События и комментарии экспертов фонда

  |  09 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

Рейтинг эффективности губернаторов обошелся без «группы смерти»

 

Эксперты считают, что участники исследования продемонстрировали объективный рост ключевых показателей

Рейтинг эффективности губернаторов обошелся без «группы смерти»

Фото: jilkin.ru

Главные результаты уже девятого по счету рейтинга губернаторов, подготовленного Фондом развития гражданского общества (ФоРГО), — два лидера и полное отсутствие «двоечников». Как считают авторы исследования, результативность внутренней политики федерального центра, направленной на повышение качества гос­управления, возросла. Это выразилось в более качественном подборе кандидатов при назначении на пост главы региона, появлении общественного контроля за деятельностью губернаторов, а также в введении ограничения пребывания в должности главы субъекта двумя сроками.

Самые стабильные

Ситуация в I группе исследования, в которую, по оценкам экспертов, входят губернаторы с очень высоким рейтингом — свыше 75 баллов, по сравнению с предыдущим выпуском продолжает оставаться стабильной. Правда, как отмечают авторы, впервые первое место разделили сразу два губернатора — Калужской области Анатолий Артамонов и Ямало-Ненецкого АО Дмитрий Кобылкин.

— Я не думаю о месте в рейтинге. Работаю не для оценки, а для того, чтобы, когда стану пожилым, не приходилось, увидев знакомого, переходить на другую сторону улицы. Особенно горжусь за последнее время тем, что нам удалось не остановить процесс развития области — и в сельском хозяйстве, и в строительстве. Очень приятно, что инвесторы нам верят, регион растет, а все остальное для меня не существует, — объяснил Анатолий Артамонов «Известиям» свой успех.

Прибавили в рейтинге глава Коми Вячеслав Гайзер (+2), у которого выросли показатели доверия и оценки работы со стороны жителей региона, и губернатор Камчатского края Владимир Илюхин (+2), замеченный в успешном решении социальных проблем, включая переселение из ветхого и аварийного жилья.
По одной позиции в рейтинге потеряли глава Чечни Рамзан Кадыров и президент Татарстана Рустам Минниханов. На рейтинге Минниханова отразился ряд негативных публикаций в региональных СМИ о взаимоотношениях власти и бизнеса, Кадырова подвели федеральные публикации о его конфликте с силовиками.

— Я защищаю права своего народа — жителей республики, руководить которой мне доверил президент страны. Пусть разные фонды делают выводы, а мы будем строить мирную процветающую республику, — заявил «Известиям» глава Чечни, отметив, что для него в приоритете благополучие и безопасность жителей республики, а не цифры в рейтингах.

Новичками первой группы стали губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко (+1), глава Крыма Сергей Аксёнов и глава Сахалинской области Олег Кожемяко, получившие высокую оценку работы со стороны жителей региона.

— Эту группу нельзя считать полностью статичной, так как в ней появились три новых участника, — пояснил «Известиям» незначительные перемены в составе лидеров глава ФоРГО Константин Костин, отметив, что именно у этих губернаторов самый высокий рейтинг доверия населения.

— Если говорить о первой десятке, то в ней действительно сейчас находятся губернаторы, которые демонстрируют самые высокие показатели по всем пяти экспертным модулям,— продолжает Константин Костин.

Группа роста

Наибольшие изменения рейтинга произошли во II группе у губернаторов с высоким рейтингом — 75–60 баллов. Тут рост в три балла продемонстрировали глава Ростовской области Василий Голубев, к которому вырос уровень доверия населения, глава Мордовии Владимир Волков, поработавший над социальным самочувствием региона, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и глава Томской области Сергей Жвачкин.

Как отмечают авторы рейтинга, Волков и Жвачкин в девятом выпуске смогли качественно улучшить свои результаты, перейдя из III группы во II.
В то же время в динамике II группы ярко проявился и негативный тренд. В частности, проб­лемы с лесными пожарами и скандалы со злоупотреблением должностными полномочиями чиновниками отразились на рейтинге губернатора Забайкальского края Константина Ильковского, потерявшего 4 балла. Тема лесных пожаров и социальные проблемы, в числе которых рост безработицы, повлияли также на результаты главы Хакасии Виктора Зимина (–3).

— С этим рейтингом я не знаком, но что касается колебаний в 2–4 пункта, то это вполне объяснимо техническими перепадами: кого-то переназначили, какие-то события, которые происходят на территории. У нас в области апрель–май были напряженными, были пожары, кроме того, и с бюджетом непростая ситуация сложилась, — согласен с экспертной оценкой Константин Ильковский.
Помощник Виктора Зимина сказал, что передаст шефу информацию рейтинга, однако от комментариев воздержался.

Упали, но не низко

Как отмечают эксперты, в III группе губернаторов со средним рейтингом 60–50 баллов также наметилась качественная динамика. Взлетом из бывшей IV «группы смерти» в III группу стало перемещение губернатора Ярославской области Сергея Ястребова (+2), губернатора Тверской области Андрея Шевелева (+2) и главы Пермского края Виктора Басаргина (+2).

— Ситуация в этих регионах была тяжелая. Я неоднократно об этом говорил. Но сейчас там зафиксирован определенный рост экономических, социологичес­ких показателей, характеризующих социальное самочувствие жителей и улучшение ситуации в информационном поле, — пояснил «Известиям» глава ФоРГО Константин Костин, считающий оценку объективной.

Правда, и Ястребов, и Шевелев остались замыкающими в рейтинге.
Падение результатов отразилось на рейтингах губернаторов Кировской области Никиты Белых (–4), Вологодской области Олега Кувшинникова (–3), Орловской области Вадима Потомского (–3), Курганской области Алексея Кокорина (–3) и главы Удмуртии Александра Соловьева (–3).

— В Вологодской области на оценке деятельности Кувшинникова отражаются экономические проблемы, в частности наполняемость регионального бюджета, которая зависит от состояния металлургической промышленности. Соловьеву предстоят сложные выборы в гордуму Ижевска, существует раскол элит, а также проблемы со взаимоотношениями власти и бизнеса. У Потомского такая же история, как в Ижевске: выборы в гордуму и проблемы с элитами, которые выстраивают против него медийную кампанию, — пояснил глава Политической группы Константин Калачев.

Что касается Никиты Белых, то он, как считает эксперт, продолжает фрондировать своим политическим имиджем — например, он был приглашен на день рождения Алексея Навального, выступает последователем идей Кудрина, но экономическая и социальная ситуация в регионе только ухудшается.

Впрочем, сами главы регионов к экспертным оценкам относятся скептически.

— Сейчас этих рейтингов готовится много, мне даже сложно вспомнить хронологию каждого из них. Но если внимательно изучить динамику этих рейтингов за несколько лет, то там нет никакой корреляции ни с какими событиями — так прокомментировал свое передвижение «Извес­тиям» Никита Белых.

Вадим Потомский с оценкой рейтинга не согласен и считает, что, наоборот, в регионе сейчас много успехов.

— Например, по продуктовой части у нас нет резкого удорожания, не поднимаем тарифы ЖКХ. И по итогам нашего внутреннего ежемесячного мониторинга могу сказать даже, что у нас нет моментов, которые требуют особенно активного вмешательства. Бе­зусловно, есть фронт работы, есть свои задачи. Я не знаю, на что они ориентируются, составляя свои рейтинги, на чем основывают вопросы, — заявил губернатор, считающий, что политологи делают в своих рейтингах слишком большой упор на негатив.

Глава ФоРГО Константин Кос­тин с этим мнением не согласен, подчеркивая исчезновение в этом выпуске рейтинга «группы смерти», из которой главы субъектов нередко отправлялись в отставку.

— Мы фиксируем ситуацию на июнь 2015 года и говорим, что на сегодня IV группы в оценке эффективности глав субъектов нет. Хотя это не значит, что эта группа исчезла навсегда, но это будет зависеть от результатов работы и оценок населения, — пояснил Костин.

В ФоРГО также отметили, что в девятом выпуске сокращено число его участников. Причиной этого стала смена высших должностных лиц в ряде регионов, в частности в Северной Осетии, Краснодарском крае, Пензенской и Тамбовской областях. При этом вновь назначенные главы регионов не успели проработать в должности два месяца, необходимых для включения в рейтинг.