Наиболее существенным итогом девятого выпуска можно считать исчезновение из рейтинга IV группы (рейтинг эффективности губернатора ниже среднего).
По мнению экспертов ФоРГО, это означает, что политика центра, направленная на повышение качества госуправления на уровне регионов, дала свои результаты. К этим мерам можно отнести и то, что теперь должность главы региона можно занимать не более двух сроков подряд, и ротацию высших должностных лиц субъектов РФ, особенно в тех случаях, когда антирейтинг губернатора превышает показатели доверия к нему со стороны населения, и приход к управлению регионами новых политиков, и внедрение общественного контроля над губернаторами, включая обеспечение прозрачности государственных затрат на уровне субъектов РФ.
Формально же исчезновение IV группы объясняется тем, что у части ее бывших членов произошел объективный рост ключевых рейтинговых показателей, и отставкой главы Республики Северная Осетия-Алания Таймураза Мамсурова, ранее входившего в эту группу.
Вообще, в девятом выпуске сокращено число участников. Причиной этого стала смена высших должностных лиц в ряде регионов: не только в уже упомянутой Северной Осетии, но и в Краснодарском крае, Пензенской и Тамбовской областях. При этом вновь назначенные главы регионов не успели проработать в должности два месяца, необходимые для включения в рейтинг.
Качественная динамика
Однако наиболее явные изменения в новом выпуске рейтинга произошли во II группе. Существенный рост по-прежнему показывает ростовский губернатор Василий Голубев (+3, высокий уровень доверия со стороны населения и успехи в решении гуманитарных проблем в приграничном регионе); рост показателей социального самочувствия обеспечил хорошие результаты Владимиру Волкову (Республика Мордовия, +3), Юнус-беку Евкурову (Республика Ингушетия, +3) и Сергею Жвачкину (Томская область, +3). При этом Владимир Волков и Сергей Жвачкин в новом рейтинге смогли качественно улучшить свои результаты, перейдя из III группы во II.
В то же время во II группе (в отличие от I), достаточно ярко проявился и негативный тренд. «В частности, проблемы с лесными пожарами и скандалы со злоупотреблением должностными полномочиями региональными чиновниками отразились на рейтинге Константина Ильковского (Забайкальский край, –4). Тема лесных пожаров и социальные проблемы (рост безработицы) повлияли также на результаты Виктора Зимина (Республика Хакасия, –3)», – говорится в пояснительной записке к рейтингу.
В III группе также достаточно четко обозначилась качественная динамика. Так, из бывшей IV группы в III перешли Виктор Басаргин (Пермский край, +2), Сергей Ястребов (Ярославская область, +2) и Андрей Шевелёв (Тверская область, +2). У них зафиксирован рост показателей, характеризующих социальное самочувствие жителей регионов, и улучшение ситуации в информационном поле.
В результатах рейтинга нашел отражение и фактор приближающегося единого дня голосования в субъектах РФ. Главы регионов, которые получили поддержку президента в контексте участия в будущих выборах, демонстрируют устойчивый рост рейтинговых позиций. По мнению экспертов, данная тенденция продолжится и в дальнейшем.
Среди факторов, оказавших влияние на позиции губернаторов в рейтинге, эксперты выделяют:
1. Фактор выборов: те главы регионов, которые планируют принять участие в предстоящих осенью выборах и при этом получили поддержку со стороны главы государства, укрепляют свои позиции в рейтинге.
2. Ситуацию в области экономического развития регионов и уровень эффективности антикризисной политики руководителей субъектов РФ, включая реализацию курса на импортозамещение и поддержку предпринимательской активности.
3. Качество реализуемой социальной политики, включая решение таких острых вопросов, как переселение из аварийного жилья, ситуация с безработицей и своевременной выплатой заработной платы.
4. Уровень эффективности регионального руководства в кризисных ситуациях, ставших причиной серьезных социальных проблем.
5. Эпизоды, касающиеся злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц в субъектах РФ.
6. Резонансные факты, связанные с неэтичным поведением отдельных руководителей в отношении исторических событий и их символов, имеющих высокую общественную значимость.
Как поясняют в ФоРГО, рейтинг эффективности губернаторов «является интегральным продуктом, при составлении которого учитывались данные исследования «Георейтинг» Фонда «Общественное мнение», характеристики экономического положения в регионе по материалам Федеральной службы государственной статистики России, индекс медиаэффективности, рассчитанный «Национальной службой мониторинга», экспертные оценки и результаты ранее опубликованного ФоРГО «Рейтинга социального самочувствия регионов России».